«Игра в кальмара» кривое зеркало человечества

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  7077

Южнокорейский сериал «Игра в кальмара» буквально взорвал медиапространство всего за пару месяцев после выхода. В чем заключается его феномен и что он говорит всем нам об обществе, в котором мы живем?

Текст: Игорь Лядский, журналист, блогер

Игра в кальмара

Не всегда хорошо там, где нас нет

Чрезвычайно напряженный мир Южной Кореи кардинально отличается от европейских, постсоветских либо арабских стандартов. Высочайший уровень конкуренции, постоянное психологическое давление со стороны социума и практически маниакальный трудоголизм ежедневно выкидывают сотни корейцев на обочину жизни.

Неудивительно, что эта на первый взгляд благополучная страна занимает высокие строчки в рейтингах по уровню самоубийств. По данным New Straits Times, в промежутке между 2015 и 2019 годами в Южной Корее свели счеты с жизнью 34 552 человека. Причем ежегодно статистика усугубляется: если в 2015 году было задокументировано 4947 случаев суицида, то в 2019 году – уже 9828.

Еще одним последствием завышенных требований становится долговое рабство, в которое попадают многие корейцы, регулярно набирая кредиты, ипотеки и рассрочки. Так, по статистике, опубликованной на сайте Trading Economics, потребительский кредит Южной Кореи во втором квартале 2021 года достиг своего исторического максимума и составил почти $ 1553 млрд. На эту сумму можно колонизировать Луну и построить дачный поселок на Марсе.

Для корейского общества сериал о маргиналах, ввязавшихся в опасную игру на выживание ради финансовой свободы, – абсолютно не ересь, а практически реальность. «Игра в кальмара» лишь дополнена жестокостью и насилием. Во всем остальном она вполне соответствует духу эпохи – с ее прагматизмом, циничностью и жаждой острых ощущений. Достаточно посмотреть жестокие «эксперименты» некоторых корейских блогеров, чтобы увидеть, как они унижают финансово несостоятельных людей. Сериал только дополняет все это убийствами участников. В реальности же им грозят позор и насмешки.

Игра в кальмара

Ничего нового

«Игра в кальмара» вряд ли может претендовать на уникальность жанра. Подобные киновселенные существовали и раньше, демонстрируя опасные приключения случайно собранных в одном месте людей, которые были вынуждены бороться за свою жизнь, становясь заложниками жестоких «кукловодов».

Многие помнят «Бегущего человека» с главным героем в интерпретации Арнольда Шварценеггера или «Охоту на пиранью», сюжет которой разворачивается на бескрайних просторах сибирской тайги. В стремлении запугать зрителя либо держать его в нервном напряжении нет ничего нового. Но эта тенденция все отчетливее начинает просматриваться с выходом новых «трендов» киноиндустрии – современное кино зачастую все сильнее давит на зрителя своей «правдивостью». Возьмем сериал «Игра престолов» – настоящую эссенцию жестокости, извращений, аморальности, подлости и коварства. По сравнению с такими «отморозками», как Джоффри Баратеон или Визерис Таргариен, тот же самый Хван Ин Хо из «Игры в кальмара» (главный надзиратель игры) выглядит венцом справедливости и гуманизма.

Так в чем же особенность корейского сериала?

Игра в кальмара

Хайп «Игры в кальмара»

По данным Bustle, хештег #SquidGame в социальной сети TikTok просмотрен свыше 22,8 миллиарда раз. В течение первых 28 дней с момента премьеры охват аудитории составил 142 млн человек. В 90 странах мира он возглавил рейтинги показов на Netflix. При суммарных затратах на производство первого сезона в размере $21,4 млн получена прибыль в размере $891 млн. Возможно, пристальное внимание мировой общественности – награда за тщательную подготовку. Автору и режиссеру «Игры в кальмара» Хвану Дон Хеку идея сериала пришла еще в 2008 году. Еще десятилетие ушло на ожидание, пока мир окажется готов к его детищу. Пандемия COVID-19 вызвала многочисленные деструктивные процессы мировой экономики, в том числе и в Южной Корее, усилив социальное неравенство и общий депрессивный настрой. Мрачная история о самых темных сторонах человеческой натуры стала уже не такой далекой, так как многие люди сами оказались на краю финансовой пропасти.

Подогревают интерес и всевозможные слухи, которыми окутан сериал «Игра в кальмара». Психологи и педагоги призывают оградить от него детей и подростков, указывая на примеры школьного насилия, вызванного желанием следовать за героями сериала. Например, в одной из бельгийских школ ученики так заигрались, что начали избивать ногами проигравших участников.

Игра в кальмара

Прецедент, безусловно, негативный, но не настолько, как его преподносят. Дети веками дерутся друг с другом независимо от особенностей менталитета, вероисповедания и экономического уровня страны. Даже привычные «казаки-разбойники» или «пятнашки» могут закончиться разбитым носом или синяками. Раньше взрослые довольно философски относились к подобным явлениям – «Защитники Родины растут, пусть дерутся»… Кто-то записывал ребенка на единоборства со словами: «Лучше пусть тебя профессионально бьют в секции, чем любительски на улице». Но времена меняются, всеобщая толерантность заставляет поновому смотреть на привычные вещи.

Школьные драки теперь не разновидность социализации, а буллинг. И любой повод для них – зло, включая книги, сериалы и компьютерные игры.

Но отдельные случаи насилия не должны портить общую картину. Тем более что сюжет «Игры в кальмара» может быть воспроизведен без жестокости. Яркий пример – Абу-Даби, в котором 12 октября 2021 года Культурным центром Кореи было проведено соревнование по мотивам сериала, с аналогичными декорациями, костюмами участников и играми, но без драк и насилия. В игре приняло участие 30 человек (подали заявки 338 человек), при этом им даже не обозначили сам денежный приз – люди играли из-за азарта и любви к сериалу.

Red Light, Green Light

Игра в кальмара

Помимо культурного значения у этого сериала есть и свой глубокий философский подтекст – он предлагает заглянуть в самые потаенные уголки человеческой души. Перед героями поставлен чудовищный выбор – либо убить друга, либо умереть самому. В этих крайних условиях и проявляется истинная суть человека. «Игра в кальмара» показывает, насколько жестокими и беспринципными могут становиться люди в стрессовой ситуации. Вчерашние «белые воротнички» звереют, словно волки, почувствовав запах крови. Не надо никакого «зомби-апокалипсиса», достаточно солидного денежного приза и безнаказанности. Сериал ярко демонстрирует, на что способны пойти люди, если убрать социальные нормы морали и правила поведения. Наверняка почти никто из нас не оказывался перед таким выбором, но можем ли мы быть уверенными в своей добропорядочности, попади мы в похожие условия?

По мнению психолога Памелы Ратледж, противопоставление невинности детских игр осознанию того, что вот-вот произойдет что-то страшное, создает когнитивный диссонанс, который усиливает ужас и чувство бессилия, ощущаемые зрителями. Психиатр из Сан-Франциско Эрик Бендер считает, что игровая площадка – микрокосм беспощадного делового мира при капитализме, в котором вечно кому-то не хватает места. В сериале такие люди подлежат физическому уничтожению, что дополнительно щекочет нервы зрителям.

Игра в кальмара визиткаАмериканский нарколог и психиатр Правин Камбам обращает внимание на то, что по мере развития событий моральные дилеммы, с которыми сталкиваются персонажи, становятся все более непреодолимыми.

Шоу заставляет нас смотреть внутрь себя и задаваться вопросом, как бы мы поступали в аналогичных ситуациях. Люди склонны переоценивать свой моральный выбор и недооценивают влияние группы. Никто из нас не хочет верить, что мы можем превратиться в убийцу или действовать в целях самосохранения, подобно животному.

Поэтому «Игра в кальмара» и вызывает столько противоречивых чувств и эмоций. Зрители изо всех сил пытаются отожествлять себя с хорошими персонажами, которых с каждой серией становится все меньше, а разочарований в том или ином герое – все больше. Но и в «Играх Престолов» герои превращались в злодеев и наоборот, порой демонстрируя совершенно неожиданные стороны своей натуры. Идеальных людей не существует – каждому из нас хоть раз приходилось вести себя некрасиво и переступать порог своей совести. Жизнь постоянно сталкивает нас, моделируя разные ситуации и словно наблюдая, как мы из них выкрутимся. Возможно, вся наша жизнь и есть Игра, в которую мы играем неосознанно, веря в то, что все происходящее – реально. И нам обязательно нужны деньги, новая машина, дом, престижная работа, отдых на курортах. Но нужны ли они нам на самом деле, или это лишь общественный прессинг? И не играем ли мы сами в «кальмара» каждый день, совершая порой немыслимые поступки за куда меньшие суммы? А порой и просто бесплатно, лишь ради каких-то новых ощущений, эмоций или статуса? В сериале это лишь «приправлено» спецэффектами.

Преувеличивать значение «Игры в кальмара» не нужно, так же как и критиковать. Он стал важным социокультурным фактором, так как затронул что-то важное внутри каждого из нас и заставил задуматься о природе человека, показав наше общество словно в кривом зеркале. Посмотрим, однако, что покажут нам создатели во втором сезоне.

Похожие статьи: