АННА ГОРБАШЕВА: «Балет поднимает вас над землей»

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  11718

Профессиональная балерина, счастливая жена и мама трех дочек, основательница и балетмейстер UNIQUE DANCE STUDIО в Дубае. В этот раз мы отправились в гости к Анне Горбашевой в ее замечательный дом в Arabian Ranches.

Беседовала Ирина Малкова. Фото: Александр Вякин

Анна Горбашева и её дом в Arabian Ranches

Анна, сколько лет вы уже живете в Дубае?

Анна: В Дубае мы живем 18 лет. Приехали сюда с мужем еще очень молодыми – у нас тогда только родилась первая дочь. В Дубае в то время дальше Jumeirah Beach Hotel ничего не было. Муж продолжал здесь свой бизнес, но мне, конечно, было трудно уехать из родного города, из Алматы, ведь я была солисткой балета, танцевала на сцене, и у меня уже была своя балетная школа. Поэтому в ОАЭ я приехала с идеей открыть собственную балетную школу и здесь. Живя в Дубае, мы изучали и постигали новые возможности и благодарны этому городу за то, что он принял нас с таким теплом. Я выучила английский язык и открыла Unique Dance Studio, процветающую по сей день. И приобрела здесь настоящих друзей, с которыми мы дружим уже 15–18 лет. Здесь мой дом.

А как вы стали балериной?

Анна: Я начала заниматься танцами с пяти лет, еще в детском саду. Моя тяга к танцам, к балету, наверное, от Бога, так как в моей семье никто не танцевал. Сначала я занималась художественной гимнастикой, и мой тренер, видя, как я люблю именно танцевать, отвела меня в балетную школу, когда мне исполнилось десять лет. Когда я пришла домой и сказала, что поступаю в хореографическое училище, у родителей был шок. Мой отец инженер, мама – учительница в школе, и людей искусства до меня в семье не было. Поэтому я думаю, что это дар свыше. Когда ты на сцене, такое ощущение, будто переносишься в другое измерение. Если ты хоть раз это ощутил, то никогда не оставишь сцену. Я закончила хореографическое училище имени Селезнева с красным дипломом и уже в 18 лет получила профессию артистки балета.

Анна Горбашева

То есть в 18 лет вы уже работали?

Анна: Да, с 18 лет я начала танцевать в театре. В детстве у меня было две мечты – станцевать «Кармен» и родить дочь. В роли Кармен заложено очень много эмоций, и это один из сложнейших спектаклей по своей хореографии. Хотя в жизни я абсолютно противоположна Кармен, меня окрыляла яркость ее характера. И когда я добилась своего – исполнила сольную партию «Кармен», мой балетмейстер спросил: «Ну что? Какая следующая цель?». Это был вопрос в лоб, и я сказала: родить дочь. И, видно, Бог меня услышал: через год я родила первого ребенка.

И вам пришлось оставить карьеру на самом пике?

Анна: Да, мне пришлось выбрать семью. Такое часто случается в карьере балерин – судьба ставит их перед выбором. Вот и сейчас – я говорю это, и у меня подступают слезы. Потому что до сих пор очень люблю танцевать. Но семья для меня важнее. И когда у меня появился выбор: родить ребенка или остаться в театре и продолжать карьеру балерины, я выбрала семью. Это было на пике карьеры, у меня все получалось, мне давали сольные партии, был успех. Но я благодарна своему балетмейстеру Булату Аюханову, который мне сказал: «Запомни на всю жизнь: семья – это главное!». От его слов в тот момент зависело очень многое. Он воспитал меня как человека, сделал солисткой, помог стать амбициозной и сильной. Это знаменитейший человек в Казахстане, близкий друг Рудольфа Нуриева, заслуженный артист Казахстана. Он приучил меня к труду, самопожертвованию, служению искусству, любви к людям. Все, что я умею, дал мне он. И я благодарна ему за все, за свою судьбу, за то, что у нас с мужем трое замечательных детей, мы живем в Дубае и у нас все хорошо.

И тем не менее вы все равно продолжаете заниматься балетом?

Анна: Да, я не ушла из балета. Как видите, у меня весь дом, все члены моей семьи им дышат. Все вокруг в балетных статуэтках. Когда я купаюсь в бассейне со своей маленькой Анной-Николой, то танцую с ней «Лебединое озеро» в воде. Балет присутствует в моей жизни постоянно. Я танцую и преподаю в школе каждый день. И когда я вижу, как мои ученицы танцуют на сцене, у меня сердце уже не плачет, а радуется. Это огромное счастье, когда можешь передать свои знания другому поколению. Я увлечена своей работой, рассказываю ученикам об истории искусства и балета, пытаюсь научить детей быть дисциплинированными, уважать, любить себя и друг друга. Учу правилам поведения, тому, как вести себя на конкурсах, как общаться с соперниками, как красиво ходить, не шаркая ногами, как держать спину. Считаю, что все это необходимо для их успешного развития.

Анна Горбашева, её дом в Arabian Ranches

А ваши старшие дочери не пошли в балет?

Анна: Дело в том, что они выросли в Дубае, а здесь нет профессионального балетного училища, поэтому они танцуют у меня в студии. Моей старшей дочери, Элине, 18 лет, у нее талант к языкам – прекрасно знает английский, русский и французский. Она любит общаться, хорошо излагает мысли и пишет, поэтому мы хотели бы, чтобы она занималась работой, связанной с общением с людьми. Это может быть индустрия товаров роскоши, отельный бизнес или журналистика. При этом у нее абсолютно модельная внешность, и сейчас она много снимается для рекламы некоторых брендов. Средней дочери, Даниэле, 15 лет, она хочет стать дизайнером одежды. И как мама я хочу сказать, что очень важно слышать своего ребенка, принимать то, что ему интересно. Если вы будете только запрещать, ребенок отдалится от вас.

Расскажите, как изменилась ваша жизнь с рождением третьей дочери?

Анна: Она точно стала более яркой и насыщенной. Рождение третьего ребенка еще больше объединило нашу семью. Поэтому я всем советую, особенно тем, кому за 30, – рожайте и второго, и третьего ребенка! Это такое счастье! Девочки очень рады, что у них появилась еще одна сестренка, и я счастлива, что на планете их теперь будет трое. Они всегда будут вместе, будут поддерживать друг друга. И, на самом деле, это здорово, что у детей такая большая разница в возрасте. Со старшей, Элиной, мы вместе ходим в рестораны, на шопинг, обсуждаем телесериалы, говорим о любви и серьезных вещах. Если у меня происходит что-то, что меня расстраивает, я всегда могу с ней поделиться. И я всем искренне рекомендую спрашивать совета у своих детей, потому что у них «чистые головы».

Анна Горбашева, её дом в Arabian Ranches

А ваши дочери изучают русскую литературу?

Анна: Хоть они и учатся в английских школах, но с пяти лет занимаются с русским учителем дома и параллельно получают русское образование по программе русской школы. Они свободно пишут и читают по-русски. Изучают все, что надо, знают русских писателей. Я считаю, что родной язык – это дар божий, и мы, родители, обязаны сделать так, чтобы дети хорошо его знали. Я верю в Россию, верю, что она будет процветать, и русский язык нужно знать, где бы ты ни жил. Во Франции, в Америке, в Англии свободное владение русским языком всегда пригодится. Я знаю многих мам, которые, выйдя замуж за иностранцев, перестают говорить на русском, даже как-то стесняются его. Меня это шокирует. Я горжусь нашей историей, у нас великая культура, великая литература. Изначально мы решили, что дома говорим только по-русски. Девочки приходили из садика и лепетали что-то на английском. Я делала вид, что не понимаю, и говорила: «Я не поняла, скажи мне по-русски». И они напрягались, чтобы сказать это по-русски. Сейчас они владеют двумя языками настолько свободно, что переключаются с английского на русский и обратно моментально.

Как возникла идея открыть свою школу в Дубае?

Анна: Дело в том, что преподавать я начала еще в 17 лет в Алматы. Танцуя в балете, я уже тогда мечтала когда-нибудь открыть свою балетную студию. Меня поддержал папа, и мы открыли балетную школу – мою первую частную балетную студию в Казахстане под названием «Арабески». Сейчас я смотрю на себя 17-летнюю и удивляюсь, насколько смелой, активной и бесстрашной я была в те годы. Когда мы открывали школу, было приглашено много гостей из города, журналисты, телеоператоры, и наступил момент приветственной речи. Я сказала папе: «Папа, ну давай, открывай!». На что отец мне ответил: «Нет, дорогая, выходи ты и начинай!». Это был как толчок в спину, тот особый момент, когда становишься взрослее, мудрее. Так как я танцевала, то уже умела держать себя на сцене. Поэтому я вышла, взяла в руки микрофон и сказала: «Здравствуйте, дорогие гости! Меня зовут Анна, я приглашаю вас пройти на наше мероприятие». И в тот момент я сразу почувствовала себя взрослой. Это была моя студия – я была в ней хозяйкой.

И когда вы приехали в Дубай, то уже знали, что будете преподавать?

Анна: В самом начале в Дубае я чувствовала себя очень некомфортно. Не знала, как себя проявить, а просто сидеть дома я не могла. Понимала, что нужно учить язык. 18 лет назад, для того чтобы учить английский язык, приходилось ездить четыре раза в неделю в Шарджу. Зато, когда я выучила его, двери в мир передо мной открылись. У меня появилось много друзей и знакомых, я начала вести занятия танцами в детском саду у своей старшей дочери. И так сложилось, что я проработала там 10 лет, даже когда открыла свою студию. Сейчас я уже 13 лет преподаю в своей Unique Dance Studio и очень благодарна Regent International School (там располагается моя студия) за нашу совместную работу и поддержку.

Анна Горбашева и её дом в Arabian Ranches

С какого возраста вы берете учеников?

Анна: В три с половиной уже можно начинать танцевать. Конечно, дети начинают танцевать с годика, двигаясь под любую музыку. Но обучать детей можно где-то с 3,5–4+. У нас интернациональное обучение – на английском и русском языках одновременно. Дети из младшей группы уже носят униформу – балетные пачки, розовые колготки, розовые туфли, их волосы аккуратно собраны. Потому что дисциплину нужно прививать с самого начала. И я всегда учу, что, когда ты входишь в балетный зал, ты должен оставить все свои проблемы, все разногласия с одноклассниками, друзьями, за дверью. Балетный зал – это волшебный мир, мир искусства. Мы очень часто ездим с нашей школой на международные конкурсы. Заняли первое место на конкурсе в Токио, в Санкт- Петербурге, выступали в Барселоне, Риме, Абу- Даби, Дубае. Моя студия отличается тем, что мы берем совсем маленьких детей и занимаемся с ними до старшего возраста, а также ездим с нашими юными артистами и выступаем на международных конкурсах. В нашем репертуаре и классический балет, и народные танцы, и современная хореография, contemporary и даже хип-хоп.

Современный образ жизни зачастую приводит к тому, что многие люди зажаты телесно, не чувствуют свое тело, не владеют им. Танец же учит общаться с телом и понимать его. Как вы считаете, насколько важно слышать свое тело?

Анна: Очень важно. Тело и душа нераздельны, это единое целое. Маленькие девочки и мальчики должны танцевать, чтобы ощутить возможности своего тела. Бывает, что ко мне приходят чуть полненькие девочки или слишком худенькие, и я никогда не заостряю на этом внимание. Ребенка надо научить чувствовать свое тело и уметь им управлять. Во время танца руки должны двигаться по одним правилам, ноги – по другим, а лицо – выражать радость и улыбаться. Еще в группе нужно соблюдать хореографию танца и слышать преподавателя. Это высочайшая координация движений, благодаря которой ты один за другим открываешь слои сознания. Балет учит раскрепощению и пониманию своего тела, а значит, и управлению им.

В последнее время с детьми я стала практиковать следующее: я учу их любить себя. Прошу их обнять себя и сказать: «Я люблю тебя». Самое интересное, что не у всех детей это получается. Оказывается, не все могут принять себя. Некоторые закомплексованы уже с детства.

Как думаете, с чем это связано?

Анна: Это идет от семьи, от родителей. Ведь иногда родители могут сказать: «Какая ты у меня толстая, какая нелепая». Нельзя такое говорить девочкам в 3,5 года – в этом возрасте они все вечные принцессы. В 7–8, когда ребенок начинает осознавать себя полностью, проявляются первые комплексы. Конечно, все дети разные. Бывает, что ребенок приходит, и он будто сразу готов к танцу. А бывает, что 10 лет с ним занимаешься, и он только чуть-чуть раскрывается, и то хорошо. Чтобы понимать свое тело, я бы рекомендовала всем – и взрослым, и детям – включать музыку, закрывать глаза и просто отдаваться танцу. Если у меня есть свободные 10 минут, я занимаюсь такой практикой. И знаете, что интересно? Тело двигается абсолютно так, как ему хочется. Оно то начинает дергаться, то переходит к плавным движениям, то тебя качает и шатает из стороны в сторону, то ты начинаешь чувствовать, что ноги не касаются земли. Танцевать так нужно именно с закрытыми глазами, потому что если глаза открыты, ты считываешь информацию вокруг. А когда глаза закрыты, ты полностью сконцентрирован на себе.

Анна Горбашева и её дом в Arabian Ranches

Артист Сергей Полунин как-то сказал, что балерины и танцовщики не стареют – они вечные дети.

Анна: Я согласна с этим. А знаете, почему? Потому что мы верим в сказку. Мы верим в какое-то чудо, всему всегда удивляемся и радуемся. И по своей натуре мы очень позитивные люди. Мы видим красоту вокруг и вдохновляемся ею. Наверное, благодаря этому и постоянному движению мы не стареем. А самое главное – мы не стареем в душе. Я всегда говорю своим подругам, что пока ты двигаешься – ты живешь. Я не хочу меняться. Я хочу быть такой, какая есть. Мне нравится работать, нравится танцевать. С неба мне ничего не падает. Я работаю в студии каждый день по несколько часов. Сама придумываю и шью костюмы для своих артистов, в год ставлю около 30 хореографических номеров.

Что вы думаете по поводу нынешнего положения балета в мире? Ведь он всегда считался элитным видом искусства, и далеко не все могли его понять, из-за чего он и не стал массовым. Сегодня многие предпочитают исполнять балет в современной интерпретации.

Анна Горбашева и её дом в Arabian RanchesАнна: Я считаю, что классика бессмертна. «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» – всю жизнь на эти балеты – в Нью-Йорке, Париже, Москве и Дубае – люди будут ходить и восхищаться. Прекрасно, что возникают новые направления. Но я бы сказала, что именно сегодня к нам возвращается красота классического балета. Возможно, не многие знают, что балет родился в Италии. Первую балерину, которая встала на пуанты, звали Мария Тальони, она танцевала в балете «Сильфида». Поставил ее на пуанты отец, Джузеппе Тальони, великий балетмейстер, который сказал: «Тебя запомнит весь мир». У нее были деревянные пуанты. Но когда она танцевала, складывалось ощущение, будто она порхает по сцене. С тех пор сложилось такое понимание балета, что артист словно парит над сценой, отрывается от земли, будто и не встает на пуанты. Это, конечно, пик профессионализма. И это очень красиво. Всегда будут возникать новые течения, новые современные постановки, но последнее слово всегда будет за классическим балетом. Классическое искусство тем и отличается, что оно бессмертно.

Если дети начнут заниматься балетом, что им это даст по жизни?

Анна: Во-первых, это позволит им соприкоснуться с высоким искусством. Пусть на меня не обижаются другие творческие люди, но я считаю, что балет – это наивысшее искусство. Во-вторых, балет дает понимание собственного тела и его возможностей, воспитание тела. Для того чтобы хорошо танцевать, нужно много работать над своим телом. Это дает правильную осанку, красивую походку, грацию. Третье – это координация движений, умение двигаться, слышать ритм, уметь ощущать рядом с собой других людей, партнеров по танцу и выполнять движения вместе. Следующий этап – это умение держать образ, который ты выражаешь в танце. Это умение подать себя на сцене, внутренняя уверенность в себе, умение держать себя на публике. Все мы в этом мире актеры на сцене театра. Просто у каждого из нас своя роль. Поэтому этот навык очень важен.

Ну и, конечно, самое главное – это умение видеть прекрасное вокруг. Балет дает вдохновение к жизни. Во время танца вы находитесь в ощущении какого-то чуда и легкости. Когда вы поднимаете голову, разводите руки в гранд-плие, это совершенно другое ощущение себя самой. Можно начать и в 30 и в 40 лет – неважно. Не нужно бояться. Балет – это соприкосновение с вашим внутренним источником красоты и гармонии. Соприкосновение со своей душой. А душа – она всегда танцует.

Похожие статьи: