Социально ориентированный бизнес: тренд или утопия?

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  1238

Сегодня, когда такие бизнесмены, как Джефф Безос или Илон Маск, владеют состояниями большими, чем ВВП многих стран мира, все чаще слышится призыв к социально ориентированному бизнесу. Этот тренд набирает обороты, а значит, на то есть объективная необходимость.

Текст: Игорь Лядский, маркетолог, писатель, журналист

Илон Маск

Актуальность вопроса

Крупные корпорации сегодня обладают могуществом, превышающим возможности отдельно взятых стран. В обиход даже вошел термин «корпоратократия» – социальный строй, основанный на решающей роли бизнеса, куда, по мнению многих экспертов, мы и движемся семимильными шагами. Самые богатые люди мира давно уже обладают ресурсами, позволяющими купить маленькое государство. Они не только играют определяющую экономическую роль, но и ставят перед собой амбициозные цели. Мультимиллиардеры вроде Илона Маска примеряют на себя роль двигателя прогресса, планируя даже колонизацию космоса.

Основатель Amazon Джефф Безос, по данным на 16 марта 2021 года, владеет 181,4 млрд долларов, что больше, чем ВВП многих стран мира. Мысли человека, который может купить целое государство, явно отличаются от системы ценностей большинства землян. Неудивительно, что с «высоты его полета» космос уже не выглядит таким далеким и пугающим. В 2000 году Безос основал частную аэрокосмическую компанию Blue Origin, которая планирует включиться в марсианскую гонку, соревнуясь со SpaceX.

Но что плохого в том, что мультимиллиардеры пытаются «подарить» человечеству космос? Для цивилизации выгода очевидна.

Джефф Безос

Но разберемся, как работается в Amazon простым служащим, которые своим ежедневным трудом добавляют эти самые нули к состоянию Безоса. Два американских журналиста, Джеймс Бладворт и Нелли Боулз, независимо друг от друга провели собственные расследования и пришли к выводу о крайне тяжелых условиях труда в Amazon. Нелли даже охарактеризовала Безоса как «хладнокровного корпоративного тирана». Вот и выходит, что социальная ориентированность бизнеса порой приобретает весьма противоречивые формы. С одной стороны, она приводит к эмоциональному выгоранию собственных подчиненных, а с другой – несет безусловное благо для всего человечества.

Известный ученый и писатель Юваль Ной Харари в своей книге «Homo Deus. Краткая история будущего» указывает на возможность зарождения новой религии – датаизма, где духовная сущность человека отступит перед современными алгоритмами и вычислительными системами. Вполне вероятно, что привычная нам либеральная демократия тоже канет в Лету, уступив место новым политическим структурам. Может быть, миллиардеры будущего, наделенные практически сверхчеловеческими возможностями, возьмут на себя роль правителей общества, никого не завоевывая, а просто покупая граждан рабочими местами и всевозможными высокотехнологическими благами?

В любом случае отрицать сегодня всевозрастающую роль бизнеса в глобальном масштабе бессмысленно. Единственно верное решение – понять, как и куда следует двигаться уже сейчас.

Возможные решения

Правительства и общественные активисты все чаще требуют от предпринимателей проявлять социальную ориентированность, предлагая взамен определенные бонусы. Так, в 2017 году правительство ОАЭ объявило, что социальная ответственность должна стать обязательной программой для всех местных компаний. Бизнесменам было настоятельно рекомендовано поддерживать и развивать социальные инициативы. Этот шаг следует рассматривать не как принуждение, а как разумную альтернативу традиционному бизнесу, которая еще и несет определенные бонусы. Самые ответственные фирмы взамен получили различные льготы, включая частичное освобождение от банковского поручительства для работников и приоритет при распределении государственных заказов. Таким образом, правительство ОАЭ подстегнуло культуру корпоративной социальной ответственности в более чем 400 000 компаний.

Как пример социально ориентированного бизнеса можно привести American Express, которая анонсировала, что от каждой операции с использованием ее карточек 10 центов будут направлены на реставрацию статуи Свободы. За четыре месяца им удалось собрать 1 700 000 $. Получила пользу и сама компания, так как использование карточек увеличилось практически на треть, а клиенты начали обращаться за новыми карточками почти в два раза чаще.

Так что в ответственности бизнеса заинтересовано и государство, а не только социум и предприниматели. Синергия между обществом и бизнесом имеет долгосрочные перспективы и усиливает конкурентоспособность страны, на территории которой происходит это взаимодействие.

Баланс частного и общественного

Может ли бизнес, оставаясь бизнесом, приносить пользу людям, занимаясь чем-то еще, кроме продажи товаров или оказания услуг, и нужно ли ему вообще это делать? Благополучию клиентов и работников уделяли внимание известные предприниматели – Генри Форд, Джон Пирпонт Морган, Джон Дэвисон Рокфеллер. Один из богатейших людей за всю историю человечества Эндрю Карнеги в своей книге «Евангелие богатства» впервые очертил главные принципы социальной ответственности, указывая на роль богачей не как хозяев мира, а как менеджеров капитала, которые должны работать на общее благо. Именно это утверждение фактически стало основой дальнейших размышлений о роли бизнеса в социуме. Карнеги не разорился из-за филантропии, накопив огромное богатство. Возможно, имидж социально ответственного предпринимателя все-таки полезен? К слову, по нынешним меркам его состояние оценивается в 298,3 млрд долларов, что намного больше состояний современных мультимиллиардеров.

В чем же польза для бизнеса от внедрения и реализации социально ориентированных проектов? В первую очередь это укрепление позиций бренда, повышение деловой активности, репутационные преимущества, завоевание новых рынков и удержание уже существующих, улучшение имиджа фирмы среди ее работников, повышение лояльности клиентов и общества в целом. В каких формах должна выражаться социальная ответственность? Это уважение к своим сотрудникам, усиление командного духа и мотивированности, честность в отношении потребителей, поддержка социальной справедливости в местных сообществах и забота о качестве жизни общества, реализация социальных проектов.

Каждый из этих пунктов адекватен и абсолютно не требует каких-то непонятных жертв. Быть честным с людьми, заботиться об окружающем мире и помогать обществу становиться лучше – это самая настоящая человечность. Многие становятся филантропами, чтобы вернуть всему происходящему осмысленность. По мнению автора книги «Человек в поисках смысла» Виктора Франкла, «влечение толкает человека, а смысл притягивает». Жажда наживы – всего лишь влечение, а социальная ориентированность – это то, что наделяет смыслом любую деятельность, включая бизнес. Предприниматели, которые понимают, что всеобщее благо способствует развитию бизнеса, однозначно выигрывают и получают дополнительные возможности для развития, обходя многих конкурентов.

Похожие статьи: