Art Dubai 2010:заметки на полях

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  1522

Текст: Анастасия Зорина

Art Dubai 2010Мероприятия такого порядка, как выставка-ярмарка современного искусства Art Dubai, подпадают под все возможные категории: для всех, для избранных и для каждого. Публика соответствующая: все, избранные и каждый. Основная масса просто радуется, смотрит, черпает эмоции и идеи, глазея не столько на выставленные произведения, сколько на антураж и спецов, чей внешний вид часто еще более непонятен, чем их работы.

Art Dubai 2010

Madinat Jumeirah, с 17 по 20 марта 2010 года

Крупнейшая ярмарка искусства в регионе, которая проводится с 2007 года. Более 70 художественных галерей из 30 стран. Специальная секция работ музейного качества.

Мощный акцент на работы талантов из стран Ближнего Востока. Богатая программа мероприятий. В этом году Art Dubai проводился в сотрудничестве с холдингом Abraaj Capital, при поддержке Van Cleef & Arpels и Madinat Jumeirah. По оценке устроителей, за 3 дня ярмарку посетило более 18000 человек.

Art Dubai 2010 стала частью проекта Contemparabia, двухнедельного мероприятия, связавшего воедино несколько центров искусства региона. Начало Contemparabia было положено в Бейруте, затем проект переместился в катарскую Доху, где открылся Музей исламского искусства, и завершился Art Dubai в Дубае и Sharjah Biennial в Шардже.

Галеристы и спецы, отделенные от массы оригинальностью формы одежды и ноутбуками от Apple, занимаются своим делом: обсуждают новинки, продвигают своих подопечных, пьют шампанское и часто с болью в глазах смотрят на массы, которым непонятно, что же такого-сякого есть, например, в расставленных по всему подиуму пластиковых роботах-коротышках или замысловато вогнуто-выпуклых кусках металла, прикрепленных к стене. Непонятно? Но, это же – искусство! Хорошо… Впитываем и развиваемся…

Оценки тоже разные. Кто-то с ухмылкой констатирует, что Art Dubai – это попытка арабских шейхов «за уши притянуть» искусство на пустынные просторы и за нефтедоллары купить себе теплое богемное местечко. Кто-то пеняет на них же, обвиняя людей в белом в отсутствии вкуса и желании скупить всё и побольше. Кто-то уличает галеристов в потакании тем же самым шейхам и «подгонке» выставляемых работ под спрос: чем больше блеска и шика – тем выше вероятность быть проданными. Вообще, в кулуарах много чего обсуждается. Среди приезжих это, чаще всего, шейхи и нефтедоллары, кризис и цены, еще – сами работы. И то, какую роль современному искусству эти самые шейхи отводят в своей «ультраконсервативной» политике.

Для местных же творцов и продвигающих их галеристов, Art Dubai – это возможность показать себя, поделиться своим миром и выйти за рамки региона. Они часто остаются непонятыми, особенно те, кто живет и работает в арабских странах, а не в Лондоне, Париже и Нью-Йорке, или том же Иране. И в этом нет ничего удивительного. Если обитатели культурных столиц или иранцы, например, впитали в себя богатое наследие стран с историей и культурой, то местные товарищи, как дети непосредственны, часто неумелы и просты. Подпитываться им практически нечем, кроме круглогодичного солнца и собственного, Богом данного таланта. И, тем не менее – плох тот, кто ничего не делает. В этом отношении Art Dubai свое дело делает, который год оставаясь хорошей платформой для региональных талантов и выставляя таланты из других стран. А шейхи… шейхам отдельное «спасибо» за то, что в кризисные времена денег на развитие небогатой культурной составляющей региона не жалеют. За сим их и оставим.

Art Dubai 2010Для меня, как для человека, находящегося где-то между теми кто «в теме» и теми кто «не в теме», Art Dubai – это, скорее всего, возможность лишний раз задуматься над тем, что же есть современное искусство и по каким критериям его оценивать. Если с классическим искусством более-менее все понятно, то в современном искусстве все сложнее.

Нынешнее искусство уже не так плотно связано с идеей прекрасного, как раньше. Иногда оно даже далеко от нее. Скорее всего – это способ отражения размышлений о жизни, мире, себе и происходящих событиях. Содержание важно. Форма тоже – умение ясно выразить содержание. Но современная форма – это все, что может быть создано человеком, а не только, например, живопись или рисунок. Техника важна. Логика важна. Отражение контекста, в котором создано произведение, тоже важно, как и умение автора ясно объяснить что, как и почему.

Таким образом, чем глубже содержание и яснее форма его представления, тем более высокохудожественна сегодня любая работа творческого человека – не важно, в красках, в камне или пластике. И, все-таки, важнее всего – это энергия работы, когда содержание и форма проникают в душу, мозг и сердце, заставляют чувствовать, ощущать и думать. Не просто любоваться, а реагировать на всех уровнях восприятия. А все это – вещи весьма субъективные. Объективным же остаются оценка работ в денежном эквиваленте, признание публики и экспертов. И то, выставляется работа в музее или нет. Поэтому всё, что было представлено на Art Dubai, можно было оценить субъективно и в цифрах продаж. Оставим объективные оценки экспертам: для этого они учились и работают. Нам, простым смертным, остается смотреть иллюстрации и, как говорят в Одессе, «делать себе мнение».

Но, несомненно, одно – в следующем, 2011 году, обязательно выделите несколько часов, а лучше – целый день, и посвятите их Art Dubai 2011. Такие интересные во всех отношениях мероприятия пропускать просто нельзя!

Van Cleef & Arpels. Поэзия времени.

Знаменитый часовой бренд Van Cleef & Arpels в этом году приурочил свое повторное участие в Art Dubai к выпуску новой книги «Поэзия времени» (The Poetry of Time). В отдельном зале, где разместилась экспозиция Van Cleef & Arpels, специально созданная для ярмарки, рассказывалось о более чем столетней истории создания великолепных часов, каждые из которых – настоящее произведение искусства. Вечные хранители бесконечного времени. Удивительные, действительно высокохудожественные создания, которые как нельзя лучше, вписались в атмосферу ярмарки современного искусства: все эти невесомые бабочки, тончайшие кружева, поразительные миниатюры на таких маленьких циферблатах.

Van Cleef & Arpels привезли в Дубай потрясающую коллекцию винтажных часов собственного производства. Создавать часы, как произведения искусства, Van Cleef & Arpels начали в 20-х годах прошлого века (сам же легендарный французский дом был основан в 1906 году, десять лет спустя после свадьбы отпрысков двух семейств, занятых торговлей драгоценными камнями, Эстель Арпельс и Альфреда Ван Клифа). Сначала это были богато инкрустированные драгоценными камнями часы на цепочке, крепившиеся к одежде. Затем, в начале 1930-х, Van Cleef & Arpels создали скрытые часики для дам: тогда прерогатива «владеть» временем полностью принадлежала мужчинам, и ношение женщиной часов было исключительно дурными тоном. Поэтому часы «запрятали» в миниатюрные дамские вечерние сумочки “minaudiere”, где-то между зеркальцем и помадой. Сами по себе “minaudiere” от Van Cleef & Arpels настолько хороши, что совершенно актуальны и сегодня. Также в 1930-х годах Пьер Арпельс создал знаменитые дамские часы Cadenas, которые предназначались для герцогини Виндзорской, ДаArt Dubai 2010бы сохранить репутацию высокопоставленной дамы в обществе, были созданы наручные часы с циферблатом, ювелирно вписанным в браслет и видимым только своей хозяйке. Эти часы неизменно популярны и по сей день, почти 100 лет спустя.

С тех пор и по сей день часы от Van Cleef & Arpels отвечают двум требованиям: высочайшее качество механизма и неповторимое, ни с чем несравнимое оформление циферблата или самих часов в целом. Именно об этой поэтической компиляции и повествовала экспозиция.

Простые, но тем и изысканные мужские часы Monsieur Arpels. Элегантные Lady Arpels с кружевом брильянтов на циферблате. Деликатные Charms и утонченные Vintage Alhambra в форме узнаваемого фирменного «цветка» или браслета из них, который выглядит как дорогое ювелирное украшение, каковым, впрочем, и является. Все это – непреходящая классика.

Но Van Cleef & Arpels пошли дальше, создав не только так называемые «ювелирные часы», но и часы с рисованными от руки миниатюрами на циферблате, в технике и перегородочной эмали, оформленные перламутром ценными камнями. Мастер по росписи Van Cleef & Arpels прямо в павильоне, и все посетители увидеть, насколько тонка работа по и оформлению циферблатов: рисунок накалывают тончайшей кистью с использованием микроскопа. Сам процесс кажется не менее сказочным, чем мотивы, и не менее ювелирным, чем произведения от Van Cleef & Arpels.

Недаром потомки первых Арпельсов и Клифов заявляют, что их часы – это плод исключительного часового мастерства и Высокого (с большой буквы) ювелирного искусства. Спутать Van Cleef & Arpels с другими просто невозможно!

The Global Art forum

Международный арт-форум, который традиционно проходит в рамках Art Dubai, зарекомендовал себя как наиболее влиятельная платформа для обсуждения насущных проблем индустрии искусств на Ближнем Востоке. В этом году основной темой стало смутное время перемен: 4 дня международная аудитория пыталась ответить на извечный вопрос – «Что делать?» или, как будет правильнее сказать в контексте современного искусства, «Что делать дальше?».

Генеральная тема арт-форума Art Dubai 2010 – «Критические моменты», говорила сама за себя. Речь шла не столько об экономическом кризисе, сколько о перспективах и возможных направлениях развития рынка искусств в изменяющихся условиях, как экономических, так и социально-культурных, а также в изменения самого рынка и современного искусства в целом. Специалисты и публика обсуждали и тему развития модернизма в Иране, и наилучшие варианты патронажа искусств со стороны бизнеса, и современное искусство Саудовской Аравии, и пути перевода частных коллекций в музейные, и «палестинский синдром», и многое другое.

Похожие статьи: