ЛИКИ ВСЕЛЕННОЙ

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  2550

Новая картина мироустройства, представленная франко-британскими учеными, допускает полное отсутствие объективной реальности. Согласно этой теории, вселенная являет собой голограмму, сотканную мириадами наших сознаний. Принявшим на веру столь смелую идею становится ясно, как теперь путешествовать по галактике и почему уже почти полвека землян держат в карантине.

Текст: Дмитрий Константинов

Лики вселенной

Существующий ныне биологический вид человека не зря назван Разумным (Homo Sapiens). Этому общительному, прямоходящему и легко внушаемому существу свойственно постоянно отвлекаться от насущных проблем на глобальные размышления о том, куда катится мир и как он вообще устроен. Справедливости ради следует заметить, что взаимоисключающих концепций строения Вселенной в истории человечества было немало. Поначалу они вызывали ожесточенные споры на религиозной почве, нередко доходящие до аутодафе. В несколько более толерантные времена (Париж 1810 года) Наполеон Бонапарт публично высмеял очередную идею вихреобразности Вселенной, растолкованную ему Жоржем Кювье. Знаменитый французский палеонтолог, автор теории катастроф и противник теории эволюции, сам относился к новой модели мироустройства весьма скептически, докладывая о ней своему императору в рамках общего обзора о состоянии национальной науки. Время показало, что оба были не совсем правы.

В июне 1889 года в Сен-Реми, за год до своей смерти, Винсент Ван Гог написал картину «Звездная ночь», признанную впоследствии одним из главных шедевров мирового импрессионизма. В 2004 году примерно такой же пейзаж увидели в телескоп «Хаббл» наблюдатели за вихревыми скоплениями в районе звезды V838 из созвездия Единорога. Вернувшись к детальному изучению картины Ван Гога, ученые пришли к выводу, что неуравновешенный фламандец сознательно или невольно визуализировал на холсте принцип турбулентности, «созвучный» как результатам наблюдения в телескоп, так и докладу Жоржа Кювье во дворце Фонтенбло.

Лики вселенной

ШЛАГБАУМ ЗАКРЫТ

Формирование классической, или атомарной, теории строения Вселенной началось еще в античные времена. В модель мироустройства, состоящую из висящих в пустоте разноудаленных шариков с орбитальными спутниками и без, последовательно вносили свой вклад Демокрит, Коперник, Галилей, Ньютон, Лаплас, Циолковский, а также другие ученые и естествоиспытатели. В достоверности атомистической концепции начали сомневаться лишь в первой четверти ХХ века с появлением теории относительности Альберта Эйнштейна и квантовой механики Макса Планка. Но своей простотой и доступностью классическая теория строения Вселенной более чем устраивала правительства и военно-промышленные комплексы, щедро финансировавшие проекты Сергея Королева и Вернера фон Брауна.

Во второй половине ХХ века человек вышел в открытый космос и ступил на Луну. До колонизации Вселенной, детально описанной в фантастических романах профессиональными астрофизиками Аластером Рейнольдсом и Борисом Стругацким, оставалось совсем недолго. Однако в конце ХХ столетия все программы освоения космоса были синхронно свернуты, за исключением работы орбитальных станций. Такое ощущение, что перед землянами опустили пограничный шлагбаум, а чтобы они не слишком расстраивались, щедро одарили персональными компьютерами, сотовыми телефонами и другими прежде не виданными «игрушками». Кто это сделал – мыслящие существа или тождественная законам природы всемирная энтропия, – выглядит не настолько существенным в сравнении с вопросом «зачем».

Лики вселенной

…Представим себе оживленный коммерческий трафик на маршруте Гибралтар- Кейптаун. Снуют туда-обратно рейсовые торговые и прогулочные суда, в небе пролетают суда воздушные, кто-то незаметно следует своей дорогой в глубоком либо же перископном погружении. В этот на деле упорядоченный хаос перемещений вносят свою лепту рыбы, птицы и земноводные. Вдруг откуда-то с близкого побережья – прежде тихой туземной резервации – стартует допотопная моторка с пиратами, которые тут же начинают всех встреченных на пути «колонизировать», заодно обращая в свою веру атомарного строения Вселенной. Добрую половину обитателей этой Вселенной туземцы различить просто не в силах, поскольку те либо сидят в каютах, либо находятся под водой, либо летят слишком быстро или слишком высоко. Дикари невежественны и заразны, к тому же наносят своим появлением очевидный экологический вред: во-первых, древний двигатель их лодки немилосердно чадит, во-вторых пассажиры трансконтинентальных круизов привыкли отдыхать в это время суток. Ситуация приобретает чрезвычайный характер, посылают за ближайшей военной эскадрой и на внеочередной сессии ООН решают, что делать с «первооткрывателями» – изолировать либо уничтожить. Побеждают гуманистические соображения, и туземная резервация заключается в карантин примерно на 50 земных лет – стандартный срок, за который дикари должны научиться видеть, чувствовать и думать, «как остальное прогрессивное человечество».

Лики вселенной

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И ПУТЕВОДИТЕЛИ: ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

Около шести лет тому назад, когда Сеть еще модно было называть «Всемирной паутиной», там появилась и стала кочевать по разного рода метафизическим ресурсам статья «Вселенная как голограмма» Элли Кристал. В ней 67-летней уроженке Бруклина с дипломом магистра психологии удалось популяризовать прежде узкоизвестную голографическую концепцию строения Мироздания и, что особенно любопытно, обозначить основным механизмом функционирования этой Вселенной принцип квантовой спутанности, который начал широко обсуждаться в мире лишь в последние год-два после первых практических успехов по созданию кубитов (наименьших элементов для хранения информации в квантовом компьютере). Не исключено, что рукой Элли Кристал кто-то «водил» по клавиатуре, как 120 назад – кистью Ван Гога по холсту. Водил торопливо и рассеянно, на что указывает несколько забавных хронологических накладок. В статье ученые Дэвид Бом, Карл Прибрам и Ален Аспе, последовательно развивавшие идею голографического принципа строения Вселенной наряду с исследованиями в области квантовой физики, сосуществуют в одной временной плоскости, полемизируя и комментируя друг друга, притом что один их них (Бом) умер в 1992 году. Возможно, что он умер для всех, кроме Элли Кристал.

Суть голографической модели Вселенной, о которой Дэвид Бом (бывший лаборант Эйнштейна и поклонник индийской философии, в эпоху маккартизма отсидевший год в американской тюрьме за коммунистические взгляды) начал задумываться в 70-х, заключается в том, что мир устроен сложнее, чем мы можем его воспринимать. Мы «видим» элементарные частицы, но не можем понять, чем объясняется такое их «поведение», как способность связанных групп реагировать на воздействия – синхронно и без учета расстояний. Точнее, уже можем, но пока только в теории. Речь идет о принципе квантовой спутанности, освоив который на практике, человечество получит возможность телепортироваться на любые расстояния, предварительно «разобрав» себя на атомы и «собрав» в конечной точке маршрута. Парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена, сформулированный в 1935 году, еще не оперировал понятием квантовой спутанности, но умозрительно доказывал, что ведущие себя таким образом элементарные частицы не всегда поддаются возможности измерения координат, а следовательно, не имеют физической реальности, присутствуя одновременно в прошлом, настоящем и будущем.

Алан Асне и Дэвид Бом

«В 1982 году в Парижском университете исследовательская группа под руководством физика Алена Аспе провела эксперимент, который может оказаться одним из самых значительных в ХХ веке, – пишет Элли Кристал. – Аспе и его группа обнаружили, что в определенных условиях элементарные частицы, например электроны, способны мгновенно сообщаться друг с другом независимо от расстояния между ними. Hе имеет значения, 10 футов между ними или 10 миллиардов миль. Каким-то образом каждая частица всегда знает, что делает другая. Проблема этого открытия заключается в том, что оно нарушает постулат Эйнштейна о предельной скорости распространения взаимодействия, равной скорости света. Физик Дэвид Бом посчитал, что из открытия Аспе следует вот что: объективной реальности не существует, и, несмотря на ее очевидную плотность, Вселенная в своей основе – фантазм, гигантская, роскошно детализированная голограмма».

Лики вселенной«Сейчас мы можем говорить о двух квантовых революциях, – считает сам Алан Аспе. – Первая началась в 20-х годах и рассматривала элементарную частицу с точки зрения корпускулярно-волновой теории вещества. Вторая, которая пока не свершилась, рассматривает уже взаимодействие двух частиц в состоянии квантовой спутанности. На понимании первой революции базировались такие важные открытия ХХ века, как транзисторы и лазеры. Их не изобрели случайно где-нибудь в гараже в Калифорнии. Транзистор и лазер разрабатывались великими учеными, уже получившими свои Нобелевские премии за понимание квантовой механики. Открытия на базе понимания II квантовой революции нас еще ждут».

Созданная лазером трехмерная голограмма при разделении надвое сохраняет информацию обо всем объекте в каждой половинке. Можно делить голограмму дальше до бесконечности – и также все уменьшающиеся частицы будут воспроизводить полную картину. Именно этот принцип «неделимого целого» лежит в основе строения всех объектов во Вселенной, полагали как Дэвид Бом, так и его последователь, американский нейрофизиолог Карл Прибрам, подошедший к проблеме со стороны исследований человеческого мозга. Он доказал, что содержащийся в наших головах объем информации не зависит от количества серого вещества и может быть воспроизведен любой частицей мозга, причем избирательно и по ключевым признакам.

Результаты опытов в нейрофизиологии также позволяют считать, что мозг в ряде случаев способен воспроизводить информацию, словно бы подключаясь к некоей «библиотеке». Так, эксперименты с ЛСД в середине прошлого века, о которых упоминает в своей статье мадам Кристал, «возвращали» подопытных в глубокое прошлое, в эпоху динозавров, осуществляя глубокое погружение то ли в собственную генетическую память, то ли в чужую. Общие принципы, наблюдаемые сегодня в функционировании человеческого мозга и Большого космоса, вероятно, служат наиболее веским доказательством идеи о голографичности Вселенной.

«Частицы – не отдельные «части», но грани более глубокого единства, которое в конечном итоге невидимо, – пишет Элли Кристал. – И, поскольку все в физической реальности состоит из этих «фантомов», наблюдаемая нами Вселенная сама по себе есть проекция, голограмма. Вдобавок к ее «фантомности» такая Вселенная может обладать и другими удивительными свойствами. Если очевидная разделенность частиц – это иллюзия, значит, на более глубоком уровне все предметы в мире могут быть бесконечно взаимосвязаны. Электроны в атомах углерода в нашем мозгу связаны с электронами каждого плывущего лосося, каждого бьющегося сердца, каждой мерцающей звезды».

Звездные войны

Статус квантовой физики в этом году поднялся еще на одну ступень – о ней заговорили в формате Международного экономического форума. Мне повезло быть в это время в Санкт-Петербурге и посетить выступление на Форуме того самого академика Алена Аспе, на чей эксперимент 1982 года ссылается в концепции построения голографической Вселенной Элли Кристал. Признавая сложность постижения квантовой физики в проекции на существующую модель мироздания, мэтр допустил, что человечество стоит на пороге Вселенной и ждет, пока ему откроют дверь.

Не все, но многие сейчас понимают, что с твердотопливным ракетным двигателем представителей вида Homo Sapiens туда больше не пустят. Придется «разоблачаться» на столь любимые человечеством атомы и восстанавливаться в конечной точке перемещения по каналу квантовой телепортации. Похоже, что такая рамка-детектор вскоре будет создана – как в интересах безопасности всего остального мира, так и в интересах визитеров с планеты Земля.

Говоря о карантине, мы забываем, что обычно он носит двухсторонний характер. Так, познание теории голографической Вселенной на части человечества (если не на всем) может сказаться негативно. Если до сего времени основным способом научного познания было и остается препарирование (в самом широком смысле слова), то что делать с объектом, который остается «матрицей всего» при полном измельчении? Здесь кроется опасность как отказа от самого метода научного познания, так и от прогресса в целом – зачем изучать и менять этот мир, когда он создан нашим сознанием, то есть уже осмыслен и неизменен? И еще один момент, видимо, не до конца осознанный мадам Кристал: если уже два «собеседника» в одной голове считаются признаком шизофрении, то как скажется на человеческом здоровье ощущение в ней (голове) еще и каждого плывущего лосося?

Лики вселенной

Упомянутый в качестве рецензента теорий мироустройства гражданин первый консул Наполеон Бонапарт в 1797 году задал Пьеру Лапласу до сих пор не утративший актуальности вопрос: а где в ваших «небесных механиках» место Богу? Если первому космонавту Юрию Гагарину приписывают фразу «В космосе был, Бога не видел», то квантовый гуру Ален Аспе считает, что не все так однозначно.

«Я 40 лет занимаюсь квантовой физикой, но и сам до конца не понимаю ее загадок и перспектив, – признался мэтр журналистам в Санкт-Петербурге. – В настоящее время наши исследования позволили улучшить человеческий слух и повысить ресурс тепловых двигателей. Сейчас мы «пробуриваемся» в фундаментальную математику – на ней базируется существующая реальность. Сравнительно недолго нам осталось до создания универсального квантового компьютера – подобия Вселенской Управляющей Матрицы. Это вопрос инвестиций. Шаг за шагом человечество совершенствует свое понимание и осознание того многообразия волн, состояний и частиц, из которого в действительности состоит Вселенная. Уверен, что там найдется место и Матрице, и Богу, и даже Элону Маску, который, откровенно говоря, хороший продюсер, но плохой физик. На самом деле Вселенная это одновременно и Бог, и Матрица. Человечество буквально в шаге от постижения этой идеи».

Похожие статьи: