Нохла, шишла, шарла

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  5469

Вся наша жизнь —
узор ковра и тот,
кто его выдумал, выдумал и всё,
что с нами
будет…

Советы покупателям ковров

ОАЭ — настоящий рай для ценителей ковров ручной работы. Здесь и выбор огромный, и география производителей, пожалуй, самая обширная, и качество достойное, да и цены радуют.

Если вы собираетесь выгодно инвестировать деньги в антикварный ковёр, отправляйтесь в лавки старьёвщиков. Если желание не простирается дальше нового, но настоящего ковра ручной работы (который всегда можно выгодно продать), отправляйтесь на поиски.

Самое главное — любая точка продажи ковров должна быть специализированной! Их можно заметить издалека — витрины ковровых магазинов щедро завешаны лучшими произведениями, а через оставшиеся пространства стекол видны аккуратные ряды свёрнутых ковров,

Подделки, то есть ковры машинного плетения, за рукотворные выдают редко: то ли из уважения к традициям, то ли из-за трепета перед Аллахом. Если персидский ковёр стоит около $100 за размер 2х2 метра, то эта неплохая машинная работа.

Самый главный совет — помните о том, что вы покупаете произведение искусства. Поэтому к процессу покупки отнеситесь творчески: рассмотрите внимательно рисунок, его мельчайшие детали, попробуйте почувствовать энергетику ковра. Забудьте о спешке!

Обязательно определитесь, для каких целей вам необходим ковёр. «Чтобы было лучше, чем у…» — это даже где-то и кощунственно по отношению к ручной работе. Ковёр нужно выбирать как живое существо, которое будет долго и верно вам служить.

Определитесь и с размером. Небольшие ковры всегда выгодно подчеркивают отдельные секторы дома, делают его уютным и оригинальным, дополняют интерьер. Большие становятся основным элементом оформления помещения. Всегда определяйте размер ковров таким образом, чтобы сидящие люди могли ставить на него обе ноги. То же касается и мебели: если уж она находится на ковре, то пусть уж всеми ножками сразу, иначе текстильная структура может вытянуться.

Все ковры ручной работы, созданные для покрытия полов, износоустойчивы, и не нужно бояться по ним ходить и ставить на них мебель. Самые долговечные из них — шерстяные на хлопковой основе. Страшная участь для любого ковра это не массивные мебельные ножки, а то, что по нему не ходят. Тогда в шерстяном ворсе может поселиться моль и скушать ваше сокровище, а шёлк поблекнет и перестанет «играть». Естественно, бросать на пол настенный ковёр — это уже нарушение правил эксплуатации.

Важно решить и какова будет высота ворса покупаемого ковра. Чем выше ворс, тем менее устойчив он к нагрузкам, тем большего требует ухода. В прихожую лучше купить безворсовый «килим», а в спальне можно постелить и ковёр с высоким ворсом — только старайтесь, чтобы под кроватью оказалась его меньшая часть (по ней не будут ходить). Ещё лучше купить несколько маленьких ковриков.

Определение количества узелков — это высший пилотаж, который тяжело осваивается эпизодическими покупателями ковров. Основная загвоздка здесь заключается в сложности расчётов. Это специалисту известно, что плотность плетения многими производителями указывается парой чисел Х/Y, где X и Y означают соответственно количества узелков в уточном направлении и в направлении основы в пределах квадратного фрагмента ковра. А ещё нужно учитывать, является ли изделие «расслоенным» или «нерасслоенным». Плотность одних ковров определяется по количеству узелков на квадратный сантиметр, других — на квадратный дюйм. В каждом отдельном случае используется свой коэффициент для расчёта.

По большому же счёту плотность плетения не может являться единственным критерием качества ковра. Чем больше количество узелков на выбранную единицу измерения, тем более детален и ценен рисунок ковра. Это, пожалуй, единственное преимущество плотных ковров, хотя, конечно, они немного долговечнее. Из-за трудоёмкости процесса стоимость плотных ковров значительно увеличивается, как и их ценность. Опять же, благодаря детализации изображения.

Конечно, при выборе ковра заинтересованно рассмотрите его изнанку, хотя бы ради того, чтобы понять, настолько кропотлива и тонка работа ковроделов. И послушайте продавца: обычно они выдают правдивую информацию о плотности своих товаров.

Немаловажную роль играет и сам рисунок. Главное, вам должен нравиться сам ковёр, а не его стоимость — конечно, если вы не инвестируете в него для дальнейшей перепродажи.

И запомните два правила правильного покупателя ковров: торгуйтесь и не спешите. Торгуйтесь вдохновенно и со смаком — вы на Востоке, а он не любит покупателей, которые прибежали, посмотрели, денег заплатили, ковёр скатали и убежали. Такой ритм жизни не для Востока. Присядьте, расскажите, что вам нужно, выпейте чая, поговорите с продавцами, не стесняясь заставлять их разворачивать все новые и новые ковры. Если продавец увидит, что вы относитесь к покупке ковра серьёзно, он и скидку даст хорошую, и добрым словом помянет.

Не торопитесь покупать ковёр в первом попавшемся магазине: обязательно посетите несколько. Поверьте, серьёзные продавцы ковров не будут пытаться всучить вам товар сразу, они дадут время подумать и решить, потому что прекрасно знают истинную цену своим коврам и надеются, что вы тоже поймёте её и вернетесь.

Если покупка совершена, и вы стали счастливым обладателем настоящего произведения искусства, помимо поздравлений примите на себя ответственность по уходу за этим нежным созданием.

Отдайте новый ковёр в чистку, причём обязательно влажную, поскольку она вреда хорошему ковру не принесёт, а сухая только до краёв наполнит его хлором. А вот с коврами с высоким ворсом сложнее. Вычищать их мастерские не берутся, надежда только на восточных женщин, чистящих ковры вручную. Отдавайте его на чистку в специальную мастерскую как минимум раз в год.

Обязательно чистите ковёр каждый раз, когда убираете дом. Если уж вы купили дорогое изделие, ухаживайте за ним соответственно: специальным пылесосом, солью, по-дедовски выбивая во дворе. Периодически разворачивайте ковёр на полу на 90 градусов, чтобы он изнашивался равномерно.

Запомните, несмотря на кажущуюся внешнюю чистоту ковра даже такой устойчивый материал, как шерсть, подвержен гниению (не говоря уже о хлопковой основе) и является прекрасной средой для сытой жизни грибка и моли.

Особенно это касается настенных ковров и изделий, свернутых в рулон или расстеленных во влажных помещениях. Ковёр, конечно, можно годами хранить свёрнутым, но он потихоньку будет грустнеть и тускнеть, потому что создан он был для того, чтобы радовать своей красотой.

В Дубае ковры ручной работы можно купить в магазинчиках у площади Банияс, при некоторых пятизвёздочных отелях и, конечно, в крупных торговых центрах.

Одним из известных мест, с большим выбором и возможностью поторговаться, является старый рынок в Шардже, называемый ещё «Голубые паровозики» или «Сук Аль Марказ».

И ещё: отправившись на поиски ковра, просто настройтесь на приятный лад и не относитесь ко всему слишком серьёзно. Здесь главное подойти к процессу творчески.

Как-то, покупая ковры в новую квартиру, я решила руководствоваться не «видением», а знанием, и так судорожно пыталась вспомнить всё и сразу, что моё желание казаться грамотным покупателем обернулось полнейшим позором, сглаженным, правда, солидной скидкой… за красивые глаза.

Каждый раз, когда после очередной порции терпко-горького целительного отвара я приходила в себя, перед моим взором возникал огромный, великолепно исполненный ковёр, закрывавший в домике, казалось бы, всё — потолок, стены, пол.… Сначала я рассматривала его просто от нечего делать, потом стала находить интересные хитросплетения, потом, как завороженная, стала разбирать мелочи. Тогда я, страдающая от жара и задыхающаяся от пыли, нашедшая приют в крохотном домике горбоносой, величественной жительницы Кашмира, и думать не думала, что спустя много лет я всё ещё буду отчетливо помнить каждую его клеточку и понимать ковры с полуслова…

Так я непроизвольно научилась «видеть» ковры ручной работы.… Не просто смотреть на них, но видеть, как они создавались, по той же технологии, что и много веков назад. Именно тогда ко мне пришло понимание того, что настоящий ковёр это не что иное, как «сокровище, брошенное под ноги».

Я научилась видеть в каждом ковре, как шел стригаль к загону выбирать овечек для стрижки, высматривая тех, что только пришли с высокогорных пастбищ, где воздух чист и трава зелена. Стриг их машинкой, а кое-где и по-дедовски, ножницами. Причём шерсть он раскладывал на несколько кучек: с шеек и брюшков, самую лучшую, он продаст задорого, а уж остальную — как повезёт. Закупщик, конечно, будет торговаться нещадно, ведь ему нужно выгодно купить и шерсть, и шёлк, и хлопок.

Овечья шерсть — основной материал в ковроткачестве. Она мягкая, послушная, долговечная и хранящая тепло. Её легко красить и ею приятно работать. Шёлк дорог и красив. Работать им сложно, он скользит в руках, и для тонких узоров, где важна проработка деталей, никак не годится. Зато он переливается, заставляя ковёр «играть», и по нему приятно водить кончиками пальцев. Хлопок — основа почти всех ковров, хотя в базу дорогих шёлковых кладут только шёлк.

Набрав необходимое количество материала, закупщик вернётся к себе на мануфактуру, которая в поте лица трудится, дабы заработать на жизнь копейку. Именно на небольших, чаще всего семейных мануфактурах делают лучшие ковры: самые дорогие и искусные. Потому, что делают их руками, а не на больших бездушных машинах. В каждый такой ковёр любовно вплетается вензель с именем семьи, которое порой стоит гораздо больше самого ковра. Такие ковры, по сути, не имеют конкурентов, потому что разница между ковром ручной работы и ковром машинной вязки ровно такая же, как между Моне из парижского музея д’Орсе и Моне из соседнего магазина Ikea.

Разные масти овец дают скудную палитру естественных цветов: от белого до коричневого. Для свойственного Востоку буйства красок этого явно недостаточно: на мануфактуре полученную пряжу отправят в по-краску. Когда-то для разнообразия цветовой гаммы использовали натуральные красители, цена которых порой превышала разумные пределы. В ход шли все доступные красящие элементы: растения, минералы и даже насекомые.

Синий индиго получали из листьев тропической индигоферы, жёлтый — из шафрана, карри, ревеня и луковой шелухи, красный — из корней марены, оранжевый — из хны, а чёрный и коричневый — из корня дуба, шелухи грецкого ореха и чёрного чая. Покрашенную пряжу промывали в чистейшей ключевой воде или проточной воде горных рек, закрепляя лимонной кислотой.

С середины XIX века пряжу стали окрашивать сначала анилиновыми, а затем и хромовыми красителями, более дешёвыми и долговечными. Сейчас очень сложно сыскать ковёр, материал которого полностью окрашен натуральными красителями, иногда попадаются современные ковры смешанной окраски. Синтетические красители уже давно признаны и не снижают ни качества, ни стоимости изделия, которая с годами только возрастает.

Затем окрашенную пряжу скатают в клубки и отнесут в прядильную часть мануфактуры, плотно заставленную деревянными рамками станков. Самые лучшие мастера — молодые девушки лет 15–17, у которых глазки зорче, чем у взрослых, а пальчики мягче и проворнее. Фрагмент будущего узора мастер нарисует на кусочке бумаги, и вязальщики отправятся «навивать» основу будущего ковра на станок. Часто они работают по памяти, без всяких макетов: вязальщик может дать волю своему таланту и использовать собственные вариации цветов. Именно поэтому девушки на мануфактурах ценятся выше: они могут распознать все нюансы цветов и узоров.

После натяжения нитей основы (обязательно очень плотного, чтобы не ослабело, не дай Бог, и не испортило форму ковра), мастера приступят к долгой кропотливой работе по завязыванию узелков. Она может занять месяц, может месяцы, может год, а может и годы. Всё зависит от сложности узора и размера изделия. Иногда над одним небольшим, но сложным по исполнению ковром несколько мастеров трудятся не одну сотню дней. Именно в это время закладывается магия ковра, узелок за узелком.

Вяжут ковры (именно вяжут), в основном, двумя типами узлов: турецким или персидским. Персидский узел («сеннех», ассиметричный) завязывают, обвивая пряжей одну из нитей основы, пропуская затем её под соседней нитью и выводя обратно наружу. Таким узлом работают в Иране, Турции, Китае и Египте. Турецкий узел («гёрдес», симметричный), используемый ковроделами Турции, Кавказа и некоторых областей Ирана, создается, когда пряжа обвивает с двух сторон соседние нити основы, и оба её конца выходят на поверхность рядом. Для экономии времени мастера придумали облегченные варианты данных узлов («жафти»), когда пряжа обвивает сразу четыре нити попарно, что экономит время, но отражается на утончённости работы.

Каждый ряд узелков прокладывается специальным утком, петельки подрезаются до уровня намеченной высоты ворса, затем по исполненному фрагменту ударяют гребневидным предметом, отчего ворс уплотняется. После этого заканчивают стрижку ворса.

Ошибка ковродела стоит дорого. Один лишний узелок, один пропущенный — и весь ряд снимается, чтобы начать его заново. А если ошибка обнаружена позже и уже ничего изменить нельзя, стоимость изделия может значительно упасть. Заметить небольшую оплошность в изображении глаза величиной с рисовое зёрнышко может только специалист или человек придирчивый. Но именно они обычно и покупают дорогие ковры.

Готовые ковры непременно промывают в чистой проточной воде и высушивают на открытом воздухе. Говорят, что дорогущие ковры порой кидают на самую оживлённую улицу селения, чтобы ноги людей, копыта и лапы животных примяли ворс и сделали ковёр благороднее. Говорят, что такие ковры затем нарасхват разбирают по богатым домам.

Настоящий ковёр, где бы и кем он ни был сделан — произведение искусства. Искусства порой даже более сложного, чем живопись, и более утончённого, чем музыка. Переверните любой из настоящих ковров, посмотрите на их изнаночную сторону, где под красивым фасадом скрывается кропотливый труд. Просто представьте себе пастуха, погоняющего овечек, стригаля, собирающего в охапки шерсть, закупщика, уставшего от долгих разъездов, красильщика, который не помнит истинного цвета своей кожи, девочек-мастериц, ежедневно завязывающих от 7000 до 10 ?000 узелков, и долгие дни работы над тем чудом, которое сейчас перед вами. Всмотритесь в него, и вы увидите: каждая его жилка — это узелок жизни, завязанный чьими-то руками…

Ковры бывают разные

Если все основные страны-производители ковров отметить одним цветом на карте мира, то получится, что нашу планету охватывает плотный «ковровый пояс», аккурат вдоль самой её «талии»: Марокко, Тунис, Балканы, Турция, Кавказ, Иран, Туркменистан, Афганистан, Пакистан, Индия, Непал, Монголия, Китай… В этом номере мы расскажем о наиболее популярных видах персидских ковров, которых в ОАЭ великое множество. Об остальных читайте в следующих номерах «Русских Эмиратов».

Иранские (персидские) ковры

Самые знаменитые, эталонные восточные ковры. Существует убеждение, что история Ирана — это история ковра, а все восточные ковры до сих пор именуют «персидскими». Иранские ковроделы бережно хранят традиции; уже много веков они придерживаются одних и тех же изобразительных мотивов и элементов. В Иране сложилось несколько школ ковроткачества, расположенных по всей стране. Именно по названию местности и различают иранские ковры.

Наин (Nain)

—небольшой иранский городок, издревле славившийся производством шерсти наивысшего качества. Ковры здесь ткут не так долго, но слава их уже распространилась по всему миру. В качестве материала используют шерсть, смешанную с шёлком, которую накладывают на хлопковую основу. Отличительной особенностью «наина» является наличие кривых в рисунке, преобладание голубого, тёмно-синего, зелёного тонов, тона слоновой кости, и использование «медальона» как единственного изображения на ковре. Любят в Наине и растительные мотивы.

Качество ковров «наин» определяется по системе ЛЛА, которая показывает количество нитей на кромке каждого узелка на краю ковра, то есть то, что вы можете насчитать в каждой его каёмке. Чем меньше нитей, тем выше качество. Хорошее качество насчитывает 9 нитей («нохла»), 6 нитей более дороги («шишла»), а уж 4-ниточная «шарла» стоит баснословных денег. Самая знаменитая мануфактура Наина называется Хабибиан. Такие ковры обычно бывают среднего размера.

Ковры из старинной столицы Персии, города Исфахана (Isfahan), считаются самыми древними иранскими коврами, признанными на Востоке и за его пределами много веков назад.

Их мотивы очень сильно схожи с «наином», и различить их можно по материалу основы: шерсть здесь завязывают по нитям шёлка, а не хлопка. В коврах «исфахан» чаще всего используются изображения единственного «медальона», окружённого лозами и листьями. Впрочем, используются в оформлении и другие мотивы: сцены охоты, изображения «дерева жизни».

«Исфаханы» гармоничны в своей симметрии. Чаще всего в них используются синий, индиго и розовый цвета на фоне цвета слоновой кости. Самая ценная марка в Исфахане — Серафиан, но это имя очень часто подделывают. За ним идут Хакики и Даври.

Недалеко от Исфахана, в местечке Наджафабад, производят имитации знаменитых ковров, но на хлопковой основе.

Табриз (Tabiz)

— ковры, созданные мастерами второго по величине города на севере Ирана. Особой популярностью они пользуются у современно настроенных дизайнеров интерьера благодаря приглушённой, но богатой цветовой гамме. Пожалуй, самые знаменитые из персидских ковров.

Обычно доминируют насыщенный красный и синий, контрастирующие с цветом слоновой кости. Современные ковры вобрали в себя зеленоватый, голубой и коричневый цвета. Ковры «табриз» подразделяются по дизайну. Самый знаменитый — «махи» — напоминает спинку рыбки, если смотреть сверху. А если внимательно вглядеться, что эту «спинку» образуют миниатюрные рыбёшки, в изобилии разбросанные по полотну.

Дизайн «хириз» отмечен использованием геометрических форм и очень похож на турецкие экземпляры. И «махи», и «хириз» производятся из шерсти на хлопковой основе.

«Накш»

— цветочный дизайн, похожий на хитро-сплетения традиционной для Востока росписи хной; он всегда насыщен и виден издалека. Ковры «накш» создают из смеси шерсти и шёлка, на шёлковой и реже хлопковой основе. Сегодня мастера Табриза все чаще обращаются к изготовлению панно и картин.

В 140 км от Тегерана, в священном городе Гом (Qum), вяжут очень дорогие и очень красивые шёлковые ковры. Они всегда стоят целое состояние, но по красоте и плотности плетения им нет равных.

Шёлковые ковры «гом» делают на шёлковой основе. В редких случаях, когда используют шерсть, обязательно добавляют детали из шёлка, дабы придать ковру «игривость». Дизайны «гом» очень разнообразны: это разные «медальоны», цветы, ветви, плоды, ягодки, сады, купола, птички и сцены охоты. Неважно, какова основная цветовая гамма «гома» — красновато-коричневая, темно синяя, оранжевая и розовая — вы обнаружите бирюзовый цвет практически на каждом ковре.

В Иране производят еще не один десяток «имён», но все они серьёзно уступают по популярности вышеперечисленным, хотя качество у них достойное.

Анастасия Зорина

Похожие статьи: