Короли и ювелиры. Французская сага

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  5770

История ювелирного дома Chaumet началась в 1780 году и тесно переплелась с историей Франции. Более двух столетий девять поколений мастеров-ювелиров передавали свои знания и опыт от одного владельца мастерской к другому. Настоящая известность, как это обычно бывает, пришла внезапно. Случилось это благодаря одному украшению, ставшему легендарным…

Имперский период (1780-1814)

Немного поработав с мсье Обертом, личным ювелиром королевы Марии-Антуанетты, молодой мастер по имени Мари-Этьен Нито открыл свою собственную мастерскую на Рю Сент-Оноре, и очень быстро приобрел постоянных клиентов из числа местной знати. Однажды начинающий ювелир поймал за уздечку коня, несущегося вдоль улицы во весь опор. Верхом на жеребце восседал Наполеон Бонапарт, который в те времена носил титул французского консула. Уже много позже, будучи императором Франции, Наполеон вспомнил смелость, проявленную молодым человеком, и назначил его придворным ювелиром. Так в 1802 году началась официальная биография месье Нито, положившего начало истории ювелирной компании Chaumet.

Вкус Наполеона Бонапарта к ювелирным украшениям был во многом продиктован политической ситуацией. Амбициозный император хотел вернуть Франции звание законодательницы мод и центра истинной роскоши, как это было до Революции 1789 года. Мсье Нито и его сын по заказу императора создавали самые экстраординарные ювелирные изделия, в которых удивительным образом сочетались великолепие и простота. Так, например, впервые зародилась идея изготовления тиары, которая бы притягивала взгляд к верхней части лица и смогла стать символом императорской власти во всем ее величии и пышности.

В 1802 году был создан тот самый меч консула империи, рукоять которого была украшена знаменитым 140-каратным бриллиантом «Регент» и от которого ведется отсчет истории компании Chaumet. Сегодня этот меч считается самым известным достоянием французской короны и занимает достойное место в экспозиции Лувра. Два года спустя мсье Нито выполняет полный комплект ювелирных украшений для церемонии коронации Наполеона Бонапарта, и еще позже – прославленный меч Империи.

Для супруги императора Франции красавицы Жозефины, славившейся своим изысканным вкусом к ювелирным изделиям, мастер создавал нежные и сентиментальные ожерелья, броши и серьги. В честь рождения сына, который сразу же был провозглашен королем Рима, император преподнес супруге бриллиантовое колье. Дочь Мария-Луиза получила от придворного ювелира комплект потрясающих свадебных украшений, которые сегодня выставлены в историческом салоне фирмы на Пляс Вендом, 12 в Париже.

В 1805 году Мари-Этьен Нито, добившись богатства и славы, приобрел Hotel de Gramont на Пляс Вендом, 15, ставший отелем Ritz в 1898 году.

Романтический период (1786-1869)

Жан-Баптис Фоссин и его сын Юлиус создавали коллекции романтических украшений, вдохновленные искусством итальянской эпохи Возрождения и французскими шедеврами XVIII века. Их талант и мастерство привлекли внимание самых знатных родов того времени: семьи Луи-Филипп, королевской семьи Франции, аристократов из России, в том числе и князя Анатолия Демидова, супруга принцессы Матильды Бонапарт, племянницы императора Наполеона I. Богемная парижская публика (художники, скульпторы, писатели и актеры) частенько наведывалась в ювелирную лавочку Фоссина.

В это время зародился и был очень востребован натуралистический стиль в ювелирном искусстве. Мастера передавали в своих творениях красоту утренней росы, листьев оливы и каштана, диких роз и фруктов. «Виноградные гроздья» составлялись из топазов, рубинов, изумрудов и бриллиантов высочайшего качества и самой лучшей огранки.

Вторая Империя (1794-1860). Жан-Валентин Морель

После революции 1848 года ювелир Жан-Валентин Морель, работавший в подмастерьях у Фоссина, отправился в Англию в поисках лучшей доли и открыл мастерскую в Лондоне. Наслышанные об успехах французских ювелиров, местные денди потянулись к Морелю. Очень скоро Морель был назначен придворным ювелиром королевы Виктории. С помощью сына Проспера Морель создавал столь великолепные украшения, что все окрестные графы и бароны считали своим долгом заказать у него какую-нибудь безделушку. На родине ювелир так же не был забыт. Поэтому среди клиентов Мореля были и император Франции Наполеон III, и парижские банкиры, такие, как семейство Ротшильдов, и крупные промышленники и купцы. Париж восстанавливал былую славу центра мировой моды. Атмосфера была просто пропитана духом роскоши и стремлением к богатству. Наступало «золотое время» ювелиров.

Жозеф Шоме и «Эпоха Красоты» (1852-1928)

Женившись на дочери Проспера Мореля и взяв в руки семейное дело в 1885 году, Жозеф Шоме провозгласил себя непревзойденным мастером «Эпохи Красоты». Его украшения элегантны и неповторимы. По заказам многих знатных людей он делал тиары и диадемы, ожерелья и ордена, броши с изображениями родовых гербов и другие символы социального статуса. Этот период особо отмечен в летописи компании Chaumet.

Именно Жозеф Шоме создал в 1894 году знаменитое ожерелье «Колибри» из серебра, золота, рубинов и бриллиантов, ожерелье «Восходящее солнце», чей дизайн был навеян японским искусством, а также известную во всем мире тиару «Бурбон-Парма», выполненную из платины и бриллиантов в 1919 году. В 1907 году «бриллиантовый дом» Chaumet перебрался на Пляс Вендом, 12.

Марсель Шоме (1886-1964) и период Art Deco

Обученный отцом Марсель Шоме перенял фамильный бизнес в 1928 году. Стиль украшений Дома стал более геометричным, в соответствии с веяниями моды 1920-х. В тридцатые годы, напротив, ювелирные изделия становятся все более женственными и изысканными.

Украшения Марселя Шоме дают начало Art Deco – новому направлению в ювелирном искусстве, которое характеризуется контрастными цветами, использованием необычных материалов и полудрагоценных камней. Считается, что кульминационным моментом Art Deco стала знаменитая парижская выставка искусств 1925 года.

Век прошлый, век двадцатый На волне всеобщего подъема в послевоенном 1945 году, следуя за знаменитым «новым образом», провозглашенным Кристианом Диором, ювелирный дом Chaumet обретает репутацию законодателя стиля и качества. Новый век – новая клиентура. Индийский махараджа, чья белая туника украшена морским отборным жемчугом, приобретает у Chaumet два бриллианта жемчужной огранки весом более 46 карат: один для Гертруды Вандербильт, другой для Барбары Хьюттон, которая впоследствии, став принцессой, заказывает у Chaumet свою тиару.

Саша Гитри, один из знаменитых клиентов Дома, постоянно заказывал обручальные кольца для своих невест, одной из которых повезло, пожалуй, больше всех – ей предназначался 111-каратный изумруд. Сегодняшние принцессы, и настоящие леди, и кинодивы, и зведы шоу-бизнеса, и просто все женщины мира – юные и прекрасные, все также обожают ювелирные украшения от Chaumet.

Этот ювелирный дом сохраняет свой стиль и неповторимую элегантность. В нем по-прежнему трудятся самые лучшие ювелиры и самые тонкие знатоки женских душ. И, значит, время над Chaumet не властно.

Похожие статьи: