Весь этот джаз! И гораздо больше.

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  1349

Текст: Анастасия Зорина

Дубайский международный джаз-фестиваль (Skywards Dubai International Jazz Festival SDIJF)Дубайский международный джаз-фестиваль (Skywards Dubai International Jazz Festival SDIJF) – это не только громкие имена, типа любимца чартов Джеймса Моррисона, энергетически захватывающего Дейвида Грея, человека-сплина Джеймса Бланта и удивительной ДиДи Бриджуотер. Дубайский международный джаз-фестиваль – это не столько приятнейшее времяпрепровождение на свежем воздухе под звездами, оттененными футуристическим силуэтом нового Дубая и его многочисленных небоскребов. Дубайский международный джаз-фестиваль – это не только место, где одиночкам становится еще более одиноко от вида развалившихся на подушках газонов парочек. И даже не столько место, где продают дешевое пиво и русские блины без икры на французский лад. Дубайский международный джаз-фестиваль – это, даже, не совсем джаз. О чем говорит и его слоган «Гораздо больше, чем джаз». Дубайский международный джаз-фестиваль по сути – это манифест торжества музыки над не-музыкой. Настоящего искусства над ширпотребом. И каждодневной суеты над прекрасным и вечным. За это его и ценят. Уже долгих восемь лет.

Если честно, то в программе SDIJF 2010 можно было запутаться: такой выбор не давал шансов остаться в проигрыше, но и оставлял в полном непонимании того, как бы так растянуть время, чтобы не гладить по вечерам белье и готовить ужины, а сидеть у сцены и слушать, слушать, слушать! В этом году старт SDIJF дали еще 3 февраля под эгидой Дубайского торгового фестиваля: публику начали потчевать вкусной музыкой на самом ныне популярном променаде Дубая в районе Jumeirah Beach Residence (JBR). Установленная практически в одном из концов променада сцена программы World of Jazz («Мир джаза»), в прямом смысле гремела с восьми до одиннадцати вечера на весь район. Всего было дано 16 концертов, один другого лучше.

Разнообразные и абсолютно здоровые музыкальные «блюда» пошли на «ура» вкупе с блюдами местных ресторанчиков. Промо-шаг организаторов фестиваля, компании Cillout Productions, удался – на основную программу, с 10 по 19 февраля, пришло более 30000 человек. Впрочем, и без этого поклонников у SDIJF хватает. Не сочтите за лукавство все возвышенные сентенции: SDIJF, действительно, один из самых качественных продуктов, когда-либо созданных в Дубае.

К 10 февраля все действо традиционно было перенесено на газоны Dubai Media City, где последующие семь вечеров публику готовили к финалу фестиваля с 17 по 19 февраля. Как и в прошлом году, благодаря спонсорству компании Network International, была запущена программа The Network Jazz Garden, собравшая тех, кому уже стало тесно на сцене в JBR.

Открыли программу любимцы нью-йоркской публики. Американцы, знаменитые у себя дома творческим подходом интерпретации джазовой классики и современности, выдали великолепный джаз, полный захватывающих дух импровизаций и мастерского свинга. Умеют американцы заводить и удерживать публику.

Другой приятный сет получился в сотрудничестве с Офисом-представительством города Гамбурга в Арабских Эмиратах, славящегося в Европе своими лучшими джазистами, своей музыкальной академией с факультетом джазовой музыки и знаменитым на весь мир оркестром NDR Big Band. Один из лучших промоутеров Гамбурга, Karsten Jahnke Konzertdirektion, привез в Дубай ассорти из лучшего гамбургского джаза и блюза.

Финальные три дня были отмечены самыми сильными сборными концертами. В первый день Дубай принял на «ура» родоначальников британского эйсид-джаза, группу The Brand New Heavies. До грандов на сцене выступали не менее интересные персонажи, такие как рекордсмен музыкальных хит-парадов американского журнала Billboard, французский джазовый гитарист Эммануэль Абитебул (ака U-Nam), игру которого сравнивают с корифеями типа Джорджа Бенсона и Пэт Мэтэни, и квартет James Taylor Quartet (JTQ), который также стоял у истоков эйсид-джаза.

Концепцию «не только джаза» своей виртуозной игрой на традиционной арабской лютне «уд» поддержал в первый вечер ливанец Шарбель Рухана, профессор Бейрутского университета, обладатель многочисленных международных наград и просто очень уважаемый в арабском музыкальном мире человек.

Второй финальный вечер, традиционно начавшийся в 18.00, был не менее насыщенным. Открыл его джазовый пианист-виртуоз Аттила Молнар за которым последовала великолепная американская джазовая вокалистка Джейн Монхайт, красивая девушка с сильным, глубоким голосом, исполняющая берущий за душу ретроклаб-джаз, перепевки знаменитых композиций которого она исполняет, пожалуй, лучше всех.

За Лао Тайзером, который ныне известен и как композитор, последовал удивительно талантливый британец Дэйвид Грей, которого называют современным трубадуром. Качественные тексты, музыка и хороший голос принесли Дэйвиду мировую известность и номинацию на премию «Грэмми» в категории «Лучший новый артист», что было несколько странным после 4-х удавшихся альбомов и 10 лет активных гастролей.

Дубайский международный джаз-фестиваль (Skywards Dubai International Jazz Festival SDIJF)Больше всего публики собрал последний концерт третьего финального дня, который давал британский Стиви Уандер, талантливейший Джеймс Моррисон. Молодой, да ранний рокер из графства Западный Мидленд умудрился за считанные дни своим хрипловатым голосом и хорошими текстами завоевать сердца миллионов и сделать сою дебютный альбом платиновым. Дубай с восторгом принял не только его хиты “You Give Me Something” и “Wonderful World”, но и менее известные композиции: народ не хотел расходиться даже за полночь.

На «разогреве» у Моррисона были артисты, которые и сами могли завершить финальный вечер: американский тенори сопраносаксофонист Марион Мидоуз, играющий smooth jazz, рыжеволосый талантище Брэтт Деннен, с «младых ногтей» признанный феноменом, и великолепная Лаура Изибор. Как и в прошлые выпуски, SDIJF 2010 был богат на действительно хорошую музыку. Настолько качественную, настоящую и органичную, что после окончания фестиваля в городе Дубае стало как-то грустно и тоскливо от кричащей из радиоприемников попсы.

Чуть о джазе

Колыбелью джаза был американский Юг и, прежде всего, Новый Орлеан. «Однажды главного редактора самого знаменитого американского джазового журнала "Down Beat", распространяющегося в 124 странах мира, какой-то репортер во время интервью спросил: "А что такое джаз?". "Вы никогда не видели, чтобы человек был так быстро пойман на месте столь простым вопросом!", говорил впоследствии этот редактор. В отличие от него, какой-либо другой джазовый деятель в качестве ответа на тот же вопрос мог бы рассказывать вам об этой музыке два часа и более, ничего конкретно не объяснив, так как в действительности до сих пор не существует точного, краткого и в то же время полного и объективного определения слова и самого понятия "джаз"».

Из книги Маршалла Стернса «История джаза».

Всезнающая «Википедия» повествует, что «джаз (англ. Jazz) – форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX – начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры – свинг».

Из книги Михаила Митропольского «Краткая история джаза для начинающих».

«Прежде всего, где бы вы ни услышали джаз, его всегда гораздо легче узнать, чем описать словами. Но в самом первом приближении мы можем определить джаз как полуимпровизационную музыку, возникшую в результате 300-летнего смешивания на североамериканской земле двух великих музыкальных традиций – западноевропейской и западноафриканской, – т.е. фактического слияния белой и черной культуры. И хотя в музыкальном отношении преобладающую роль здесь сыграла европейская традиция, но те ритмические качества, которые сделали джаз столь характерной, необычной и легко распознаваемой музыкой, несомненно, ведут свое происхождение из Африки. Поэтому главными составляющими этой музыки являются европейская гармония, евроафриканская мелодия и африканский ритм».

Похожие статьи: