Franck Muller – СЕКРЕТЫ СТРАНЫ ЧАСОВ

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  2696

Franck Muller – это выдающийся, если не сказать гениальный часовой бренд среди всех, появившихся в конце прошлого века. Его можно любить или ненавидеть, как разные периоды творчества Пикассо. Но коллекционировать, безусловно, стоит.

Текст: Лиза Эпифанова

V45 T Gravity CS Yachting

Franck Muller

Гений сложности

В прошлом году мануфактура Watchland, открытая Franck Muller на вилле Жанто неподалеку от Женевы, отметила свое 25-летие. За эту относительно короткую по часовым меркам историю компания пережила столько, что многим хватит на столетия и толстую книгу. Безумный восторг в 90-х, когда именно часы Franck Muller стали символом высокого статуса и образцом реально сложной механики. Нападки «пуристов», утверждавших, что Франк Мюллер подрывает основы часового искусства. Ряд невероятных концептов, полностью изменивших представление о возможностях традиционной механики. Полосы затишья, когда многие решали, что время Franck Muller прошло. И триумфальные возвращения с новыми рекордными концептами и сумасшедшими идеями. Ничего не напоминает? Так можно было бы описать биографию любого великого художника.

Факт в том, что именно Франк Мюллер своим примером научил дерзких молодых мастеров делать то, что сегодня украшает все часовые журналы и блоги. А в начале 90-х он был такой один. Амбициозный мастер с традиционной карьерой: часовая школа в Женеве, несколько лет, проведенных в реставрационной мастерской, известность в качестве специалиста по самым сложным часам Patek Philippe, наконец, первые собственные наручные часы с турбийоном, созданные в 1984 году. И так бы он и пошел по скромному пути мастера-кабинотье, одиноко сидящего в своем горном ателье, если бы в 1991 году не встретил предпринимателя Вартана Сирмейкеса, который увидел в его идеях огромный потенциал.

Причем идеи эти касались не только самой механики, но и дизайна. Самое первое изобретение, сразу же принесшее славу бренду Franck Muller, – это знаменитый корпус Cintree Curveux в форме изогнутой «бочки», дополненный циферблатом с характерной эффектной разметкой. Уже тогда Франк Мюллер поразил всех (а кого-то и возмутил), рассказав, что, создавая часы, он ориентируется не на механизм, а на дизайн. То есть вначале придумывает, как они должны выглядеть, и только потом проектирует механизм с соответствующими функциями и индикаторами.

Galet

Это сейчас любой инженер на швейцарской мануфактуре, начиная работу над новой моделью, сразу же создает ее 3D-макет в специальной программе. А четверть века назад надо было обладать собственным трехмерным воображением.

Впрочем, с усложнениями у Franck Muller с самого начала был полный порядок. Уже в 1993 году, через год после открытия мануфактуры Watchland, бренд представил первую абсолютную мировую премьеру – часы с минутным репетиром, вечным календарем и сплит-хронографом, а также термометром, показывающим температуру внутри корпуса. С тех пор регулярная презентация именно «мировых премьер» стала фирменным стилем Franck Muller. Поклонники постоянно ждали от мастера чего-то невиданного, и мастер не разочаровывал.

Вскоре Мюллер доказал, что он не просто гуру сложных часов, но и настоящий мастер их красивой презентации. Последнее относится не только к дизайну, но и к тому, как Franck Muller представляет публике свои новые модели. В компании уверены, что уникальные часы достойны специально организованной премьеры. Поэтому в 1998 году Franck Muller отказался от участия в женевском часовом салоне SIHH и стал устраивать собственный показ на вилле Жанто, назвав выставку без ложной скромности World Presentation of Haute Horlogerie (WPHH).

Franck Muller

Вечность и гравитация

Начало нового тысячелетия бренд Franck Muller встретил не просто новыми премьерами, а настоящими мировыми рекордами. Одна за другой последовали модели, выводящие границы часовой механики за рамки традиционной плоскости: «парящий» Tourbillon Imperial, двухосный Tourbillon Revolution 2, наконец, трехосный Tourbillon Revolution 3… Надо сказать, что еще в 2002 году, когда сам Франк Мюллер постепенно стал отходить от непосредственного конструирования механизмов, отдел исследований и разработок мануфактуры Watchland возглавил 67-летний Пьер-Мишель Голэ. Несмотря на столь почтенный возраст, это был опытнейший инженер, в послужном списке которого значились часы для Patek Philippe и Audemars Piguet, и он с невероятным воодушевлением и азартом взялся за работу над серией новых сверхсложных механизмов. Результатом стала представленная в 2009 году и до сих пор непревзойденная премьера Aeternitas Mega 4 – самых сложных наручных часов из когда-либо созданных человеком. На этот раз корпус Cintree Curveux собрал в себе 36 усложнений, включая «парящий» турбийон, сплит-хронограф, вестминстерский карийон и вечный календарь, который не потребует корректировки даже в 2100 году, когда придется вручную переводить большинство классических «вечников». Впрочем, даже после этого Franck Muller не стал почивать на лаврах, продолжая атаковать границы реальности. Были представлены рекордный по размерам Giga Tourbillon и сверхбыстрый Tourbillon Rapide, совершающий оборот за 5 секунд.

А в 2014 году и в дизайне Franck Muller произошла знаковая революция: на смену слегка устаревшим формам Cintree Curveux в качестве флагмана пришла новая концепция Vanguard – более спортивная и динамичная интерпретация «бочки» с активным использованием современных материалов, таких как титан и карбон.

Именно в Vanguard год спустя был представлен совершенно новый турбийон от Franck Muller – Gravity. Главную инновацию Vanguard Gravity можно рассмотреть без лупы: 21,2 мм на площади циферблата занимает окно трехосного турбийона, в котором помещен баланс диаметром 14 мм. Запаса механизма хватает на 5 дней работы этого монстра, благодаря тому, что Х-образная каретка турбийона изготовлена из легкого алюминия, кроме того, имеет не квадратный профиль, а в форме эллипса, что также способствует снижению массы. К тому же приятный бонус – алюминий невосприимчив к магнитному воздействию.

Franck Muller

Новая стихия

Неудивительно, что большинство премьер, представленных на салоне WPHH на вилле Жанто в 2018 году, так или иначе «вращались» вокруг концепции Gravity. Весьма оригинальное прочтение этот космический турбийон обрел в модели Vanguard Yachting Gravity Skeleton, вдохновленной морской стихией. Здесь сам механизм часов удивительным образом напоминает систему мачт и шкотов. От окна турбийона конструкторы решили отказаться совсем. Теперь гигантская каретка в форме ярко-синей Розы ветров парит прямо посредине сапфирового циферблата в обрамлении открытой колесной передачи и огромного заводного барабана, обеспечивающего 5-дневный запас хода.

Этот же самый механизм приобретает совсем иной вид в модели Endurance Tourbillon Gravity – еще одной новой коллекции Franck Muller, представляющей классические корпуса круглой формы с актуальным сочетанием белого золота и каучука. Строгий полированный круг безеля словно высвечивает софитом красоту конструкции калибра Tourbillon Gravity – одного из самых эффектных современных турбийонов, которым, к слову, могут наслаждаться и представительницы прекрасной половины человечества. В коллекции этого года революционный механизм украшает собой также и женскую модель Vanguard Lady Gravity. В ней панорамное окно турбийона окружено изысканно гильошированным циферблатом с разметкой нежного лавандового оттенка.

Ценители традиционной сложной механики также найдут массу интересного в премьере Vanguard Tourbillon Minute Repeater, в которой легендарный «парящий» турбийон Mega находится в центре полностью открытого механизма, позволяющего не только слушать, но и в деталях рассмотреть работу минутного репетира. Кроме того, гонги, вынесенные на верхнюю часть платины и закрепленные на сапфировом стекле, позволяют сделать звучание чистым и громким.

Vanguard World Timer GMT

А деловые люди, которым приходится много путешествовать, оценят два практичных пополнения линии Vanguard – знаменитый механизм Master Banker с индикацией второго часового пояса и World Timer GMT, в центре циферблата которого разместились кольцо городов, отмечающих 24 часовые зоны планеты, и дополнительный индикатор времени суток.

Наконец, дизайн Vanguard, как оказывается, идеально подходит и для изысканного украшения. В дамской версии Vanguard Heart Skeleton золотая рама безеля поддерживает скелетонизированный механизм – без турбийона, зато с мостами, филигранно вырезанными в форме сердец.

Но Franck Muller не был бы собой, если бы в этом году снова не смог всех удивить, представив совершенно неожиданную «мировую премьеру». По словам нового генерального директора мануфактуры Николя Рудаза, основной темой изысканий инженеров для коллекции 2018 года стала морская стихия. Наряду с Vanguard Yachting Gravity Skeleton и не менее эффектным скелетоном без турбийона Vanguard S6 Yachting гости виллы Жанто первыми смогли увидеть настоящие дайверские модели Franck Muller: выполненный в винтажном стиле Master Diver и абсолютную новинку – Scafander, первые водонепроницаемые часы в корпусе Vanguard. Главная сложность, с которой столкнулись создатели этой модели, заключалась в интеграции круглого кольца с разметкой погружения в «бочку» корпуса. В результате задачу решили весьма оригинально. Само дайверское кольцо было помещено под стекло в центр циферблата, а оперировать им можно с помощью кнопок с левой стороны корпуса. После установки кольца кнопки можно заблокировать, чтобы избежать случайного сбоя показаний. Часовая же разметка была перенесена на внешний керамический безель. Водонепроницаемость этой модели составляет 100 метров, и, как заверяют все, кто надевал Scafander, это одни из самых удобных в мире дайверских часов как раз благодаря анатомической форме корпуса. Ведь Franck Muller ничего не делает наполовину

Похожие статьи: