Искусство продавать, или все мы немного художники

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  2233

Текст и фотографии: Елена Балина

Елена ШаговаОб интересных перевоплощениях, которые может предложить своим посетителям модный мультибрендовый магазин Boutique 1 , мы уже рассказывали в одном из номеров нашего журнала. Сегодня я хочу более подробно остановиться на художественной части этого коммерческого предприятия – выставочном зале Art Gallery at Boutique 1. Чем привлекательны подобные залы? Тем, что они экспонируют работы художников недолговременно, поэтому можно получать эстетическое удовольствие постоянно, созерцая полотна всё новых и новых мастеров.

Профессионал с большим опытом, галерист со стажем работы на местном рынке и просто красавица Елена Шагова рассказала о нюансах своей специальности перед открытием выставки французского абстракциониста Мишеля Пеллойля, картины которого сменили на стенах Art Gallery полотна болгарского художника-флориста Георгия Андонова.

Здравствуйте, Елена. Рада познакомиться с единственным в Эмиратах русскоязычным галеристом. В чем заключается специфика Вашей деятельности?

Это такая работа, которая иногда мне кажется неблагодарной, потому что люди, так или иначе связанные с искусством думают по-другому, живут своими какими-то мыслеобразами и представлениями, и им кажется, что все должны это так понимать. Ан-нет! Мало, кто понимает. Но с другой стороны – это очень интересная и творческая работа, даже в некотором роде миссия – нести искусство людям. И донести его нужно очень грамотно, здесь важна любая мелочь: и внешний свет, и точечное освещение, и месторасположение картины. В Дубае нет ничего постоянного, к сожалению. Но в данный момент я думаю, что это мое место, я нашла свою нишу.

По какому принципу Вы подбираете темы экспозиций?

Всё происходит интуитивно. У Фади (куратора Art Gallery) достаточно большой опыт работы, и для меня этот человек является несомненным авторитетом в мире галерейного бизнеса. Вместе мы посещаем множество различных выставок и отбираем работы на энергетическом уровне, то есть те картины, которые «цепляют». Ведь есть такие полотна, которые, вроде, и выполнены технически грамотно, и краски подобраны идеально, но взгляд на них не задерживается, проходит, как сквозь яркую иллюстрацию. Мы с Фади работаем на «одной волне», выбираем тех художников, произведения которых не просто украсят интерьер, но и привнесут настроение, идею.

Вы давно работаете вместе с Фади?

Мы были знакомы уже шесть лет назад. Заочно. В то время я пришла работать в только открывшуюся галерею Middle East Art в комплексе Souq Madinat Jumeirah и познакомилась с «цветочными» картинами болгарского живописца Андонова, ещё не зная, кто привез этого художника в страну. Работы произвели на меня достаточно сильное впечатление, я поняла, что мне эта тема близка, картины эстетичные, красивые, не тривиальные и это – не «арабский арт». Я, в принципе, люблю арабское искусство, но как-то к европейскому больше тяготею. Вот такое у меня получилось знакомство с моей будущей профессией, с Фади и полотнами Андонова. Несколько лет спустя Фади пригласил меня работать к себе. Именно это оказанное мне доверие я очень ценю. Фади – самый известный галерист в Эмиратах.

Календарь выставок расписан на много месяцев вперед, что интересного и необычного ждет посетителей Art Gallery в ближайшем будущем?

Art Gallery at Boutique 1Как я уже говорила ранее, подборка работ ведется, в первую очередь, на ментальном уровне. Мотивы и направления очень разные, но все картины должны «говорить». То есть, у всех произведений живописи или графики есть энергетическая основа, что очень важно, а потом уже идет всё остальное – текстура, свет, композиция... Я уже открывала в Art Gallery две выставки, это – третья, и, надо сказать, я очень довольна и результатами, и идеей.

А насчет дальнейших планов: не побоюсь сказать, что здесь сыграл и мой приход в галерею, Фади планирует посмотреть работы молодых русских художников. Во-первых, потому что у них совсем иная энергетика, во-вторых, реальные расценки, а в-третьих, это нечто новое для Дубая.

Такие галереи, как Ваша, носят лишь коммерческий характер или призваны нести «искусство в массы»?

По большому счету, цель – донести «звук» и «вкус» искусства, но поскольку мы находимся в коммерческой структуре Boutique 1, конечно же, мы продаем картины. Цены назначают владельцы полотен, «накрутки» за аренду и прочих расходов не существует. У нас уже сформировался лист постоянных клиентов, которые нам доверяют. С нами они могут быть уверены, что в других коллекциях или в Интернете не пройдет информация о том, что купленные ими картины, на самом деле, не стоят той цены, что они заплатили.

Кто сейчас покупает картины?

Вы знаете, галереи сейчас, как грибы после дождя, растут! В Дубае сегодня представлен огромный выбор работ – на любой вкус, на всякий бюджет! Расчет прост – есть такой стереотип, что у жителей Дубая «денег – куры не клюют», поэтому они готовы скупать всё подряд. Но это не так. Возможно, они и готовы приобретать престижные автомобили, недвижимость на побережье, открывать свой бизнес. Но предметы искусства не стоят в первых строчках этого списка «эмиратской мечты», это последнее, на что люди готовы потратить деньги. Я увлекаюсь дизайном, часто люди обращаются ко мне за советами, и я вижу, что украшать дом предметами искусства – не является дубайской модой, здесь пока не престижно вкладывать средства в культуру. Возможно, только в последнее время начались какие-то сдвиги в этом направлении.

Наверное, чтобы начать коллекционировать подлинные произведения искусства, акцента лишь на финансовых возможностях недостаточно, нужна серьезная культурная база?

Совершенно верно, необходима определенная школа, чтобы не трогать руками холсты, вопрошая, сколько таких копий было сделано. Разве могут быть копии у таких картин? Поэтому в Объединенных Арабских Эмиратах галерейный бизнес – это больше, чем музей, людям требуется преподносить теорию мировой художественной культуры, рассказывать о техниках живописи, о разных направлениях в искусстве. Помимо собственно продажи идет общий образовательный процесс. Галеристы призваны донести до посетителей то, что в мире, помимо каких-то бытовых ценностей, есть еще что-то более интересное, заслуживающее внимания и влияющее на человеческое внутреннее восприятие мира.

Когда картина продается, не остается чувства опустошенности в душе?

Была однажды такая история. Когда-то у меня выставлялся один художник, который написал достаточно странную картину – рыбы, рыбы на чёрном фоне. Увидев её, я почувствовала какое-то необъяснимое притяжение. В итоге, я её сама и купила, не смогла продать в другие руки. Три пера на чёрном фоне – абсолютно страшные, но удивительно притягательные.

Поскольку в галерее я нахожусь большую часть дня, естественно, к каким-то картинам прикипаю, появляются фавориты, что в нашем деле, наверное, не совсем хорошо, ведь каждое полотно нужно рано или поздно продавать. К тому же каждому человеку, зашедшему в галерею, хочется получить возможность «поговорить» с картиной. И когда ты замечаешь, что не всякий способен «увидеть» картину, тогда вступаешь в диалог.

Что ж, пора и мне пообщаться с картинами. Спасибо, Елена, за «секреты мастерства», надеюсь, что мы ещё не однажды встретимся на презентациях новых выставочных экспозиций.

И я отправилась в зал галереи, чтобы познакомиться с работами французского художника Мишеля Пеллойля. После интервью с Еленой я совершенно по-иному отнеслась к просмотру картин, не искала в них сюжета, центральной фигуры, соотношения композиции и цветовой гаммы, я смотрела на них и чувствовала настроение. Настроение Мишеля, который хотел добавить ярких красок в нелегкую обыденную жизнь своих друзей, настроение романтического Парижа, настроение путешествия. И может быть, именно в тот момент у меня тоже возникло своё настроение, настроение рифмы….

Полотна вдоль стены лежали

И, в ожиданье, отражали

То неба цвет усталый, бледный,

То солнца яркий луч победный,

То волн прибрежных синеву,

То пальм зеленую листву.

Художник в кресле. Со стаканом.

Слегка нетрезв, отнюдь, не пьяный,

Слегка небрит, но не брутально,

Вкруг шеи шарф. И блеск кристальный

В глубинах теплых карих глаз -

Париж в них светится подчас!

А на полотнах – жизнь вне правил,

Он кистью сам её направил

На дно пучин морских и в небо,

Туда, где был, а может, не был,

В пески пустынь, разломы льдин...

Весь мир – на дюжине картин.

Вот зал готов. На белых стенах –

Гляди, Дубай, с ривьеры Сены

Играет джаз бурлеском красок –

Чуть сумасшедше и прекрасно,

Чуть необузданно... Изволь,

Знакомься, здесь – Мишель Пеллойль!

Похожие статьи: