Роковые решения

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  4262

Все люди порой совершают неожиданные и на первый взгляд нелогичные поступки. Полководцы отменяют сражения, литераторы с композиторами жгут романы и партитуры, студенты бросают университет, невесты сбегают из-под венца, предприниматели отходят от дел и исчезают, чтобы впоследствии явить себя миру в новом качестве. Что служит причиной – рок, особенности человеческого «программирования» или «голос крови»? Существует несколько версий – от научных до мистических.

Текст: Дмитрий Константинов

Способность менять привычный жизненный уклад внезапным поступком специалисты в области медицины и психологии склонны объяснять недостаточной зрелостью или же разрушением личности. Люди попроще говорят «сбрендил» или «попала вожжа под мантию», подразумевая проявления дурного характера. Хрестоматийным примером может считаться принц Гамлет, который видел призраков, фатально издевался над возлюбленной, подставлял друзей и родственников и в итоге полностью разрушил датский трон, расчистив пути своему норвежскому коллеге Фортинбрасу.

Объяснять неадекватность человеческих поступков исключительно психическим или нервным расстройством кажется слишком простым и не до конца всеобъемлющим. Информационные и эмоциональные перегрузки, вызывающие подобный сбой «операционной системы» человеческого мозга, происходят в мире все чаще, но, с одной стороны, у человека формируется к таким стрессам своего рода иммунитет, а с другой – все, что не убивает, делает нас сильнее.

Не исключено, что в ряде случаев за внезапными и малообъяснимыми поступками стоит «голос крови», то есть способность наследников аристократических династий принимать стратегические решения, неподвластные осмыслению с позиции сиюминутной реальности. Они, эти неадекватные решения, к примеру, препятствуют заключению генетически вредного для сохранения династии брака или организации неправильного бизнеса. Определенные отрезки истории вынуждали обладателей «голубой крови» целыми поколениями скрывать свое происхождение в демократической среде. Многие из потомков аристократических династий начисто забыли свое прирожденное право не только уклоняться от «нецарских» дел, но также стратегически управлять ситуацией и судить приближенных. И сейчас мы порой наблюдаем, как в современном и полностью перемешавшемся обществе эти бывшие принцы и принцессы, как правило подсознательно, совершают поступки, малопонятные простым смертным.

По законам муравейника

О формировании человеческого поведения в соответствии с решением макроэкономических задач планеты Земля ученые говорят практически с начала возникновения таких наук, как социология и психофизиология. Хорошим примером может служить книга профессора В. Р. Дольника «Непослушное дитя биосферы», написанная в 1994 году и с тех пор неоднократно переизданная. Многие представители научного сообщества считают этологическую теорию доктора орнитологии ересью, но она кажется интересной в аспекте объяснения сложности человеческого поведения своего рода природным программированием.

Виктор Дольник в своей книге цитирует Аристотеля с его «человек – животное политическое» и упоминает переписку Эйнштейна с Фрейдом, в которой автор теории относительности интересовался психофизиологической подоплекой войн. Ответ прост, считает доктор Дольник: модальность поведения формируется генетическими программами, заложенными в представителях земной фауны. У муравья, соловья и человека эти программы практически одинаковы. Требуется продолжать род, строить гнезда-государства и защищать их – поэтому генетическая программа человека, как и муравья, формирует типы правителей, строителей и солдат, моделируя принципы соответствующей иерархии и социальной пирамиды.

Человек, вместе с разумом получивший в качестве побочного эффекта способность сомневаться в происходящем, нередко сознательно нарушает правила развития своего природного предназначения. И происходящие в его жизни случайности, а также неподконтрольные воле поступки, как правило, служат реакцией встроенной программы: куда ты на филологический собрался, отставить! Ты же солдат.

Лицензионные обновления ДНК

Если бы доктор Дольник дожил до сегодняшнего дня, в его книге наверняка появились бы главы о свежих исследованиях в структуре ДНК, расшифровке человеческого генома и особенностях «перепрошивки» человека на основе исключения части генокодов диких обезьян. Возможно, было бы больше сопоставлений человеческого мозга и компьютера – ведь на «облачную» перепрошивку операционной системы с дистанционным обновлением мировые производители софта вышли только в последние годы.

Допуская, что ДНК заселивших Землю существ была изначально запрограммирована в целях осуществления эволюционных процессов, было бы наивным полагать, что такое ПО изначально предусматривалось вечным и не требующим обновлений. Подобные обновления были бы востребованы прежде всего с учетом временных и климатических изменений: поведенческие задачи не только динозавров, но и человека с тысячелетиями и веками ощутимо изменились. Потребовались новые скиллы и приложения, а их размещение, образно говоря, на платформе старенькой Windows XP у дальновидных «системщиков» уже тогда вызывало сомнения.

Но как и где технически возможно было бы осуществлять подобную перепрошивку? На шаманских камланиях, в пирамидах и храмах более поздних религий? Не исключено, что подобные технологии существовали и существуют. Также можно допустить, что сети электромагнитных сигналов, которыми опутало себя человечество в последние десятилетия, дали возможность перейти к технологии дистанционной, «облачной» перепрошивки программ ДНК. Но чем же все таки в данном случае объясняются наши неадекватные поступки – обновлением софта либо, наоборот, багами устаревшего ПО, не получившего вовремя свежего обновления, поскольку доступ к пользователю затруднен или сознательно ограничен? В любом случае подобная версия выглядит несколько посвежей мнения о том, что за неадекватными поступками стоят шутки высших существ или чье-то манипулирование.

Фактически каждый тренер скажет, что склонность спортсмена принимать неожиданные решения высоко ценится в боксе, теннисе и шахматах. На подобной «неадекватности» творческих порывов базируются наука, искусство и даже порой экономика. Своего рода профессиональная деформация творческих личностей, великих ученых и бизнесменов давно уже возвела странность их бытового поведения в глазах общественного мнения в ранг милых простительных чудачеств. Всесторонне анализируя способность людей совершать неожиданные поступки, важно, с одной стороны, правильно оценивать их возможное стратегическое значение, а с другой – вовремя прятать ножики от иных впечатлительных живописцев и ограничивать избирательные права особо эксцентричных миллиардеров.

Похожие статьи: