Вся наша жизнь — узор ковра, и тот,
кто его выдумал, выдумал и всё,
что с нами будет…
Часть II. Индийские ковры
(начало в № 9 «Русских Эмиратов»)
Говорят, что в Индию искусство ковроткачества принесли с собою персы, бежавшие из своей страны. Особую лепту в популяризацию ковров на Субконтиненте внесла династия Великих Моголов. Отличительная особенность индийских ковров — обилие зелёного цвета, который практически не встречается в восточных коврах, хотя и считается священным цветом Ислама. Жители горных районов Индии начали ткать ковры задолго до прихода мусульман на Субконтинент, поэтому зелёный, часто использующийся в индийских коврах, наделён каким-то особым смыслом.
Самые знаменитые ковры Индии родом из горной страны Кашмир, которая много лет упорно борется за свою независимость и от Индии, и от Пакистана, но официально является индийским штатом. Именно Моголы, для которых обилие ковров в домах являлось обязательным, выбрали столицу Кашмира, город Шринагар, своей летней резиденцией, разбив здесь удивительной красоты розовые сады с мраморными павильонами. Они и научили гордых кашмирцев прясть ковры на персидский манер.
Другая, не менее славная версия повествует о том, что история кашмирских ковров началась с сына царя Скиандара Шах-а-Хана, который, вернувшись из плена в Самарканде, привез с собой на родину любовь к красивым коврам Востока. Он основал питомник для разведения тутового шелкопряда и всячески старался заполучить лучших персидских мастеров, которые и начали обучать кашмирцев премудростям завязывания узелков. За свои заслуги он получил прозвище «Агбар из Кашмира» («Великий кашмирец»).
Как бы там ни было, а ковры в Кашмире плетут отменные: гармоничные, цветистые и невероятно приятные и глазу, и сердцу. Часто они продаются под именем «шринагара», в честь столицы гордого Кашмира.
Кашмирские мастера обладают удивительным чувством цвета и смешивают в своих коврах десятки оттенков. В орнаментах широко используются образы животных и птиц, которые делают ковры «говорящими», символизируют свободу души, мысли и слова. Такие ковры называются «фигуральными». Часто кашмирцы вплетают в узор и знаменитые «турецкие огурцы», порой достигающие гигантских размеров.
Любой фигуральный ковер преисполнен глубокого смысла. Например, птица символизирует человеческую душу, поднимающуюся в небеса; бегущий олень — человеческую свободу, а хищник — могущество, дисциплину и порядок. Композиция в целом полна философии — человеческая душа, подкрёпленная могуществом порядка, подчиняющим внутреннюю свободу дисциплине, в конце концов достигает небесного познания.
Именно в Кашмире делают ковры с полудрагоценными и драгоценными камнями. Их плетут только на заказ, и стоит такой ковёр целое состояние. Порой на «полудрагоценном» ковре размещают камней общей стоимостью в несколько тысяч долларов. По таким коврам, конечно, не ходят, а бережно покрывают ими столы, полки и сундуки.
Что касается самой Индии, то и здесь осталось немало заповедных мест, где трудятся ковроделы.
Уникальные ковры производят в городке Мирзапур: их мотив под названием «мир-и-ботег» изображает пламя. Такие ковры ткут в сектах почитателей огня, которые и поныне существуют в Индии.
Причиной того, что в Индии появились «индо-кешаны», «индо-кирманы», «индо-исфаханы» и прочие проперсидские ковровые изделия, стала старая караванная дорога, по которой товары из Тегерана через Персию и Пакистан доставлялись в Индию. Местные ковроделы позаимствовали у персов мотивы оформления и стали делать ковры, внешне ничем не отличающиеся от персидских аналогов, но значительно уступающие в качестве.
Производство красивых ковров с нежным цветочным орнаментом, известных в мире как «американский сарук», было поставлено на поток в начале XX века. Тогда европейцы спешно основывали в Индии мануфактуры, чтобы, с одной стороны, «насытить» американский рынок, а с другой — помочь персам справиться со шквалом заказов. В основных производственных центрах — Амристаре и Агре — до сих пор существуют немногочисленные ковровые мануфактуры. Кстати, именно Агра когда-то была столицей Персидского царства, но ковроткачество здесь было практически утрачено после падения династии Моголов.
Индийские ковры чаще всего идут на экспорт: на начало XXI века объем оптовых продаж ковров за рубеж превышал 500 млн. американских долларов.
Продолжение следует.
Анастасия Зорина