Прошедший кризис оказался эффектной встряской для брендов престижной часовой механики. Скромность больше не в моде, на первый план вышли смелость и эксперимент. Премьеры часов 2021 года демонстрируют неприкрытую роскошь, яркие цвета, хорошее настроение, необычные усложнения и новые мировые рекорды.
Текст: Лиза Эпифанова
РЕКОРДЫ СЛОЖНОСТИ
Главную сенсацию года по традиции сотворил Дом Bulgari, который представил уже седьмой по счету релиз самых тонких в мире наручных часов, на этот раз впервые оснастив их механизмом вечного календаря. Толщина корпуса часов Bulgari Octo Finissimo Perpetual Calendar диаметром 40 мм составляет 5,8 мм, а высота мануфактурного механизма BVL 305 – всего лишь 2,75 мм. Автоматический калибр с микроротором при этом обладает внушительным запасом хода 60 часов. Особо стоит отметить минималистичные, но четко читаемые индикаторы вечного календаря на циферблате с ретроградной датой. Рекордная модель выпущена в двух вариантах: в корпусе из матового титана на браслете с серым циферблатом и в корпусе из платины с синим циферблатом и кожаным ремешком.
Но если мировые рекорды Bulgari уже стали ежегодной традицией, то настоящий сюрприз приподнес Jaeger-LeCoultre, выпустив в честь 90-летия Reverso мировую премьеру Hybris Mechanica Calibre 185 (или Hybris Mechanica Quadriptyque), ставшую продолжением легендарной модели Reverso a Triptique 2006 года. Теперь у часов целых четыре независимых циферблата, а в калибре 185 объединены 11 усложнений. Кроме музыкального боя, турбийона и вечного календаря на циферблатах «квадриптиха» можно увидеть три указателя, сообщающие информацию о лунных циклах: синодическом, драконическом (показывающим момент пересечения лунной орбиты с земной эклиптикой) и аномалистическом, который показывает меняющееся расстояние между Землей и Луной, а также индикацию фазы Луны для обоих полушарий. Естественно, размеры корпуса из белого золота довольно внушительны: 51,2х31 мм, высота 15 мм. Всего будет выпущено 10 экземпляров модели.
Уникальное видение собственного сверхсложного механизма представила в этом году и мануфактура Vacheron Constantin. В модели Les Cabinotiers Armillary Tourbillon Perpetual Calendar Planetaria, созданной в единственном экземпляре, установлен новый калибр 1991 с ручным заводом и 60-часовым запасом хода. Он оснащен армилярным турбийоном, названным так по аналогии с астрономическим инструментом для определения экваториальных или эклиптических координат небесных светил. А дополняют его сферы с изображениями Северного и Южного полушарий Земли, соединенные с индикаторами вечного календаря.
ГОД ТУРБИЙОНА
Можно заметить, что практически ни одна премьера этого года не обходится без любимца коллекционеров – турбийона. Breguet объявил 2021 год «годом турбийона», в честь 220-летия патента на антигравитационное устройство, которое Авраам-Луи Бреге оформил в 1801 году. Мануфактура уже анонсировала грядущие новинки с «королем усложнений», но пока что точная дата их презентации неизвестна.
Между тем коллекционерам и так есть на что обратить внимание. Главной премьерой Franck Muller стала Cintree Curvex Grand Central, где большой парящий турбийон переместился прямо в центр гильошированного циферблата. Автоматический калибр FM CX 40T-CTR с 4-дневным запасом хода установлен в корпусе-«бочке» 58,7х40 мм из стали или розового золота.
Carl F. Bucherer выпустил самую сложную на сегодняшний день модель – Manero Minute Repeater Symphony с калибром MR3000, в котором кроме периферического ротора и турбийона теперь появился и репетир с периферически установленным регулятором.
А Ferdinand Berthoud после прошлогоднего триумфа морского хронометра вновь решил обратиться к конструкции турбийона, причем подошел к этому вопросу крайне оригинально. В премьере Regulateur Squelette для нового скелетонизированного калибра FB-T.FC-RS с турбийоном и системой трансмиссии «фузея–цепь» создано сразу два корпуса на выбор – круглый и восьмиугольный.
Надо отметить, что повышенные защитные характеристики корпуса становятся практически обязательными даже для моделей с высшими усложнениями. Так, фирменным изобретением Louis Vuitton стал вогнутый корпус Tambour Curve, защищающий циферблат от случайных ударов. В новой версии Louis Vuitton Tambour Curve GMT Flying Tourbillon корпус может быть изготовлен из стали, розового золота или титана, а внутри установлен новый автоматический калибр LV 82 с 65-часовым запасом хода, в котором к парящему турбийону добавился 24-часовой указатель GMT.
А Greubel Forsey еще в прошлом году представил модель GMT Sport с калибром 435, с наклонным турбийоном и индикатором мирового времени в виде земного шара, облаченного в изогнутый противоударный титановый корпус диаметром 42 мм. Новшество этого года – интегрированный титановый браслет, первый в истории изобретательного дуэта.
ПОЛНАЯ ОТКРЫТОСТЬ
Как можно заметить, исключительная механика заслуживает того, чтобы ее можно было рассмотреть во всей красе и со всех сторон. Итак, первый рискованный эксперимент (или, точнее было бы сказать, X-перимент) этого года – дайверский скелетон Ulysse Nardin Diver X Skeleton. Инженеры марки полностью пересмотрели конструкцию калибра UN-371: механизм, изначально разработанный для коллекции Executive Skeleton, усовершенствовали, добавив ротор в форме символа Х. В верхнем секторе корпуса 44 мм на заводном барабане есть синяя накладка из запатентованного материала Carbonium, гармонично сочетающаяся с карбоновым безелем. Яркий эффект создает сочетание синих и оранжевых элементов. Пока что модель выпущена в единственной вариации тиражом 175 экземпляров – чтобы посмотреть на реакцию клиентов.
Но, пожалуй, ярчайшим примером полной открытости стал Hublot Big Bang Integral Full Sapphire. Как известно, мануфактура из Ньона давно экспериментирует с сапфировыми корпусами, в том числе и цветными (другая знаковая премьера 2021 года – Big Bang Tourbillon Automatic Orange Sapphire), но впервые в часовой истории марка представила часы, у которых из прозрачного сапфира изготовлен не только сам корпус, но и браслет. Помимо калибра HUB6035 с турбийоном и запасом хода 72 часа, в этой модели не являются прозрачными только винты, заводная головка и застежка.
Вдохновленный успехом моделей Quazar Light и Quazar Azure, бренд Girard-Perregaux представил новые часы Quazar Infrared (буквально – «Инфракрасный квазар») в корпусе из прозрачного сапфирового стекла с красными акцентами, которые должны настраивать владельца на удачу. Корпус диаметром 46 мм изготовлен из сапфира, из него же сделаны и культовые три моста автоматического калибра с турбийоном Neo-Bridges.
И если в прошлом году Purnell поразил всех калибром CP03, оснащенным двумя трехосными турбийонами, который создал часовщик Эрик Кудре, то в версии 2021 года Purnell Escape II Absolute Sapphire механизм для лучшего обзора облачен в сапфировый корпус диаметром 48 мм, а дополнительным штрихом стали 11 индексов из природных синих сапфиров багетной огранки.
ДРАГОЦЕННАЯ СЛАДОСТЬ
Роскошная механика и панорамные корпуса новинок органично дополняются мастерством часовых художников и ювелиров. Впечатляющий подарок прекрасным дамам сделал Дом Bulgari, создав головокружительно роскошную коллекцию Magnifica. В начале лета была представлена ювелирная линия, в которой использовались крупные и редкие камни (например, четвертая в мире по весу шпинель, найденная в Таджикистане, и 93-каратный кабошон колумбийского изумруда), а дизайн украшений был вдохновлен великими женщинами в истории: так, колье Baroque Spiral было навеяно творчеством художницы XVII века Артемизии Джентилески, а в основе дизайна кольца Diamond Swan сразу узнается своеобразный стиль художницы эпохи ар-деко Тамары де Лемпицки. А чуть позже четыре направления из коллекции – Ruby Metamorphosis, Celestial Sky, Diamond Swan и Baroque Spiral – послужили и основой для часов с «секретом» Bulgari Magnifica с возможностью полностью спрятать циферблат под сдвижным драгоценным кабошоном.
Подвижные бриллианты стали символом ювелирного Дома Chopard еще в 1976 году. Спустя 45 лет специалисты мастерских Chopard Haute Joiallerie украсили ими три оригинальные ювелирные модели часов из 18-каратного белого «этичного» золота. Вокруг их циферблата, усыпанного бриллиантами и обрамленного венком из драгоценных камней огранки «маркиз», кружатся пять подвижных бриллиантов в форме лаврового венка.
Первая версия часов отделана только бриллиантами, вторая – бриллиантами и синими сапфирами и третья – бриллиантами и розовыми сапфирами. Часы снабжены сочетающимся по цвету атласным ремешком: серым, синим или розовым.
А самой необычной ювелирной премьерой года можно назвать Bovet Miss Audrey Sweet Art. Дело в том, что их циферблат украшен узорами из настоящих кристаллов сахара, специальным образом обработанных светом и теплом. Затем мастера миниатюрной живописи Bovet сортируют их по размеру, соединяют со специальными красками и вручную устанавливают на циферблат. «Сладкий» циферблат обрамляет украшенный бриллиантами запатентованный корпус Amadeo диаметром 36 мм, который можно превратить в настольные часы или кулон, а внутри установлен автоматический калибр 11BA15. Кристаллы сахара можно выбрать разных цветов: фиолетового, синего, зеленого, розового, желтого, черного или градиент разных оттенков.
ПОЛНЫЙ СПЕКТР
Яркие сочные краски все чаще украшают классическую строгую механику. В новой линейке Zenith Defy 21 Spectrum сам механизм хронографа El Primero покрыт цветным PVD разных оттенков, в тон которым подобраны и драгоценная инкрустация корпуса 44 мм и каучуковый ремешок. Каждая из пяти вариаций – в оранжевом, фиолетовом, синем, зеленом и черном цветах – выпущена лимитом 10 экземпляров.
А Roger Dubuis решил посвятить коллекцию этого года своему калибру RD512SQ с единственным парящим турбийоном, для чего представил несколько версий, самая необычная из которых – Excalibur Single Flying Tourbillon Glow Me Up! в корпусе из золота Eon Gold с 60 бриллиантами багетной огранки. Ювелирный турбийон ночью превращается в кислотную дискотеку. Секрет все в том же составе Super-LumiNova разных оттенков, нанесенном в канавки вокруг креплений камней.
Даже Дом Chanel под руководством нового арт-директора Арно Шастена решительно отходит от традиционной черно-белой керамики. В новой капсульной коллекции этого года Chanel Electro акцент сделан на яркие, насыщенные цвета спектра – в них окрашены модели J12, Premiere, Boy-Friend и Code Coco. А в J12 X-Ray Electro Caliber 3.1 корпус 38 мм выполнен из сапфирового стекла, чтобы открыть взору автоматический мануфактурный калибр, а безель украшен 58 сапфирами радужного градиента. Лимит составляет 12 экземпляров.
СТЕБЛИ ТРАВЫ
Но если выбирать какой-то один цвет, который можно назвать главным в часовом искусстве в 2021 году, то им несомненно будет зеленый. Еще до недавнего времени такие циферблаты были характерны только для тематических выпусков или особого сочетания материалов – например, можно вспомнить коллекцию трехлетней давности Piaget Altiplano, где темно-зеленый циферблат стильно гармонировал с корпусом из желтого (не розового!) золота.
Поэтому особенно занятно, что именно 2021 год стал в этом плане переломным. Пожалуй, его символом можно назвать запуск нового Patek Philippe Nautilus Ref. 5711/1A-014, сменившего старый «Наутилус» с синим циферблатом. Все характеристики остались на своих местах (стальной корпус 40 мм, автоматический калибр 26-330 S C), вот только циферблат получил оттенок Olive Green.
Знатоков особенно изумил тот факт, что раньше зеленых циферблатов марка не производила, за исключением эксперимента с Aquanaut в 2019 году. Как бы то ни было, а тренд в Patek Philippe уловили очень чутко. На одной только виртуальной выставке Watches & Wonders зеленые циферблаты были замечены у десятка брендов. Rolex выпустил новый Oyster Perpetual Datejust 36 с зелеными пальмовыми листьями на циферблате, а Tudor Black Bay Fifty-Eight предстал в комбинации зеленого циферблата с розовым золотом корпуса.
В премьерах 2021 года можно найти все вариации зелени: от насыщенной листвы IWC Pilot Chronograph 41 до нежного ментола Speak Marine Openworked Dual Time Mint. Не отстают и производители женской механики: например, MB&F дополнил свою первую дамскую модель LM FlyingT версией с циферблатом из малахита. Скорее всего, эта неожиданная активизация «зеленого» тренда вызвана увлечением экологической тематикой. Хочется надеяться, что он сможет продержаться дольше коллекций одного года.