Обереги романтической памяти

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  6850

Виктор Лебедев, журналист-востоковедТекст: Виктор Лебедев

«Единственное украшение, достойное мужчины, – это клинок» Проспер Мериме. Это соображение романтического литератора, известного французского писателя, в полной мере распространяется на аравийского араба. Время безжалостно уничтожает материальные свидетельства жизни великих исторических личностей и даже целых поколений, но оно бессильно против холодного оружия, которое как бы защищает от забвения своих хозяев и самое себя.

Самый известный исторический персонаж для миллиарда мусульман всего мира, жителей Востока вообще – это исламский пророк Мухаммед, сын Абдаллы. Музейные работники во многих странах мира, демонстрируя вещи, якобы, принадлежавшие великому мекканцу, утверждают, что сохранились его сандалии, плащ, волоски из бороды, зеркальце, посох, сосуд для сурьмления глаз, но историки не находят свидетельств, подтверждающих, что эти предметы, действительно, принадлежали посланнику Аллаха.

Обереги романтической памяти Другое дело – мечи пророка. Почти все они, пережив время, хранятся в дворцовом комплексе Топкапы в Стамбуле, в его оружейной палате, где наряду с парадными одеяниями султанов и их тронами, хранятся луки, стрелы, шлемы, огнестрельное и холодное оружие. Среди них и клинки Мухаммеда – вечные камни памяти, которые не смыты волнами исторической быстротечности.

Народы Востока хорошо помнят свою историю и высоко ценят память об историческом и дорогом холодном оружии. На выставке вооружений IDEX 2009 два стенда были посвящены не грозному оружию, а оружейной красоте. Их экспонаты не пахли порохом. Они привлекали бриллиантами, золотом, серебром, дорогими породами дерева, драгоценными камнями и костью, не только слоновой, но даже птичьей. Один из стендов был российским, другой принадлежал Кувейту.

Эти экспозиции делали предложения не для военных умов, совершающих повороты истории, а для хранящих ее романтических душ. Первый демонстрировал коллекционное клинковое оружие, второй – сделанные в Германии и Чехии по заказу одного из шейхов кувейтской правящей семьи – уникальные подарочные пистолеты.

Российский подарочный фонд «Статус» показал в натуральном виде, а также в проспектах и красочных каталогах коллекционные кортики, стеки и мечи. Директор фонда Андрей Шаньшеров сказал корреспонденту журнала, что они «созданы в Златоусте российскими оружейниками и художниками по образцам исторического оружия, состоявшего на вооружении в России в царский и советский периоды или использовавшегося в качестве почетных подарков и наград». В витрине сверкали драгоценными металлами и камнями драгунские шашки, генеральские кортики, уникальные стеки, представляющие собой «скрытое оружие», облаченное в дорогие футляры из эбенового и красного дерева.

Витрина «Статуса» пользовалась огромной популярностью принцев и шейхов, других сановных посетителей, владельцев подарочных фирм, коллекционеров и просто любителей прекрасного. Посетители отмечали искусство российских мастеров в деле золочения, ковки, гравировки, травления и резьбы по металлу на оружейных изделиях, исполненных на пике совершенства.

Кувейтский стенд выставил уникальные пистолеты, отделанные золотом, серебром, редкими видами дерева и даже соколиной костью. Стоимость отдельных огнестрельных экспонатов достигала 50 тысяч долларов.

«Наши главные заказчики – представители правящих аравийских семей. В странах Востока – особое отношение к оружию. Оно – щит и лицо мужчины и арабской цивилизации», – так рекламировал свои экспонаты представитель кувейтской подарочной фирмы.

Народы Востока хорошо помнят свою историюКавалеры Аравии, одетые в слепящие белизной, накрахмаленные, благоуханные, но однообразные наряды, испокон веков украшали себя оружием. Эмиратцы отошли от традиции ношения на расписных поясах кинжалов лишь в последней четверти 20-го века. На давних фотоснимках еще можно видеть основателя эмиратского государства, покойного первого президента ОАЭ шейха Заеда бин Султана Аль Нахайяна с кинжалом на поясе. В последние десятилетия шейх Заед кинжалов уже не носил. Отказались от них и простые эмиратцы.

В Йемене, откуда ведет свое происхождение большинство населяющих ОАЭ племен, мужчина, не перепоясанный кривым кинжалом «джамбией», считает себя не одетым. Кинжал – главный элемент его наряда на праздничном гулянье и обычной прогулке. Мужчину оценивают по этому элементу гардероба. 10-летний мальчик с кинжалом чувствует себя равным среди взрослых. В стране, где в личном владении есть даже танки и ракеты, любой вооруженный до зубов мужчина привлекает внимание встречных только поясом, на котором висит это оружиесимвол. В йеменских семьях нет вещи, более дорогой, чем кинжал. Обесценивается все, кроме него. Чем старше личное холодное оружие главы семьи, тем больше достоинства у нее самой.

Когда-то «джамбию» носили на боку, о чем свидетельствует ее относящееся к разряду прилагательных название, происходящее от арабского слова «джанб» (бок). Было это так давно, что никто уже не скажет, когда кинжал переместился на броское место в центре пояса и стал украшением мужского живота.

Самому оригинальному в мире кривому и коварному арабскому ножу несколько тысяч лет. Во тьме веков ему воздавала хвалу за обеспечение покоя и безопасности самая известная властительница «Счастливой Аравии» – царица савская Балкыс.

Вся мужская половина страны не просто любит кинжал. Она обожает джамбию в целом и восхваляет каждую из ее частей: эфес (рукоятку), клинок, ножны, пояс. Рукоятка может иметь округлую головку или расходиться концами по сторонам, как шеи российского двуглавого орла. У нее могут быть разные формы, но обязательно должны быть тонкая шейка и называемые «гардой» широкие плечи, из которых выходит кривой клинок. Эфес – главный элемент джамбии, по которому ее оценивают. Остальные части служат лишь дополнением. Рукоятки делают из коровьего рога и костей жирафа, а самые ценные – из рога носорога. Под воздействием времени и прикосновений руки изделия из темного рога африканского гиганта приобретают бархатную гладкость и светлеют до прозрачности стекла. Таких уникальных кинжалов, называемых «сыфани», немного. Их возраст оценивается в 500 и даже 1000 лет.

Клинок куется в нескольких исторических центрах Йемена, в том числе в столичной Сане, из единой полоски стали, называемой «индийской», и оттачивается до остроты бритвы. Арабский кривой нож – злокознен. Его коварство таится в имеющихся в клинке воздушных желобах, через которые в тело раненой жертвы врывается губительный воздух.

Ножны из деревьев местных пород обтягиваются только тонкой белой бараньей кожей, которая затем закрывается заплетенным в косицу кожаным шнуром, окрашенным чаще всего в зеленый цвет. Нижний конец ножен плавно загибается вверх примерно на треть длины клинка. Говорят, что эта часть одеяния кинжала использовалась для хранения серебряных монет. Расшитый золотом пояс, прижимающий джамбию к животу, ценится только в том случае, если сделан вручную. Его вышивкой занимаются женщины и заключенные местных тюрем. Пояса для драгоценных «сыфани» расшиваются золотом.

За старинными джамбиями охотятся состоятельные йеменцы. В духе арабской пословицы «Сватая красавицу, не думай о калыме», они готовы заплатить за уникальный нож любые деньги. Стоимость джамбии доходит до миллиона долларов. Но желающих продать древнюю гордость семьи трудно найти. Символ не имеет цены. Он не деньгами дорог.

В Султанате Оман, жители которого носят самые красочные на Аравийском полуострове головные уборы, широко развито производство этих коротких клинков в ножнах, отделанных серебром, жемчугом, яркими камнями, в том числе драгоценными, и даже хрусталем. Оманский кинжал – «ханджар», от которого, кстати, и происходит наше русское слово кинжал, пользуется в регионе большой популярностью. Он похож на йеменскую «джамбию», тоже изготавливается вручную и стоит в среднем 1000-1500 долларов. Цены отдельных экземпляров в зависимости от их отделки превышают 5000 долларов.

В отличие от йеменцев, которые не выходят на улицу без кинжалов, и эмиратцев, закрывших глаза на старую традицию, в Султанате Оман «ханджары» постоянно носят только деревенские жители. Горожане от этого обычая отступают. Вместе с тем, столичные чиновники на торжественные церемонии султанского двора должны являться с оружейными украшениями на животе. Крупным государственным деятелям выдаются дорогие представительские кинжалы, как раньше в России старшим морским офицерам выдавались кортики.

Несколько лет назад в Йемене была сделана редкостная находка. Она совершена в самом что ни на есть публичном месте и подтверждает общее правило: если хочешь что-то найти, – не бросайся по сторонам, а будь внимателен к тому, что лежит под ногами, прямо перед тобой. На обычном базаре в городе Таиз йеменский ученый обнаружил выставленный на продажу по бросовой цене кинжал основателя Аббасидской династии халифа Аббаса ибн Ибрагима ибн Мухаммеда ибн Али ибн Абдаллы ибн Аббаса ибн Абдель Мутталиба.

Медный кинжал правившего исламской империей более тысячи лет назад родственника пророка Мухаммеда по его деду Абдель Мутталибу богато расписан. На его рукоятке помещена надпись «О, Завоеватель». Ножны украшены искусными арабесками и изображениями морских животных в обрамлении слов «О, Могущественный» и «Длань Аллаха едина с десницей халифа Аббаса». Кинжал первого аббасидского халифа обогатил сокровищницу военных реликвий пророка Мухаммеда и наследовавших ему мусульманских завоевателей, в которой кинжалы редки.

Восточные правители обожали кинжалы, но больше интересовались мечами. В арабской ономастике мужское имя «Ханджар» встречается довольно редко, а вот имя «Сейф» (Меч) – очень распространено. Нередко оно является частью составных имен, таких как Сейф-уль-Мулюк (Меч королей), Сейф-уд-Дауля (Государственный меч), Сейф-уль-Ислам (Меч ислама), Сейф-уд-Дин (Меч веры), Сейф-у-Лла (Меч Божий), Сейф-унНаср (Меч победы).

Сколько слов есть в русском языке для обозначения мечей? Сабля, шашка, палаш, шамшер, шпага... Дальше я уже впадаю в затруднение. Для перечисления арабских названий этого холодного оружия не хватит страницы. Их примерно три сотни. Каждое слово относится к конкретному мечу, отмечая его особенные достоинства: остроту, длину, толщину, блеск, качество металла, используемые украшения, роспись, место производства. Среди них «бАрика» (сверкающий), «сафИха (широкий), «сАзидж» (наивный) – на клинке которого нет надписей, «самсАм» (негнущийся), «ляхзАм» (острый), «ракЫк» (тонкий), «фЕйсал» (разделяющий) – правитель, судья; тот, кто отделяет правду ото лжи.

Народы Востока хорошо помнят свою историюВ Османской империи меч как бы заменял царственный венец. Приходивших к власти турецких султанов, носивших красочные чалмы, не прельщали золотые короны. Вместо коронации они проводили церемонии «подпоясывания мечом». Восток не знает меры в дорогих излишествах, и некоторые халифы подпоясывались двумя мечами. Что, в общем-то, не удивительно, принимая во внимание соблазн, возникавший в душах правителей среди многообразия этого боевого оружия в странах средневекового востока.

У исламского пророка Мухаммеда было 10 или 9 мечей. Последнее число подтверждает большинство источников. Мечи сохранились и находятся сейчас в музеях, и преимущественно, как уже отмечалось ранее, в дворцовом комплексе Топкапы в Стамбуле.

Все мечи пророка имели собственные имена. Первый из них – «аль-Маасур» – достался Мухаммеду по наследству от отца Абдаллы ибн Абдель Мутталиба в отрочестве, еще до объявления пророчества. С ним 15-летним юношей он участвовал в одной из последних войн предысламской «эпохи невежества», в которой его племя корейшитов одержало победу. С ним же, приняв на себя пророческую миссию, он отправился в оазис Ясриб, ставший впоследствии Мединой, при исходе вместе с первыми мусульманами из затаившейся в заговоре Мекки. «Аль-Маасур» с золотым эфесом, украшенным изумрудами и бирюзой, на клинке которого написано имя отца пророка, был передан Мухаммедом позднее его двоюродному брату и зятю имаму Али.

Самый известный меч великого мекканца – «Зу-ль-Фикар», называемый также «Зу-ль-Факаром». Это название можно перевести как «зазубренный», «имеющий вмятины, выемки», то ли полученные в сражениях, то ли сделанные в процессе производства.

Историки отмечают, что «Зу-ль-Фикар», захваченный сподвижниками пророка в одном из сражений против аравийских язычников, имел два лезвия и считался очень жестоким оружием. Они причисляют отделанный серебром «Зу-ль-Фикар» к любимым мечам пророка и утверждают, что Мухаммед не расставался с ним и носил его не общепринятым образом сбоку на поясе, а по арабской традиции на шейной перевязи. В одном из сражений первых мусульман с язычниками этим грозным мечом был вооружен зять пророка, представший после битвы перед единоверцами, по свидетельству современников, с «руками, обагренными кровью по плечи». Название этого клинка стало мужским именем, которое носил в конце прошлого века президент и премьер-министр Пакистана Зульфикар Али Бхутто. Имя славного меча не спасло пакистанского лидера от гибели. Он был тайно повешен пакистанской военной хунтой в 1979 году.

Другим любимым мечом посланника Аллаха называют «Аль-Кадыб» (палка, брусок, жезл), имевший почти метровую длину, кожаные ножны, отличавшийся легкостью и никогда не использовавшийся в войнах. Меч «Аль-БаттАр» (отсекающий, острый), называемый «мечом пророков», «мечом справедливости» и «возмездия», использовался на церемониях «подпоясывания» турецких султанов. На его обоюдоостром клинке длиной 101 см нанесен рисунок, который истолковывается как расправа пророка Дауда (Давида) с его противником, нанесены имена предшествовавших Мухаммеду пророков. Некоторые толкователи ставят под сомнение возможность принадлежности «Аль-Баттара» пророку из-за нанесенных на нем изображений человеческих фигур, что вступает в противоречие с шариатскими запретами. Тем не менее, известно, что турецкие правители обнажали это оружие посланника Аллаха перед своими завоевательными походами и, держа перед собой меч, обращались к Всевышнему с мольбами о даровании победы.

По свидетельствам историков, этот меч наряду с двумя другими – «Кальи», названным по имени одной из деревень вне аравийского региона, и меч «Аль-Хатф» (погибель), якобы, были захвачены у проживавшего в Медине иудейского племени, изгнанного из города за предательство первой общины мусульман. В преданиях о мече утверждается, что он был выкован руками самого пророка Дауда по образцу еще более древнего «Аль-Баттара», но большей длины, достигающей 112 см.

Другие мечи пророка – «Ар-Рассуб», достигавший в длину 140 см, «АльМихдум» и «Аль-Адб» (острый). Последний – единственный из мечей посланника Аллаха, хранящийся в арабском регионе. Он находится в мечети, носящей имя внука посланника Аллаха – Хусейна ибн Али в Каире.

Похожие статьи: