«Люди – это машины времени»

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  2603

Американский ученый японского происхождения Митио Каку, профессор теоретической физики трех университетов США, в том числе в Принстоне, где около 30 лет работал Альберт Эйнштейн, – один из наиболее известных сегодня популяризаторов науки. Он также консультирует Голливуд при создании научно-фантастических фильмов. Мы встретились с ним в Шардже и поговорили о времени, будущем и сознании человека.

Беседовала Ирина Малкова


Несмотря на то, что вы физик-теоретик, у вас также есть своя теория о том, что такое сознание. До сегодняшнего дня у ученых и нейробиологов нет единого мнения на этот счет. Было бы интересно услышать вашу версию.

Американский ученый японского происхождения Митио КакуМитио Каку: Многие люди до сих пор считают, что только они обладают сознанием, но я не думаю, что это так. Я уверен, что животные тоже им наделены. Сознание – это, прежде всего, способность организма формировать модель себя в пространстве, времени и обществе, чтобы понять, где он находится в этом мире. Для этого используется множество обратных связей по различным параметрам (к примеру, по температуре, положению в пространстве, времени и отношению к окружающим) с целью достижения определенной цели, скажем, поиска пары, пищи и убежища. Самая простая единица сознания – это термостат, прибор для измерения температуры в помещении или температуры тела. Растение, такое как роза, может иметь уже 10 единиц сознания. Оно распознает температуру, воду и другие показатели окружающей среды.

Аллигатор может иметь 100 и более единиц сознания. Он знает, где может быть его еда, где находятся его враги. У него есть рецепторы, отвечающие за обоняние, равновесие, осязание, слух, зрение, кровяное давление и т. д., причем каждый из них тоже содержит внутреннюю обратную связь. У обезьяны есть так называемое социальное сознание. Она понимает свою позицию в иерархии других обезьян. У нее есть эмоции, возможность распознавания других живых существ, способы доминирования и подчинения. Все это очень сложные поведенческие схемы, для реализации которых необходим весьма развитый мозг. И вот мы подошли к человеческому сознанию. Мы тоже понимаем и осознаем координаты пространства, как и аллигатор, – у нас есть рептильный мозг, расположенный в центральной и задней частях головы. Мы понимаем принципы общества – у нас есть социальный мозг, как и у обезьяны. Это лимбическая система, куда входят гипоталамус, отвечающий за память, мозжечковая миндалина (отвечает за эмоции) и таламус (руководит сенсорной информацией).

Но что нас отличает от всех остальных живых существ? Мы осознаем время. Мы воображаем, планируем, симулируем ситуации, прогнозируем будущее – и делаем все это постоянно (правда, не всегда успешно). Этим занимается префронтальная кора – именно там находится то, что делает человека человеком. Давайте проведем эксперимент, чтобы понять, прав я или нет. Сегодня, придя домой, подойдите к своей собаке и расскажите ей о том, что такое завтра.

Это невозможно.

Митио Каку: Да, научить собаку понимать, что такое завтра, невозможно. Потому что собаки живут в настоящем, а не в будущем. В будущем живут только люди, и мы ничего не можем с этим поделать. Мы постоянно занимаемся планированием и визуализируем будущее. Потому что так устроен наш мозг. У нас пространственно-временное и социальное сознание. Мы даже можем осознать время после нашей смерти, у нас есть представление о том, что происходит после нее. А животные не могут предположить то, что будет завтра. Чувствуете разницу? Вы можете возразить: но ведь медведи на зиму уходят в спячку, следовательно, они это планируют.

Американский ученый японского происхождения Митио Каку

Однако у медведей включаются другие механизмы. Как только температура воздуха понижается, жизненные процессы и метаболизм в теле постепенно замедляются сами по себе. Снижается температура тела, замедляется дыхание и сердцебиение, тормозится нервная деятельность и организм впадает в «глубокий сон». Это инстинкт. Животные не планируют этого. Но мы, люди, планируем все. Поэтому мы – машины времени. Мы постоянно пытаемся визуализировать время. Просто подумайте: чем занят ваш мозг целый день? Он постоянно спрашивает, где я, кто я, кто мой друг, кто мой враг, что я здесь делаю, что я буду делать дальше. Это и есть наше сознание.

«В ближайшие десятилетия нейробиологию, возможно, ждет взрывной рост. Сегодня мы на пороге новых поразительных научных открытий. Когда-нибудь человек научится без всякого труда силой мысли управлять объектами вокруг себя, записывать воспоминания, лечить болезни психики, повышать интеллект, понимать мозг до последнего нейрона, создавать резервные копии мозга и телепатически общаться друг с другом. Мир будущего будет миром разума»

Из книги Митио Каку «The Future of the Mind»


А что вы можете сказать о сознании роботов с искусственным интеллектом? Насколько сознателен робот?

Митио Каку: У робота рептильный мозг. Он понимает, где он расположен в пространстве. Но пока это все. У роботов нет понимания эмоций и социальной иерархии, они не осознают тактичность и вежливость, они понимают только пространство. Но рано или поздно роботы обретут эмоции, станут понимать социальную иерархию и, возможно, лет через сто обретут обезьяний мозг или мозг шимпанзе. И вот с этого момента они станут опасными, потому что у них появится самоосознанность. Обезьяны знают, что они не люди. У них своя программа поведения. А вот собаки – в замешательстве: они думают, что мы, люди, тоже собаки. Поэтому они нам подчиняются. Мы высшие собаки, они – низшие. Обезьяны не такие глупые – они прекрасно понимают, кто есть кто. И когда роботы обретут обезьяний мозг, они начнут представлять опасность для людей. Но, смею вас заверить, это произойдет не скоро. Сегодня роботы обладают примерно сознанием жука, и нам нечего волноваться. Лет через десять они станут такими же умными, как мыши, потом как крысы, и в итоге когда-нибудь доберутся до уровня обезьяны.

Митио Каку

Но это значит, что мы, люди, глубоко заблуждаемся на свой счет, наделяя себя космическим самомнением.

Митио Каку: Да, человек считает себя чемто более привлекательным, чем просто набор единиц сознания. Но если задуматься и понаблюдать за собой, можно заметить, что большую часть времени вы анализируете, что будете делать завтра, послезавтра и т. д., как к вам относятся те или иные люди, кто из них хороший, а кто – плохой. Мы ежесекундно воссоздаем модель себя в данной нам реальности и проецируем ее в будущее.

Вы говорите, что мы наблюдаем свое сознание. Кто же этот наблюдатель?

Митио Каку: Давайте разберемся. Что может находиться за пределами времени, пространства и окружающей среды? Ничто. Пустота. Все, что вы можете осознать, находится внутри этих координат. Что же тогда может быть вне этого всего? Суперсознание. Но пока мы не можем доказать его существование – ни одна наша попытка не увенчалась успехом. Мы не можем протестировать сознание за рамками указанных координат – на данном этапе это невозможно ничем измерить. Даже когда вы видите сон, он находится в параметрах пространства и времени. Все, что мы можем себе вообразить, – это общество, время и пространство. Таковы наши ограничения. И если вы хотите разрушить мою теорию, подумайте о чем-то, что выходит за рамки этих координат. Просто сядьте и попробуйте это вообразить.

Сам процесс думания находится в рамках сознания. Но ведь есть же что-то еще, о чем нельзя подумать, но что можно почувствовать?

Митио Каку: Безусловно. Но сами чувства тоже находятся внутри сознания. Мы можем что-то чувствовать по отношению к человеку, к явлению, и все это будет находиться в каком-то пространстве и, скорее всего, в каком-то времени. И все же есть еще один вид сознания – так называемое квантовое сознание, но пока это спекулятивная теория, о которой я более подробно рассказываю в своей книге The Future of the Mind.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КВАНТОВОЕ СОЗНАНИЕ?

ВЫДЕРЖКА ИЗ КНИГИ «THE FUTURE OF THE MIND»

«В 1967 году одно из решений задачи кота Шредингера сформулировал нобелевский лауреат Юджин Вигнер, работы которого легли в основу квантовой механики и создания атомной бомбы. Он сказал, что только существо, обладающее сознанием, может провести наблюдение, которое приведет к схлопыванию волновой функции. Но кто может сказать, что такая личность существует?

Невозможно отделить наблюдателя от наблюдаемого, так что, может быть, это существо тоже одновременно и живо, и мертво. Иными словами, должна существовать другая волновая функция, включающая в себя и кота, и наблюдателя. Чтобы убедиться в том, что наблюдатель жив, вам потребуется второй наблюдатель, который будет наблюдать за первым. Но так не может продолжаться до бесконечности. Ясно, что без бесконечного числа «друзей» вы не сможете схлопнуть предыдущую волновую функцию и убедиться, что они живы. Здесь не обойтись без некой формы «космического сознания», или Бога.

Вигнер сделал вывод: «Невозможно сформулировать законы квантовой теории в полном и непротиворечивом виде без ссылки на сознание». Может, поэтому в конце жизни он и заинтересовался ведантой и философией индуизма. При таком подходе Бог или какое-то другое вечное сознание наблюдает за всеми нами, схлопывая наши волновые функции, чтобы можно было сказать, что мы живы. Но из нее следует, что сознание – фундаментальная сущность Вселенной, причем более фундаментальная, чем атомы. Материальный мир приходит и уходит, а сознание остается как определяющий элемент – значит, сознание в определенном смысле создает реальность»

Похожие статьи: