Основатели французского бюро Sans Compromis – Ирина Бокова и Бруно Шарльжерве, которые недавно открыли свое представительство в ОАЭ, – редкие эксперты в области французских прикладных искусств и декоративных материалов. Они помогают дизайнерам интерьеров, архитекторам и частным заказчикам воплощать в жизнь уникальные идеи, такие как купола, витражи, двери или лестницы. К ним обращаются клиенты, которые хотят чего-то необычного, но не знают, кто это может сделать. Мы поговорили с Ириной Боковой о ренессансе ремесленных искусств и преображении интерьеров с помощью материалов.
Создание новых вещей, которых еще не существовало в природе, сродни волшебству. Это истинное творчество в самом буквальном смысле этого слова. Вы создаете штучные художественные работы из разных материалов – будь то металл, стекло или дерево. Как вы сами можете описать свою деятельность? Это интерьерный дизайн, декор или архитектура?
Ирина Бокова: Мы являемся связующим звеном между архитектурой и дизайном или между дизайном и декорированием. При этом у нас есть команда инженеров, так как порой объекты, над созданием которых мы работаем, имеют сложную конструкцию, как, например, лестницы, купола или витражи. Архитектурные бюро занимаются чертежами, планами, техническим оснащением дома, коммуникациями, они знают, куда должны выходить окна, чтобы и фасад, и помещение внутри выглядели красиво, какого размера должны быть комнаты и проходы между ними. Дизайнер наполняет пространство предметами, продумывает их материалы и отделку. Дальше начинает работать декоратор. Он приходит в готовое помещение и меняет его настроение, работает с чувствами и эмоциями клиента, добавляет уюта или строгости. Мы же связываем их всех между собой: не всегда то, что задумывает архитектурное бюро, можно воплотить на практике, вот здесь мы и подключаемся.
Ирина Бокова – редкий эксперт во французских прикладных искусствах и декоративных материалах. В ее активе более 600 реализованных проектов, у нее репутация человека, способного воплотить в жизнь самые смелые идеи дизайнеров, архитекторов и частных заказчиков. О ее востребованности свидетельствует постоянно расширяющаяся география ее работ: Франция, Англия, Россия, ОАЭ, Узбекистан…
Столь блистательная карьера Ирины Боковой началась с любви к металлу. Усердно посещая не всегда гламурные мастерские, не жалея времени на общение с неразговорчивыми мастерами, вникая в малейшие детали и секреты производства, Ирина стала признанным знатоком, тонко чувствующим материал и безошибочно выбирающим наилучшего исполнителя для каждой конкретной задачи. С годами к металлу добавились такие материалы, как стекло, дерево, солома, бумага. Сегодня Ирина находится в постоянном поиске новых имен, редких и порой забытых ремесел и щедро делится накопленными знаниями. Ее лекции собирают полные залы. Уставшие от безликих товаров потребители ищут предметы с историей, хранящие след ручного труда мастера. Опираясь на опыт и знание французских прикладных искусств, Ирина обладает редкой способностью воплощать мечты в реальность.
Расскажите о примерах ваших работ.
Ирина Бокова: Например, не так давно мы делали внутренний купол для дома. С одной стороны, это дизайнерский элемент, с другой – сложная архитектурная и инженерная работа, так как нужно рассчитать вес конструкции, несущую способность материалов и прочее. Но в первую очередь это связано с дизайном, поэтому мы всегда спрашиваем заказчика, что он ожидает от данного предмета, какой смысл он для него несет, так как для всех он обычно разный. В Москве есть квартиры с выходом на крышу через купол. Внешне такой купол бывает не слишком впечатляющим, так как проектируется по техническим нормам. При этом заказчику хочется, чтобы свет красиво струился внутрь помещения. Для решения этой сложной задачи приходим мы и помогаем установить внутренний купол так, чтобы естественный свет гармонично освещал жилое пространство. Недавно был интересный проект, где заказчикам хотелось, чтобы стекла купола переливались разными цветами – в зависимости от того, какой свет падал с улицы, стекло должно было играть по-разному. Для этого мы использовали фактурные стекла для витражей, и гостиная в итоге получилась немножко волшебной – настроение в ней менялось в зависимости от естественного освещения. Нам нужно было учесть преломление и рассеивание света и связать рисунок внешнего купола с рисунками на стеклах витражей, так как на просвет были видны внешние детали. Другой заказчик хотел, чтобы свет всегда был равномерным, определенной теплоты, а он мог по желанию менять только яркость, и для этого, наоборот, нам нужно было уйти от естественного освещения. А сейчас в работе проект, где заказчик хочет через купол всегда видеть небо, но при этом чтобы оно было немного пасмурным. Мы искали разные сочетания цветов и техник, а потом расписывали стекла вручную.
Вы можете сделать весь дизайн интерьера или вам интересны более штучные и сложные вещи?
Ирина Бокова: Мы работаем больше с деталями и декорированием, выступаем в связке с дизайнером, архитектором или декоратором. За 20 лет своей практики я близко соприкоснулась с миром французских мастеров высоких прикладных искусств и очень многое узнала о материалах, таких как металл или стекло, и научилась с ними работать. Ведь задачи порой бывают очень разными. Один заказчик хотел изготовить зеркало, которое не отражает, и нам нужно было найти такой эффект зеркальной поверхности, такое преломление света, которое бы не давало отражения лица.
В итоге мы сделали поверхность лишь с плавной игрой света, без обычного отражения. Сама я очень люблю работать с металлом – он может быть не только холодным и брутальным, но и передавать ощущение мягкости и уюта, давать особенный отблеск, который невозможно получить с другими материалами. Мы можем сочетать его с зеркалом, стеклом, натуральным деревом и камнем, и эти сочетания дарят нам ярчайшую палитру для использования. К нам как раз и обращаются, когда хотят чего-то необычного, особенного, но не знают, как это сделать.
Откуда у вас такая страсть к металлу?
Ирина Бокова: Моя профессиональная деятельность всегда была связана с Францией, а моя первая работа – ассистент французского декоратора. Именно он познакомил меня с фабрикой с 200-летней историей, которая производит фурнитуру для мебели, окон, каминов и лестниц. Они делают потрясающие модели. Так я узнала обо всех этапах производства и поняла, что на каждом из них трудится отдельный человек. Чтобы изготовить дверную ручку в классическом стиле, необходимо 8 –13 этапов и везде присутствует человеческий фактор. Каждый человек своей энергией воздействует на предмет, поэтому в итоге это не просто обработка металла, но и соединение человеческих судеб. Например, есть мастер, который выбивает на плоской бронзе цветы и узоры – он дает им жизнь, может придать каждому листочку свое особенное значение, а если это лицо, он придает ему определенное выражение. И я была очень удивлена, когда узнала, что этот мастер перед тем, как заняться чеканкой, два года изучал историю искусств. Такие люди живут своим делом, меня это поражает, отсюда, наверное, и моя страсть к металлу. В руках истинного мастера металл оживает, он меняет цвет, ощущение. Я сама очень люблю фурнитуру, тем более что у французов к ней особенное отношение. Есть даже такое выражение: «одеть дверь или окно» – ведь декор по-своему «одевает» пространство, порой полностью меняя впечатление от него. Это безумно увлекает. Можно соединять металл со стеклом, горным хрусталем, полудрагоценными камнями, что открывает еще больше возможностей и расширяет творческую палитру. Я так давно работаю с металлом, что у меня даже развилось предчувствие, как он поведет себя при использовании определенных технологий, поэтому я всегда довожу работу дизайнеров или частных заказчиков если не до совершенства, то до финальной стадии возможного.
Какие предметы из металла у вас обычно заказывают?
Ирина Бокова: Сначала я знакомлю клиентов с возможностями материала. После того как они осознают перспективы, о которых раньше могли даже не знать, узнают о мастерах и их способностях, мы помогаем им не бояться сделать красиво и правильно, сопровождаем на пути к более высокому уровню воплощения.
Например, дизайнер может нарисовать или спроектировать предмет (будь то фурнитура или лестница), он задает тон и основу. А прорисовку тонких элементов, работу над правильным сочетанием нескольких материалов, переходы от одного материала к другому я позволяю себе делать самостоятельно. Мы создаем технически сложные вещи, которые заказчики хотят видеть красивыми и удобными, и в итоге наши изделия становятся арт-объектами.
Как металл или стекло могут украсить интерьер?
Ирина Бокова: Возможностей очень много. Французы, например, умеют оформлять лифт в доме и пролеты зеркалами, которые имеют разную геометрию и текстуру, что позволяет скрывать сам лифт в пространстве. То есть, любуясь красотой, ты только потом догадываешься, что внутри данной конструкции находится еще и лифт, который выполняет просто техническую функцию. Либо, например, есть узкие коридоры без естественного света, где обычно располагаются шкафы, и мы предлагаем сделать для них дверцы из стекла с определенным свечением, чтобы помещение не давило, не оставалось скучным – таким образом мы «расширяем» его пространство. Недавно придумывали специальное стекло для посудного шкафа с гравировкой в технике лалик. Компания Lalique не может сделать стекло такого плана, они ограничены в размерах и рисунках – там работают только по каталогам. А мы можем воплотить оригинальную идею – большое панно – и продумать его подсветку. Но всегда хочется, чтобы работа отражала личность человека, который ее выбрал и заказал.
Для этого важно быть психологом, понимать заказчика на глубинном уровне, чтобы заказанный предмет мог отражать его внутренний мир.
Ирина Бокова: Нужно не только уметь понимать заказчика – важно еще и правильно подобрать мастеров и суметь донести до них суть его идеи. Необходимо, чтобы мастер не самоутверждался с помощью этого заказа, а гордился тем, что смог передать задуманное клиентом, при том, что иногда мастер и заказчик даже не встречаются. Как-то раз для одного заказа у нас совместно работали 11 фабрик. И это уже была задача менеджмента – связать их между собой и сделать правильный выбор мастеров.
К вам обращаются люди из-за вашей сложившейся за годы репутации, они уже понимают, к кому идут, любят ваш стиль. Но как вам самой удается не стоять на месте и генерировать новые идеи?
Ирина Бокова: Особенность нашего бюро в том, что у нас нет стиля: мы воплощаем задумки других людей. Мы всегда создаем что-то новое, у нас не бывает повторов.
К нам приходят и говорят: «Мы хотим сделать вот это, но не знаем, кто это может сделать». И мы вместе с заказчиком начинаем создавать проект. Даже если ему что-то нравится из наших предыдущих работ, мы все равно меняем какие-то детали, оттенок или рисунок, иногда из-за технических особенностей. Сейчас, например, вместо бронзы или латуни мы стали использовать алюминий. Это совершенно уникальный материал, который почти не нагревается, к тому же он гибкий, легкий и дешевый. Французы теперь умеют его красить и патинировать, и все чаще витрины Cartier, Chanel и других известных брендов сегодня тоже выполнены из алюминия. Многие французские компании, с которыми я работаю по металлу, сотрудничают с люксовыми брендами, декорируют для них магазины и бутики, и я постоянно учусь вместе с ними и продолжаю познавать. Может, поэтому все наши работы имеют отношение к искусству, ведь большинство мастеров связаны с ним напрямую. Многие вышли из мира моды: вышивальщицы в Домах моды перенесли свое искусство в интерьерный дизайн. Можно вышивать по фарфору, дереву или даже металлу. Как-то с одним из мастеров по макраме мы делали подвесное кресло, и выяснилось, что она начинала свою профессиональную деятельность у Жана Поля Готье. Сегодня техника макраме, которая пришла от наших бабушек и считалась пыльной и неэстетичной, набирает огромную популярность.
Это потрясающе красивый стиль. Также у нас есть мастер, который работает с техникой маркетри – из тонкой соломы она собирает прекрасные рисунки. Другой мастер по маркетри из соломы выступает в тандеме с мастером, работающей с маркетри из конского волоса. Когда таланты мастеров соединяются в одном предмете, рождается что-то совершенно необычное. Мы демонстрируем наши возможности заказчикам, и после этого никто не хочет повторяться – все хотят выйти на свой неповторимый, личный уровень.
20 лет проработав во Франции и России, вы недавно вышли на рынок Эмиратов. Но Арабским Эмиратам всего 50 лет. Люди, которые здесь живут, приехали со всех континентов, во всех домах и квартирах абсолютно разный стиль. Что вы думаете о такой эклектике?
Ирина Бокова: В этом и интерес. Когда я начинала в начале 2000-х в России, там любили классику в стиле Людовика XV или XVI (мои клиенты все же в большинстве своем любят Францию). Французский стиль более сдержанный, не такой яркий и при этом изящный, с чувством меры. Но у нас был один особый проект, где на каждом этаже заказчик хотел видеть определенный стиль: на одном этаже – Людовик XV, на другом – ар-деко, на третьем – мавританский восточный стиль. Нам пришлось в одном доме работать в трех разных стилях, и самое главное, сделать плавные переходы между ними. Этот же заказчик обратился к нам снова через шесть лет и попросил построить для дочери дом в готическом стиле. Для меня это было высшей наградой.
У французов в каталогах есть фурнитуры абсолютно разных эпох и стилей: арнуво, эпохи Директории, эпохи Наполеона III. Есть мастера, которые делают фурнитуру и льют скульптуры в африканской стилистике. Границ здесь не существует. Дубай как раз этим и интересен – смешением культур и стилей в одном пространстве. Здесь особая яркость и энергетика, которая мне очень нравится. Мы работали в разных местах – во Франции, в Англии, в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, в Узбекистане, в Америке, сейчас и в Дубае. Здесь есть заказчики, которые ждут наших мастеров, чтобы мы привнесли высокое прикладное искусство в отдельно взятые интерьеры. Раньше люди боялись переезжать, а сейчас все стало проще. Многим хочется, чтобы при переезде их сопровождали какие-то важные для них предметы, которые они хотят забрать с собой в другое пространство. Кто-то начинает скучать по России, им хочется не типичных элементов, таких как матрешка, а чего-то особенного – например, напоминающего о детстве.
Кто-то скучает по Европе и хочет иметь дома частичку Франции. Именно поэтому мы планируем открыть в Дубае галерею, где будем знакомить посетителей с работами мастеров декоративных искусств, в том числе высокого ремесленного искусства Франции.
Где будет располагаться эта галерея?
Ирина Бокова: Сейчас мы подбираем место. Хочется сделать галерею с арт-объектами, которые будут близки и понятны, будут давать положительные эмоции, без эпатажа. Все будет выполнено мастерами, виртуозно владеющими своим искусством. Хочется представить возможности мастеров, которые в дальнейшем можно будет использовать в более сложных изделиях. У нас есть мастер, которая делает роспись на стеклах в технике эгломизе разных размеров и стилей. Раньше, если помните, было модно выставлять галереи с фотографиями семьи, а она сделала так с деревьями. Каждое из них имеет свою собственную историю, стиль и дает прекрасную почву для размышлений. Именно такие предметы, подталкивающие к размышлению и вызывающие эмоции, и хочется представить в галерее.
Пространство должно делать нас счастливыми, дарить радость, влиять на мировоззрение. Мне кажется, декор на заказ нужен именно для этого. Вы согласны?
Ирина Бокова: Да, но радость у каждого своя – кому-то нужны шары из лазурита, кому-то горный хрусталь.
Ваши клиенты – эстеты.
Ирина Бокова: Да, они эстеты или хотят ими стать, а у нас есть возможность показать им нужное направление, раскрыть для них уникальный мир дизайна и декорирования.
Но такое декоративное искусство подходит для глубоких людей, которые дошли в своем развитии до определенного уровня.
Ирина Бокова: Это люди, которые размышляют над интерьерами и подходят к ним осознанно. Это не импульсивные покупки: предметы выполняют не только основную, но и эстетическую функцию, будь то зеркало, рама для картины или лестница. Когда я попала в мир декора, который до сих не перестает меня вдохновлять, то поняла, что никогда из него не уйду. Такая работа дает возможности развития. Недавно мы закончили один сложный проект площадью около 1000 метров. И около 70% декора состоит из индивидуальных предметов, которые мы делали вместе с французскими мастерами: двери в душевую из фактурного стекла, стеклянные потолки с подсветкой, купол закрученной формы, сложная вытяжка на кухне, дверная фурнитура – все это мы рисовали и придумывали вместе с дизайнером и заказчицей.
Было много важных мелочей, которые нужно было учесть. Когда все закончилось, мы поняли, что эта квартира – шкатулка: каждый раз ты замечаешь в ней что-то новое. Где-то состаренная бронза у ручек на комоде, где-то дракон из бронзы, фурнитура с горным хрусталем, светильники в особой стилистике – и все это гармонично сочетается между собой. Это был безумно интересный проект. Сейчас нас стали приглашать уже не только для создания какого-то особого предмета, а для работы в тесной связке с дизайнерами и архитекторами, когда у нас достаточно большой объем задач. Это совершенно другой уровень управления проектом, где ты всегда растешь и профессионально, и личностно, и мы с нетерпением ждем начала подобной работы.
Очень часто люди смотрят на предметы, создаваемые мастерами прикладных искусств, и им кажется, что для них это недоступно – как по цене, так и по способу воплотить такую задумку в жизнь. Но мы можем смело сказать, что эти вещи доступны, для них нужны совсем не миллионные бюджеты. Наша задача как раз состоит в том, чтобы объяснить людям, что все это возможно. Мы знаем, где найти мастеров и как реализовать самые смелые идеи. Когда заказчик видит готовый предмет, который безупречно смотрится в интерьере, и результат превосходит его ожидания, – это самый радостный для нас момент.
@sans_compromis_interiors