Звездные врата ОАЭ

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  2812

Космос – последний рубеж для человечества, но для ОАЭ это только начало.

Текст: Анна Павлова

Объединенные Арабские Эмираты нельзя обвинить в отсутствии долгосрочной стратегии развития: к 2117 году страна собирается создать свое первое поселение на Марсе. Недавние достижения страны тоже впечатляют: в 2019 году на МКС побывал первый эмиратский космонавт Хаззаа Аль Мансури, а этим летом был запущен первый арабский зонд на Марс под названием «Надежда». Он должен достичь цели в 2021 году – как раз к 50-летию страны. И вот совсем недавно, в сентябре этого года, правитель Дубая шейх Мохаммед заявил о подготовке первой миссии на Луну в 2024 году.

Ранее Kосмическое агентство ОАЭ подписало договор с компанией Virgin Galactic, согласно которому аэропорт Аль-Айна станет космодромом и базой промышленного обеспечения для проектов космического туризма и спутников сэра Ричарда Брэнсона. Mubadala, фонд национального благосостояния Абу-Даби, был одним из главных инвесторов Virgin Galactic еще до 2019 года, когда компания успешно провела IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже.

А компания Yahsat (основана в 2008 году; тоже принадлежит Mubadala) вошла в число 10 крупнейших спутниковых компаний в мире. Она запустила первый спутник связи в 2011 году, и с тех пор отправила на орбиту еще два спутника. Последний из них, Al Yah 3, был запущен в январе 2018 года и обеспечивает покрытие в Kа-диапазоне для 95% жителей Бразилии.

Mars Science City Projectby Bjarke Ingels Group

Но усилия ОАЭ в космической сфере – это не просто попытка богатой страны заработать на инвестициях: она хочет стать первопроходцем в покорении космоса. ОАЭ – это страна стратегии и видения, и здесь постоянно думают о будущем. Согласно Национальной Космической стратегии 2030, ОАЭ должны стать одним из главных центров космических исследований, развития талантов и креативности среди молодежи и создания эффективной регуляторной среды.

Когда 25 сентября 2019 года Хаззаа Аль Мансури отправился на МКС с казахского космодрома Байконур, им гордилась вся страна. Все мы видели вдоль шоссе шейха Заеда электронные билборды с текстом: «Удачи, Хаззаа. Страна с тобой».

Полет Аль Мансури вдохновил огромное количество молодых арабов на построение карьеры в космической отрасли. Летом 2020 был открыт прием заявок в национальный проект Arab Space Pioneers, который будет заниматься изучением и покорением в будущем космоса и марсианской земли: всего за две недели туда поступило более 37 тысяч заявок на участие.

Сегодня средний возраст команды, работающей над марсианской миссией ОАЭ, – всего 27 лет. Научной руководительнице проекта, министру ОАЭ по развитию высоких технологий Саре Аль Амири немногим больше 30. «Мы полностью доверяем нашей молодежи знамя инноваций, достижений и первенства», – написал в своем твиттере наследный принц Абу-Даби шейх Мохаммед бен Заед Аль Нахайян.

Шейх Заед и астронавты экипажа Аполлона-17

Арабские пионеры космоса

ОАЭ вынашивали мечты о космосе практически с момента основания государства. В феврале 1976 года, через пять лет после создания страны, тогдашний президент ОАЭ шейх Заед встретился с тремя членами экипажа «Аполлона-17». Астронавты подарили шейху Заеду кусок лунного грунта и модель космического шаттла. Сохранилась черно-белая фотография: астронавты сидят с шейхом за изысканным кофейным столиком и рассказывают о своей работе.

Шейх Заед умер в 2004 году, и почти сразу государство начало всерьез воплощать его идеи. Когда вице-президентом и премьер-министром страны стал шейх Мохаммед бен Рашид Аль Мактум, в Дубае шел бум строительства: страна привлекала зарубежных банкиров и топ-менеджеров, желающих воспользоваться выгодной налоговой и регуляторной политикой. Однако уже тогда власти ОАЭ отмечали, что космические технологии помогли бы стране снизить зависимость от нефти и укрепить свое международное положение. В 2006 году Аль Мактум основал космический центр, впоследствии получивший его имя. Три года спустя центр представил спутник DubaiSat-1, большей частью разработанный в Корее. В 2013 году появился DubaiSat-2, на этот раз созданный Кореей и ОАЭ совместно, а еще через пять лет – KhalifaSat (DubaiSat-3), уже полностью эмиратской сборки.

В декабре 2017 года, когда началась производственная стадия марсианской миссии, шейх Мохаммед Аль Мактум написал в Twitter, что ОАЭ также начинают программу по подготовке астронавтов. Хаззаа Аль Мансури начал работать над заявкой в тот же день: он с детства любил научную фантастику, но вырос в провинции к югу от Абу-Даби, где мог только по ночам смотреть на небо – достаточно чистое, чтобы были видны периодически пролетающие кометы. Повзрослев, Аль Мансури посвятил всю жизнь тому, чтобы попасть в космос. Многие из первых астронавтов были пилотами – и Аль Мансури тоже отучился в военном колледже, ездил в США, летал на истребителе F-16, прошел курсы инструктора и стал членом команды авиашоу. Черно-белая фотография шейха Заеда с командой «Аполлона» висела в домике его отряда.

После первого отсева из 4 тысяч подавших заявки осталось 95 человек, а после еще нескольких раундов – только девять: физики-ядерщики, инженеры, пилоты и доктора. Однажды вечером в августе 2018 года Аль Мансури получил звонок от Салема Аль Марри, заместителя генерального директора Космического центра Мухаммеда бен Рашида. Вступление было таким долгим, что Мансури принял его за вежливый отказ – но в конце концов Аль Марри сообщил ему хорошую новость.

Резервным пилотом стал военный инженер Султан Аль Нейади. В рамках подготовки им пришлось в том числе пройти трехдневные учения по выживанию в глуши Казахстана.

Как рассказывал сам Хаззаа Аль Мансури, он был в восторге от каждой секунды, проведенной в космосе: от нарушений восприятия верха и низа, вида из иллюминатора, поведения капелек воды в невесомости. На орбите он провел 16 экспериментов и собрал данные о влиянии низкой гравитации на гены, рост клеток и прорастание семян. Кроме того, он провел первый тур по МКС на арабском языке (сейчас он доступен в Интернете). В последний день на борту он проспал только необходимый минимальный срок – четыре часа, – чтобы пропустить как можно меньше. Домой он вернулся героем.

Через девять дней после возвращения с МКС космонавта принял наследный принц Абу-Даби Мохаммед бен Заед Аль Нахайян. Он подарил ему модель ракеты «Союз» и попросил о двух вещах: не мог бы Аль Мансури рассказать о своих действиях в космосе, а также сесть за столик, чтобы воссоздать фотографию шейха Заеда с американскими астронавтами.

Момент, когда они сели за тот же изящный кофейный столик, Аль Мансури называет одним из самых невероятных в своей жизни. Впоследствии он выложил новую и старую фотографии в Instagram*, подписав их так: «Вчера мы наблюдали за достижениями всего мира. Сегодня весь мир гордится нашими достижениями. Амбиции Заеда создают новую историю».

В наши дни самый амбициозный проект ОАЭ – это марсианская миссия «Надежда». Космическое агентство ОАЭ станет лишь пятым ведомством, которому удастся достичь марсианской орбиты. Зонд будет отправлять с орбиты фотографии и другие данные, которые затем будут бесплатно предоставлены как минимум 200 научно-исследовательским институтам со всего мира. В более дальних планах агентства – строительство космодрома, космический туризм и, конечно же, колония на Марсе к 2117 году.

Первым шагом к этому на земле Эмиратов стало строительство научной лаборатории под названием Mars Science City в пустыне неподалеку от Дубая, где будут имитировать условия Красной планеты. Пустыня ОАЭ значительно жарче, но в остальном у них много общего с бесплодной поверхностью Марса. В поселении размером в 30 футбольных полей будут жить исследователи, а также тренироваться астронавты. Все постройки и помещения расположены под стеклянными куполами, изготовленными на 3D-принтерах. «Для Эмиратов не существует ничего невозможного, – заверил шейх Мохаммед Аль Мактум. – Шейх Заед всегда мечтал о запуске в космос из пустыни, а нашей отличительной чертой является готовность превращать мечты в реальность».

Mars Science City by Bjarke Ingels Group

Последний рубеж

Космос – это последний фронтир человечества, но он может принести немало пользы и здесь, на Земле. Космическую гонку СССР и США, начавшуюся в 1950-е, подогревало не только желание узнать, одиноки ли мы во Вселенной, но и битва за власть над миром. Тогда были начаты научные и технологические исследования, которые продолжают расширять границы возможного. Главной целью было доминирование в космосе, а побочным результатом стали передовые инновации на Земле.

С 1990-х годов технологии значительно продвинулись вперед, и в космическую гонку включились и страны поменьше. Однако многим людям космические амбиции Эмиратов могут показаться непомерными. В отличие от гигантов США и России, ОАЭ – это не сверхдержава, которая претендует на технологическое лидерство. Коренное население страны составляет всего около 1 млн человек, поэтому набор ученых кадров тоже ограничен. Некоторых удивляет даже само наличие у ОАЭ космической программы. Однако последние проекты страны в космической сфере опровергают все сомнения на этот счет.

В Эмиратах прекрасно понимают, что космос – это не только головокружительные заголовки о ракетах и спутниках, это еще и ключ к огромному потенциалу национального развития. Власти ОАЭ сегодня инвестируют крупные суммы в разработку настоящей экономики знаний, способной выдержать неизбежное сокращение прибыли от продаж углеводородов. Космос может стать эталоном для обучения нового поколения новаторов, предпринимателей, инженеров и ученых. А для молодежи космические полеты – это доказательство того, что возможно все.

Передовые исследовательские институты, жизнеспособная космическая программа и живая экономики знаний помогают ОАЭ собирать кадры не только внутри страны, но и со всего Ближнего Востока. Решение властей превратить ОАЭ в космическую державу уже вдохновило молодых эмиратцев на карьеры в технической сфере и продолжает привлекать в Дубай лучшие умы со всего Ближнего Востока.

Отчет, озаглавленный «Возможности инвестиций в экономику космоса для ОАЭ», определяет 10 сфер космической экономики, которые могут дать стране максимальный инвестиционный потенциал. Это разработка полезных ископаемых в космосе, космические станции, космические поселения, космическое право, устойчивость и переработка в космосе, космический туризм, космические компании и космические академии (в том числе обучение астронавтов для коммерческих рейсов), космическая промышленность и разработка и производство деталей для космических аппаратов. Таким образом, космическая отрасль может стать одним из самых перспективных секторов Арабских Эмиратов и ключевой опорой экономического роста в течение следующих 50 лет.

По словам правителя Дубая шейха Мохаммеда, «космические проекты ОАЭ – это сигнал нашему арабскому миру, что мы конкуретноспособны на мировой арене. Наша главная цель – показать миру, что мы можем принять участие в гонке цивилизаций и совершить новые научные прорывы на благо человечества». А генеральный директор Космического агентства Мохаммед Аль Ахбаби без тени сомнения заявляет, что амбиции ОАЭ в вопросах космоса «безграничны».


*Facebook и Instagram – соцсети запрещены в РФ; принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской организацией и также запрещена.

Похожие статьи: