Upcycling: новая норма

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  1345

Вторичное использование одежды или оставшихся тканей для создания новых коллекций – уже не редкое проявление сознательности некоторыми брендами, разовая акция-инфоповод или прерогатива мелких компаний. Сегодня апсайклинг стал настоящим трендом и вышел на совершенно новый уровень – к нему обратились самые топовые дома моды. Пришло время новой роскоши и эксклюзивности.

Текст: Марина Емец

Взять что есть

Призыв к устойчивости в мире моды звучит давно и очень убедительно. Экологически чистые материалы, отказ от натурального меха, прозрачные цепочки поставок, разумное потребление, экономика замкнутого цикла и прочее – неотъемлемые главы этой истории как для самих производителей, так и для их клиентов. Апсайклингу тоже заслуженно нашлось место в экоконтексте. Но особенно его позиции укрепились на фоне пандемии: доставка необходимых материалов, да и привычный уклад работы ощутимо нарушились, в то время как на складах скопилась нераспроданная вовремя одежда, а в мастерских – неиспользованные текстиль и фурнитура после работы над коллекциями весенне-летнего сезона 2020 (стоимость всего этого добра оценивалась в 140–160 миллиардов евро, что более чем вдвое превышало привычные цифры). Поэтому шаг в сторону апсайклинга выглядел очень практичным. Так, в ноябре 2020 года британская марка JW Anderson объявила о старте линии Made in Britain. В нее вошла одежда, сшитая из остатков тканей прошлых сезонов. Джонатан Андерсон, креативный директор бренда, объяснил свое решение: «Идея пришла мне в голову в период локдауна. Мне хотелось шить из того, что у нас уже есть, а также работать с местными поставщиками. Думаю, в будущем вторичное использование материалов станет только популярнее».

Эксклюзивность нового времени

Джонатан Андерсон как в воду глядел. Но важно отметить один момент: именно модные Дома высшего эшелона, массово присоединившись к инициативе, придали апсайклингу совершенно новую коннотацию – роскоши, эксклюзивности, современного творчества, философских, а не только sustainable-смыслов. Яркий пример вышесказанного датируется той же осенью 2020-го. Тогда Миучча Прада громко запустила линейку Upcycled by Miu Miu. В первую коллекцию вошли 80 уникальных платьев, созданных из нарядов 1930– 1980 годов. Винтажные предметы одежды сотрудники Дома собирали по всему миру в тематических магазинах и на блошиных рынках. Разумеется, находки восстановили, преобразили и переосмыслили в духе итальянского лейбла. Каждое платье было выпущено в единственном экземпляре и со своим уникальным номером, купить понравившийся вариант можно было в девяти избранных бутиках Дома по всему миру. «Они выглядят по-новому, однако ткани продолжают хранить память об оригиналах из прошлого... Платья возвращаются обновленными, чтобы обогатить жизни женщин, которые будут их носить», – говорится на официальном сайте. Модерновые созидание, уникальность, роскошь и философские сентенции с приставкой upcycled чистой воды.

Проверенные бойцы

Габриэла Херст, давно продвигающая экологическую повестку в моде и своих творениях с биркой Gabriela Hearst, в комментарии Vogue вспоминала: «Впервые мы заговорили о невостребованных тканях и изделиях в 2017 году. И тогда это казалось плохими словами, словно в вокабуляре люксового сегмента таких быть не должно». Изменение отношения к вторсырью налицо: в 2020 году такого в ее арсенале было 40%, а на 2021 год поставлена планка в 50%.

Почти год Херст также работает креативным директором Chloé, постепенно внедряя во французский Дом апсайкл-подход. Важным событием стал релонч классической сумки Chloé The Edith, самые желанные варианты которой теперь – винтажные The Edith с кашемиром из осенне-зимней коллекции 2021/2022 или модели, украшенные другими материалами-остатками. Есть и иные аксессуары в аналогичной подаче – это сумки Woody из апсайкл-войлока или Jorge Bucket из того же остаточного кашемира.

Слово Стеллы и LVMH

Но какой разговор без Стеллы Маккартни? Она тоже внесла свою лепту в постковидное крещендо апсайклинга. Одна из самых известных экоактивисток fashion-вселенной во время карантина 2020 опубликовала A to Z Manifesto – алфавит-гид по миру устойчивой моды глазами Стеллы Маккартни. Каждая из 26 букв – это разговор о ценностях, ДНК марки и целях ради красивого и безопасного будущего. Например, N – Nature, O – Organic, S – Sustainability, Z – Zero Waste.

Буква R получила значение Repurpose – перепрофилирование, смена назначения вещей и тканей: как раз то, на чем зиждется апсайклинг. «Мы уверены, что сможем создавать редкие, limited-edition изделия, используя старые запасы для внедрения новых стандартов экономики замкнутого цикла», – повествует описание. На практике это выглядит, например, как платье из полосок ткани, оставшихся от девяти предыдущих сезонов. «Я искренне верю, что такой способ работы – будущее моды», – уверена Маккартни.

Пока Стелла обходится уже имеющимися у нее тканями для создания upcycled-нарядов, но уточняет: это могут быть и материалы других людей или компаний. В этом направлении уже выступил гигант LVMH. В апреле 2021 года он объявил о запуске платформы Nona Source – сайта для перепродажи тканей и кожи, которые остаются невостребованными или лишними в модных Домах группы. В конгломерат, напомним, входят Louis Vuitton, Christian Dior, Loewe, Givenchy, Loro Piana, Fendi, Celine, Kenzo, Marc Jacobs, Emilio Pucci и другие. «Чтобы стимулировать творческое повторное использование материалов развивающимися талантами и европейскими марками», – гласит официальный пресс-релиз. Ориентация на Европу выбрана не случайно: согласно концепции устойчивого развития, платформа ориентируется на местное распространение (склады находятся во Франции). Зато клиенты могут себя не ограничивать: на электронной витрине представлены престижные ткани, кружева, кожа разного состава, цвета, веса... В LVMH их называют «спящими красавицами».

5 АПСАЙКЛ-КОЛЛЕКЦИЙ СЕЗОНА

Petit h, Hermès

Подразделение, где ремесленники, дизайнеры и художники находят применение остаткам материалов, существует с 2010 года. У них получаются оригинальные вещи в единичном экземпляре или выпущенные лимитированным тиражом, так как количество излишков тоже ограничено. В основном в линейку petit h входят аксессуары и предметы для дома, реже – одежда или обувь. Правда, их цвет будет полным сюрпризом (оглашаются варианты, но какой именно достанется вам, станет известно только при получении).


Season 5, Acne Studios

Креативный директор бренда Джонни Йоханссон впервые создал коллекцию из оставшихся тканей и заготовок осенью 2020 года. Бросать начинание не собирается – он тоже на стороне устойчивого развития и разумного потребления, комментируя: «Сегодня мы хотим использовать нашу креативность, чтобы сделать позитивные шаги на пути к сознательности». В пятой по счету апсайкл-капсуле сделан упор на вязаные вещи.

Preen by Thornton Bregazzi

Это первая полностью sustainable-коллекция британского лейбла. Об апсайклинге как будущем моды семейный дуэт Джастина Торнтона и Теи Брегацци говорил одним из первых. И действовал, покупая остатки твида на британских фабриках или даже армейские излишки хлопка с камуфляжным принтом для своих прошлых коллекций. В этот раз вся одежда тоже сшита из тканей, так и не нашедших покупателей в свое время. Иными словами, это материалы из дедстока. Это слово на фоне популярности апсайклинга все активнее входит в современную модную лексику. Значит оно нераспроданные, давно выпущенные товары, которые обычно хранятся уже даже не в магазинах, а на складах (от английского «deadstock»).

Yigal Azrouël

Американо-израильский модельер Игаль Азруэль основательно перебрал свои архивы вещей 10–15- летней давности: отобрал понравившиеся, раскроил и имплементировал их части в новые произведения сезона «Осень-зима 2021/2022». Дополнительно в коллекции использованы переработанные кожа и шерсть, а также органический японский хлопок.


Reem Acra

Тяжеловес вечерней и свадебной моды тоже заявил об использовании тканей со своих давно забытых полок. Глядя на вычурные платья коллекции, даже не верится, что некоторые материи перешагнули 15-летний рубеж – дизайнер ливанского происхождения, давно обосновавшаяся в Нью-Йорке, сумела создать из них новые шедевры.

Похожие статьи: