Часовые производители возвращаются к традициям своих давних предшественников. Они создают изделия, которые привлекают коллекционеров не мгновенной сенсацией, а филигранной работой, красотой и высокой художественной ценностью.
Текст: Лиза Эпифанова
Сказка странствий
Пожалуй, самый интересный тренд в часовом искусстве 2021 года – это поэтичное переосмысление темы путешествий.
Вместо практичных моделей с функцией GMT и мирового времени (хотя они, конечно, по-прежнему весьма востребованы) люксовые бренды все чаще обращаются к идее художественных изображений на темы приключений и великих географических открытий. Уже весной мануфактура Vacheron Constantin представила свое видение этого тренда, возродив почти забытую серию Tribute to Great Explorers. Видимо, памятуя о неоднозначной роли некоторых великих первооткрывателей в истории, дизайнеры женевской мануфактуры решили выбрать самые нейтральные образы – трех португальских мореплавателей XV века (Бартоломеу Диаша, Педру Алвариша Кабрала и Васко да Гаму). Ведь, как известно, Васко да Гама – один из редких мореплавателей эпохи Великих географических открытий, который ничем себя не дискредитировал с точки зрения современной морали. Он обогнул Африку и открыл морской путь в хорошо знакомую европейцам Индию, где наладил вполне дружественные торговые отношения с правителем Калькутты, то есть проявил себя как посланник мировой экономики, а не завоеватель. Это же можно сказать и о Диаше, первым обогнувшим мыс Доброй Надежды. Итак, в фокусе Vacheron Constantin – художественное воспроизведение маршрутов первооткрывателей в стилистике старой карты. Сверхтонкий автоматический калибр 1120 AT, помещенный в корпус из розового золота скромного диаметра 41 мм, не предполагает никаких усложнений, кроме дисковой индикации часов и минут. Зато весь циферблат представляет собой карту в миниатюре: на флагманской модели хорошо виден маршрут да Гамы к востоку от Африки через Мозамбик и Кению. Каждая из трех версий модели выпущена тиражом 10 экземпляров.
Походу несколько менее мирного «путешественника» посвящен лимитированный выпуск Christophe Claret Napoleon. Таким образом Кристоф Кларе решил отметить 200-летие со дня смерти легендарного императора. Часы рассказывают о самом ярком и триумфальном эпизоде его военной карьеры – египетской кампании. Над парящим турбийоном калибра NBC98 с ручным заводом расположена эмальерная миниатюра, изображающая Бонапарта с солдатами на фоне пирамид. Если запустить механизм Вестминстерского боя, то фигурки-жакемары солдат и самого полководца начинают двигаться. Часы выпущены в двух вариантах корпуса диаметром 47 мм – из розового золота или титана, каждый ограничен тиражом 8 экземпляров.
Но если бонапартистов среди коллекционеров, возможно, и не слишком много, то большинство наверняка оценят новый проект MB&F и гравера Эдди Жаке, посвященный восьми приключенческим романам Жюля Верна. Он разработан на базе хорошо известной модели Legacy Machine, механизм которой, с крупным балансом и спуском LM Split Escapement, эксклюзивно разработан Стивеном Макдоннелом. Часы представлены в корпусе 44,5 мм из розового золота.
Естественно, каждая из восьми моделей уникальна, поскольку ее циферблат выполнен в единственном экземпляре известным гравером Эдди Жаке и изображает сюжет одного из романов Верна: от хорошо известных «Вокруг света за 80 дней», «С земли на Луну», «20 000 лье под водой» до менее популярных «Михаила Строгова» и «Робура-завоевателя».
Между прочим, лунным приключениям Жюля Верна два года назад уже посвящал коллекционные выпуски Louis Moinet. А в коллекции 2021 года Moon Race бренд использовал не только декоративные техники, но и художественные возможности калибра LM35, чья необычная конструкция парящего турбийона является остроумной аллюзией на историю освоения человечеством спутника Земли. В модели First on the Moon 1966 турбийон с лунной поверхности наблюдает за первым зондом, в Man on the Moon 1969 является частью скафандра Нила Армстронга, в Around the Moon 1970 символизирует Землю во время первого орбитального лунного полета, и, наконец, в Last on the Moon заходит за Солнце в последней лунной миссии ХХ века советского аппарата «Луна-24» 1976 года. Каждая модель уникальна и представлена в корпусе 45 мм из розового золота.
Секретное время
В женских ювелирных часах главный тренд 2021 года – так называемые «часы с секретом», в которых циферблат полностью скрыт, что превращает их в настоящее ювелирное украшение, не обремененное излишней функциональностью. Такие часы известны еще с XVII века, когда ювелирные хронометры носили в качестве колец, кулонов или подвесок. Во-первых, в те времена циферблаты еще не были защищены стеклами, и драгоценная крышка просто предохраняла часы от повреждений. Во-вторых, в обществе демонстрировать часы было неприлично – смотреть на циферблат полагалось украдкой, будто наслаждаясь собственным тайным знанием.
Видимо, сейчас, во времена господства гаджетов, функциональность которых демонстративно зависит от точного времени, «личное» механическое время вновь сместилось в категорию поистине барочной роскоши.
Яркий пример тому – Bulgari Serpenti Barocko, вошедшая в финал Женевского Гран-при. Уникальный экземпляр модели изготовлен из розового золота и инкрустирован драгоценными камнями общим весом 52,44 карата. В голове змеи спрятаны циферблат и миниатюрный кварцевый механизм.
О страсти Габриэль Шанель ко всему секретному вспомнили в этом году и в Доме Chanel, выпустив коллекцию часов Mademoiselle Prive Bouton с закрывающимися циферблатами, причем достаточно остроумную и разнообразную.
Например, часы-манжета Mademoiselle Prive Bouton Lesage, ограниченные 55 экземплярами, представляют собой шитье из золотого бисера, в которое вплетен кварцевый механизм, инкрустированный бриллиантами и украшенный золотой розой. А перстень Chanel Mademoiselle Prive Bouton decor Byzantin в соответствии с названием символизирует византийскую роскошь, которой тоже была не чужда великая Мадемуазель. В кольце из желтого золота, щедро усыпанном алмазами, также скрывается кварцевый механизм (к счастью, ничего больше), напоминая о лучших традициях византийской политики.
Знаменитый талисман Louis Vuitton по имени Вивьен вдохновил часовых дизайнеров бренда на создание новой коллекции Vivienne Bijou Secret. Поначалу кажется, что это обычный ювелирный браслет-незабудка из белого и розового золота диаметром 43 мм, украшенный бриллиантами общим весом 16,81 карата. Но если сдвинуть верхнюю крышку, то откроется перламутровый циферблат кварцевых часов.
Наконец, самые жизнерадостные секретные часы, как всегда, представил Van Cleef & Arpels в своей новой коллекции Ludo Secret Watch. Браслет из желтого золота в форме медовых сот украшен розами и бутонами из разноцветных сапфиров, в сердцевине одного из которых скрывается перламутровый циферблат кварцевого механизма. Общий вес камней составляет 17,46 карата, серия не лимитирована.
Личный вернисаж
Впрочем, современным дизайнерам не нужны барочные ухищрения, чтобы превратить классические часы в объект искусства. Например, еще одна из финалисток конкурса Женевского Гран-при, кстати, именно в категории «декоративных часов», – это модель Bulgari Divas’ Dream Peacock. Ее циферблат украшает маркетри, состоящее из 24 элементов вырезанных вручную и тщательно подогнанных друг к другу натуральных павлиньих перьев. Внутри установлен автоматический калибр BVL 308 с дисковой индикацией, а корпус из розового золота диаметром 37 мм украшает инкрустация из бриллиантов и сапфиров.
Безусловно, создание часов по законам высокого искусства требует времени. У мастеров мануфактуры Vacheron Constantin ушло восемь лет на то, чтобы воплотить в жизнь уникальную модель – карманные часы Les Cabinotiers Sonnerie Tribute to Johannes Vermeer, внутри которых установлен новый механизм Grande Sonnerie Westminster, калибр 3761 с турбийоном. Корпус модели украшен ручной гравировкой, кольцо цепочки – головами двух рычащих львов, а крышка – миниатюрной репродукцией картины «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера, выполненной из эмали легендарной художницей Анитой Порше.
Но ожидание стоит того. Когда гравировка на циферблате по сложности и красоте может соперничать с механизмом, очевидно, что ценность часов возрастает многократно. Что уже давно демонстрирует обосновавшийся в Швейцарии финский мастер Кари Вутилайнен, для которого собственные запатентованные калибры хронометров не менее важны, чем собственноручно выполненная и придуманная гравировка.
Впрочем, при создании недавней модели Voutilainen Duluth Bridge в единственном экземпляре для украшения циферблата он пригласил талантливую художницугравировщицу Ясмину Анти. Она выполнила реалистичное изображение порта города Дулут в Миннесоте – возникает полная иллюзия, будто море волнуется, а корабль «Voutilainen» вот-вот готовится отдать швартовы. В корпусе 39 мм из белого золота установлен калибр Vingt-8 с запасом хода 65 часов и хронометрическим спуском.
А поклонникам современного инновационного искусства этой осенью была представлена совершенно фантастическая премьера. Для Hublot Spirit of Big Bang Gold Crystal мастера мануфактуры из Ньона разработали совершенно новый материал.
Специалисты лаборатории металловедения и отдела исследований и разработок смогли воспроизвести редчайшую на Земле форму золота – так называемый «золотой кристалл». Его узор украсил циферблаты двух новых моделей Spirit of Big Bang Gold Crystal. Чтобы добиться этого эффекта, золото плавят при высочайшей температуре, доводя практически до газообразного состояния, а затем «ловят» разлетающиеся золотые молекулы, заставляя их вновь соединиться уже в новую кристаллическую структуру. Затем художники искусно накладывают золотые кристаллы на черный циферблат, покрытый тонким слоем прозрачного лака.
На разработку этого метода потребовался целый год. Операции производятся в вакууме во избежание образования воздушных пузырьков на поверхности циферблата. Для полного покрытия золотых кристаллов необходимо около двадцати слоев лака. В завершение циферблат полируют до идеальной гладкости и однородности, благодаря чему лаковое покрытие становится практически незаметным. Для эффектного контраста с золотыми кристаллами корпус Hublot Spirit of Big Bang Gold Crystal покрыт черной керамикой и дополнен черным ремешком из кожи аллигатора с каучуковой подкладкой. Модель предлагается в версиях диаметром 39 и 42 мм, обе оснащены автоматическим калибром HUB1710 с запасом хода 50 часов.
Лови момент
И наконец, нельзя забыть об излюбленном мотиве часового искусства, который сопровождает шедевры механики уже более пяти веков, – быстротечности жизни и умении наслаждаться каждым мгновением. Часы на эту тему становятся все более остроумными и изощренными.
Замысел Louis Vuitton Tambour Carpe Diem представляет собой настоящий философский спектакль в миниатюре. Чтобы узнать время по этим часам, нужно нажать на боковую кнопку в форме змеи. Тогда змеиная голова на циферблате поднимается и открывает окно прыгающего часа во лбу черепа, а хвост пресмыкающегося перемещается по минутной шкале с разбивкой по 10 минут. В глазнице появляется цветок-монограмма Louis Vuitton, а череп опускает челюсть, открывая надпись Carpe Diem («Лови момент»). Индикатор 100-часового запаса хода механизма LV 525 с ручным заводом выполнен в форме песочных часов, а сам механизм – в форме черепа. Он состоит из 426 деталей и заключен в корпус из розового золота диаметром 46,8 мм.
Еще более жизнеутверждающей выглядит премьера Hermes Slim d'Hermes c'est la fete. Сюжет изображения на циферблате – озорная фигура скелета, энергично едущего на лошади во фраке и цилиндре, – навеян одноименным мужским шелковым шарфом Hermes, созданным в 2012 году японским иллюстратором Дайске Номура. В 2021 году мастера Hermes сумели воплотить эстетику манги в строгой коллекции Slim d'Hermes, придуманной главой часового направления Дома Филипом Делоталем в 2015 году. Миниатюра на циферблате создана в технике пайоне, когда в эмальерном узоре появляются тончайшие вкрапления золотых завитков и лепестков, придающих рисунку игру света и рельеф. Корпус диаметром 39,5 мм изготовлен из белого золота, внутри установлен автоматический мануфактурный калибр H1950.
Ведь любые часы, в которые были вложены талант и мастерство людей, для того и существуют, чтобы напоминать, что каждая минута жизни – бесценна.