Дубайский кинофестиваль 2009: show must go on!

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  1531

Дубайский кинофестиваль 2009Текст: Анастасия Зорина

Тучи над Дубайским кинофестивалем в этом году начали сгущаться буквально перед самым началом. И в прямом, и в переносном смысле. И, чаще, совершенно по независимым от него причинам. Мало того, что на дворе все еще царит кризис, что отразилось на покупной способности эмиратской стороны в деле привлечения «звезд» на «красную дорожку», так еще под самое открытие кинофорума объявил о дефолте крупнейший государственный холдинг Dubai World.

Деньги вновь взяли верх над искусством, и Dubai World несколько дней подряд был главной новостной темой из Эмиратов. На смену ему пришли рекордные дожди. Поэтому на этот раз Дубайский международный кинофестиваль (Dubai International Film Festival, DIFF) прошел как бы фоном, на заднем плане происходящих в мире событий. Может быть, поэтому так сильно не хватало на DIFF 2009 веселых картин, способных вызвать смех, а не слезы. Возможно, это – единственный недостаток шестого выпуска DIFF.

Начнем с конца, а именно, с главного вывода и впечатления. Как не стареется DIFF взобраться на вершины кинематографической тусовки, у него пока это не вполне получается. Он продолжает оставаться фестивалем региональным, вполне подтверждая свою заявку на статус крупнейшего кинофорума региона. Несмотря на появление конкурентов – Кинофестиваля стран персидского залива (Gulf Film Festival) в Дубае (!), кинофорума Tribeca в катарской Дохе и Международного кинофестиваля Ближнего Востока (Middle East International Film Festival) в Абу-Даби, DIFF стоит у руля.

Дубайский кинофестиваль 2009Но именно в этих двух аспектах и заключается его преимущества, особенно для зрителя. Такой культурный марафон, который создают фильмы DIFF, дорогого стоит. DIFF, как и сам Дубай – космополит и коллекционер культур. Только ради того, чтобы ежегодно иметь возможность посмотреть фильмы из десятков стран мира, стоит потратить кусочек каждого дня фестивальной недели и не вылезать из кресел кинотеатров по нескольку часов кряду.

Как законодатель мод и стиля, DIFF безотказно работает в регионе. На международной арене, расположившись где-то между Голливудом и Болливудом. И, как принято в этой части света, отдает дань уважения местным талантам. Первый местный полнометражный художественный фильм «Город жизни» (City of Life) прошлогоднего триумфатора DIFF, режиссера из Дубая Али Ф. Мустафа (Ali F. Mostafa), мировая премьера которого состоялась в рамках DIFF 2009, разрекламиров Шестой выпуск крупнейшего в ближневосточном регионе кинофорума, Дубайского международного кинофестиваля (Dubai International Film Festival, DIFF), открылся 9 декабря показом музыкальной мелодрамы Роба Маршалла «Девять» (Rob Marshall / Nine). По красной дорожке, традиционно ведущей в зал для гала-показов Madinat Arena в комплексе Madinat Jumeirah, прошли десятки знаменитостей из Голливуда, арабских стран и Болливуда, среди которых была даже вдовствующая королева Иордании Нур.

Арабские же и индийские «звезды» вызывали вполне объяснимый этническим составом населения ОАЭ энтузиазм в толпах. Голливудский же набор был явно мелковат, «звезды» подкатили днем позже. Да и то, не такие яркие, как раньше. Но все это из разряда ерничества. Да и не по делу.

Сам фестиваль прошел традиционно на «отлично» и «хорошо». В программе кинофорума, который продлился до 16 декабря, было показано 168 фильмов из 55 стран мира. Из них 26 – мировых премьер. 13 международных премьер, 76 премьерных показов для ближневосточного региона и 33 премьеры для региона Персидского залива.

Дубайский кинофестиваль 2009Основной конкурс традиционно проводился в двух секциях – кино арабских стан (The Muhr Arab Awards) и кино стран Азии и Африки (The Muhr AsiaAfrica Awards). Жюри кинофорума в этом году было более представительным, чем на прошлых его выпусках. Также впервые были вручены награды от Международной федерации кинокритиков (International Federation of Film Critics, FIPRESCI) за лучший арабский сюжетный и короткометражный фильмы из программы DIFF.

Страны бывшего СССР были представлены 3-мя картинами, каждая из которых участвовала в конкурсе. В конкурсе кино Азии и Африки, в секции художественных фильмов, показали картину казахского режиссера Жанны Исабаевой «Дорогие мои дети» (в российском прокате – «Ойпырмай или дорогие мои дети»).

Документально-поэтическое размышление о сущности межнациональных конфликтов, о границах, разделяющих людей и народы, документальный фильм «Граница» Арутюна Хачатряна, прошел в конкурсе кино Азии и Африки, в секции документальных фильмов.

Найти грань между «плохо» и «хорошо» в Дубае предложил киргизский режиссер Нурлан Асанбеков, чья картина «Утрата» (La Perdida) участвовала в конкурсе короткометражных фильмов Азии и Африки.

В этом году нашим не удалось повторить успех года прошлого и никаких наград картины из бывшего СССР не получили. Но, как говорится, главное не победа, а участие.

Фестивальные показы проходили на четырех площадках – в Madinat Arena, зале театра First Group Theatre at Madinat Jumeirah, амфитеатре Dubai Media City и залах кинокомплекса Cinestar торгового центра Mall of the Emirates. В прошлом году площадок было шесть, но это было в прошлом, во времена докризисные.

Залы были заполнены. Билеты на многие показы приходилось доставать. Самое интересное, что люди опять ходили на те фильмы, которые не приглянулись критикам, а критики обошли вниманием картины, побившие рекорды продаж. Может быть, потому, что эмиратская публика все еще не имеет достаточного опыта подготовки к такого рода событиям и кино выбирает на наитию или на удачу.

Похожие статьи: