CHANEL и Россия. Еще раз про любовь

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  4330

Габриэль Шанель и Великий князь Дмитрий Павлович«Это ниже понимания любого жителя Оверни, дремлющий Восток: русские заставили меня открыть Восток»

Габриэль Шанель. “L’Allure de Chanel”, Поль Моран (Издательство Hermann, Париж 1976)

«Это русские всегда учили женщин, что ничего нет зазорного в работе. Мои Великие княжны отлично вязали»

Габриэль Шанель. Chanel Solitaire, Клод Дилей (Gallimard, 1963)

Я очарована русскими

Габриэль Шанель: «Кто-то сказал, что «в жизни каждой женщины должен быть румын». Я бы добавила, что любая уроженка стран Запада должна сделать всё возможное, чтобы понять, что же такое «славянский шарм». Я была просто очарована русскими. Их вечное «все моё – это твоё» просто опьяняет. Все славяне обладают какими-то удивительными отличительными чертами, оставаясь при этом абсолютно естественными, и даже самый скромный из них не выглядит обычным».

После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года многие русские приехали в Париж, ставший «столицей России» за границей. Великий князь Дмитрий Павлович (1981 – 1942) впервые встретился с Габриэль Шанель в опере. Тогда в Биаррице пела сама Марта Давели. Почти два года, с 1920 и по 1922, Великий князь Дмитрий Павлович ухаживал за Габриэль, в которую был страстно влюблен. Его чувства Коко перевела на язык моды, и в её коллекциях стал чувствоваться явный «русский акцент». Это были времена её знаменитой виллы “Bel Respiro” в Гаршез, где тогда проживали Великий князь Дмитрий и композитор Игорь Стравинский вместе с женой и детьми... Другая вилла Габриэль – Villa Larralde в Биарритце вошла в историю Дома CHANEL, как место, где в 1915 году он был создан.

Пару слов надо сказать о Великом князе Дмитрии Павловиче. Он был двоюродным братом последнего российского императора Николая II. По подозрению в убийстве Григория Распутина князь Дмитрий был сослан в Персию, что спасло его от революции 1917 года. «Элегантный и исполненный шарма Дмитрий был фаворитом царицы Александры Федоровны, которую весьма забавляли его истории и шутки. До того самого рокового дня, когда он был обвинен в соучастии в убийстве монаха Распутина, Дмитрий пользовался безраздельным доверием императрицы. Князь Дмитрий был отправлен в «ссылку» в Персию, где в то время воевали российские войска во главе с генералом Баратовым. Это позволило Дмитрию не попасть в эпицентр революционных событий 1917 года», – писал Пьер Галант.

CHANEL и РоссияCHANEL и Россия. Первая глава взаимоотношений

В 1921 году в истории Дома CHANEL была открыта новая страница. И она была связана с Россией. Мадмуазель Шанель, влюбленная в Великого князя Дмитрия, встречается с его сестрой – Великой княгиней Марией Павловной. Княгиня, с детства приученная к труду, открывает в Париже собственную мастерскую вышивки, которой дает название KITMIR. Мастерицы-вышивальщицы выполняют эксклюзивные заказы Дома CHANEL в течение нескольких лет, даже после того, как отношения Коко и Дмитрия окончательно разлаживаются в 1922 году.

Случайная встреча

Очарованная сильным характером законодательницы французской моды, её воображением и антрепренерским духом Великая княгиня Мария частенько заглядывала к Коко в студию, чтобы понаблюдать за её работой. В своих «Мемуарах» она пишет, что её «встречи с мадмуазель Шанель, в которой она сразу разглядела новатора и революционера, были наполнены невероятной жизненной энергией».

Однажды, в 1921 году Великая княгиня Мария Павловна становится свидетельницей спора между Коко и одной из её вышивальщиц, которой кутюрье пеняет на непомерно высокие цены за вышивку. В тот момент Мария Павловна, совершенно не задумываясь, вдруг предлагает Габриэль свои услуги. Отвлекшись от перепалки, Габриэль, на удивление, соглашается принять это предложение. Мария Павловна, скрывая своё настоящее имя, отправляется покупать швейные и вышивальные машинки. Вскоре, посреди своей собственной гостиной она начинает выполнять первые вышивки по заказу Дома CHANEL. Немногим позже, Великая княгиня нанимает на работу русских девушек, эмигрировавших во Францию, и закупает новое оборудование.

Великая княгиня Мария Павловна могла проводить часы в беседах с Коко Шанель, которая постоянно говорила о своих идеях и мечтах. Все эскизы будущих вышивок сначала отправлялись к мадмуазель Шанель на утверждение, затем долго и тщательно дорабатывались, прежде чем поступить в работу. Практически ежедневно Мария Павловна отправлялась в мастерскую Коко, что понаблюдать за творческим гением великой Шанель. И, наконец, в день показа первой коллекции, Великая княгиня Мария Павловна, стоя на верхней ступени знаменитой лестницы в Rue Cambon, с огромным восхищением наблюдала за воплощением в жизнь всех желаний кутюрье и за тем, как эффектно выглядят вышивки на всех моделях.

Обладавшая удивительным чутьем Коко Шанель, сразу же отметила большой успех вышивок в своей коллекции, а посыпавшиеся после этого заказы лишний раз подтверждали её уверенность. Заваленная работой Великая княгиня трудилась практически без отдыха. Следующая коллекция Дома CHANEL имела еще больший успех. Преследуемая поклонницами CHANEL, которые требовали свои вышивки, Великая княгиня Мария Павловна частенько была вынуждена прятаться в огромном шкафу в своей студии, чтобы избежать встреч с особо требовательными из них…

Вдохновение

Под влиянием чувств к Великому князю Дмитрию Павловичу Габриэль Шанель «заняла» несколько идей из гардероба своего возлюбленного. Так в её коллекции появились туники, пальто с меховыми воротниками, а также новая интерпретация русской рубашки с вышивкой, которую Коко превратила в нарядную женскую блузу. Все вышивки были тоже очень уж «русскими», но Великая княгиня Мария Павловна отмечала и другие источники вдохновения – восточные ковры, персидская черепица, китайские фарфоровые вазы и даже коптские ткани и индийские ювелирные украшения (колье и браслеты), которые она и её мастерицы вышивали в стиле “trompe l’oeil” (оптических иллюзий).

В своих воспоминаниях Великая княгиня Мария Павловна рассказывает о том, как Коко Шанель полностью изменила её стиль, призвав княгиню отказаться от аскетичного гардероба человека «в изгнании», в пользу более подходящего. Мадмуазель Шанель сама подбирала наряды и макияж Марии Павловне и руководила каждым действием и поступком княгини, однажды повлияв даже на её решение постричь волосы.

Успех стал причиной зависти со стороны других модных домов Парижа. Посыпались многочисленные заказы на вышивку, и Мария Павловна решила расширить свою деятельность. Это задело Габриэль, и она немедленно запретила Великой княгине появляться у себя в студии. После столь резкого отказа в доступе, Мария Павловна сочла для себя невозможным удовлетворять дальнейшие ожидания Коко. На этом их сотрудничество закончилось. В 1927 году Великая княгиня Мария Павловна продала свой бизнес дому Hurel, который и по сей день остается поставщиком тканей и вышивок для Дома CHANEL.

Коллекция «Париж - Москва» 2009Другие русские

Огромное влияние на жизнь и творчество незабвенной Коко Шанель оказали и другие русские эмигранты, с которыми её познакомил Великий князь Дмитрий Павлович. Например, князь Сергей Кутузов, который стал 1922 году личным секретарем мадмуазель Шанель и до 1933 года возглавлял салоны CHANEL, а в 1934 году был назначен директором Couture House – 31 rue Cambon. Глубокую привязанность и высочайшую степень доверия Габриэль к князю Кутузову иллюстрируют порученные однажды Михаилу поиски шкатулки с ювелирными украшениями Коко, которую она позабыла на борту во время круиза с Герцогом Венсминстерским.

Были и те, кого в 1920-х годах нанимали на работу в качестве манекенщиц, были и просто поклонницы Дома CHANEL. Среди них можно упомянуть такие имена, как Галя Багенова, Татьяна Коренофф, Мона Заботкина, Мария Эристофф, Мелита Зелинская и Натали Оболенская…

Коко Шанель, благодаря своей подруге, уроженке Польши Мисии Серт, в 1920 году знакомится с Сергеем Дягилевым и настолько влюбляется в русский балет, что решает оказывать финансовую помощь труппе. При её поддержке был восстановлен балет Игоря Стравинского «Весна священная». Она создала костюмы еще для четырех балетных спектаклей дягилевской труппы, включая «Голубой поезд» в 1924 году.

Жан Кокто вспоминал: «Благодаря видимой и узнаваемой роскоши Габриэль Шанель, удалось раскрыть весь блеск хореографии и талант артистов. Сохраняя всё в совершеннейшей тайне и не желая, чтобы кто-то её узнал, она была партнером во всех наших начинаниях. Без неё Сергею Дягилеву не удалось бы воссоздать «Весну священную» Игоря Стравинского. Без неё Пикассо, Сати и я никогда не увидели бы триумфа “Parade”».

Благодаря Сергею Дягилеву Габриэль Шанель подружилась с хореографом и танцором Сержем Лифаром, в котором она увидела нового Нежинского и даже дала согласие стать его крестной матерью. Дружба Габриэль и Дягилева длилась много лет, и вместе с Мисией в 1929 году Коко взяла на себя скорбную обязанность по организации похорон великого Сергея Дягилева в Венеции.

Нежная дружба связывала Коко с великими русскими художниками-авангардистами. Одним из них был Илья Зданевич (Ильязд). Он проработал в компании “Tissus Chanel”, которая выпускала ткани для Дома CHANEL, с 1928 до 1933 года в качестве художника-дизайнера фирменного джерси CHANEL. Когда, следуя за веяниями моды, фабрика перестала выпускать джерси и перешла на твид, Ильязд покинул компанию. Рожденный в Тифлисе Ильязд обладал редким темпераментом, и ему трудно было расстаться с Шанель. Он писал ей письма и просил не забывать их совместной творческой работы. Габриэль оценила всё, что сделал для неё Ильязд, и многим позже их особые отношения проявили себя… Она стала крестной его дочери в 1940 году, когда Ильязд вернулся к публикации коллекции своих сонетов «Афат», посвященных знаменитым духам Chanel № 5. Шесть иллюстраций к книге были сделаны Пабло Пикассо…

Недавнее вчера и яркое сегодня

В 1961 году Дом CHANEL принял участие во Французской выставке в Москве. Там всем его поклонниками была продемонстрирована новая униформа для стюардесс – бежевые костюмы с темно-синей, бежевой и красной отделкой. В духе Шанель…

В сентябре 1967 года в спортивном комплексе «Лужники» была показана коллекция Haute Couture. В пресс-релизе, посвященном этому событию, было написано: «Благодаря великодушному приглашению советских властей, мы прибыли в Москву, чтобы представить коллекцию мадмуазель Габриэль Шанель, подготовленную к зимнему сезону 1967/1968. Позвольте отметить, что впервые мадмуазель Шанель приняла решение продемонстрировать свои творения за пределами Salons rue Cambon, и мы очень рады тому, что эта «премьера» состоится в СССР». Своими впечатлениями о поездке в Москву Коко поделилась с Пьером Галантом: «Она потрясла меня…. Я думаю, что это был невероятно ценный опыт. Единственной целью моей жизни было… увидеть, как мои модели выходят прямо на улицу… Сегодня они были на Красной площади в Москве». (“Les Annees Chanel”, Пьер Галант. Издательство Mercure de France, Париж. 1972 год).

Одна из московских поклонниц Шанель подарила ей на память сноп пшеничных колосьев, который занял место возле камина в её доме. Шанель верила в то, что пшеница является символом плодородия и благосостояния, поэтому изображения этого злака присутствовали во всех её домах. И еще одно замечание по поводу пшеницы… Габриэль Шанель любила выпить рюмку русской водки, ведь водка производится из пшеницы… И сегодня арт-директор Дома CHANEL Карл Лагерфельд нет-нет, да и обращается в своих коллекциях к «русской» теме. Оказывается, все возвращается «на круги своя»… CHANEL и Россия. Эта любовь взаимна.

Похожие статьи: