Выбор цивилизации

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  3161

Небоскребы дубая Небоскребы дубая

МОСТ-ВОКЗАЛ В НЕАПОЛЕ, РЕКРЕАЦИОННЫЙ ХОЛМ В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ, ВЫСОЧАЙШИЙ В МИРЕ НЕБОСКРЕБ В ДУБАЕ (НОВЫЙ!) И ЦЕЛЫЙ ГОРОД-СИМУЛЯТОР MARS SCIENTIFIC CITY В ПУСТЫНЕ ПО СОСЕДСТВУ – ЭТИ И ДРУГИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ РЕШЕНИЯ КОМУ-ТО ПОНРАВЯТСЯ, А КОМУ-ТО НЕТ. НО В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ОНИ УБЕДИТЕЛЬНО ДОКАЗЫВАЮТ, ЧТО СЕГОДНЯ АРХИТЕКТУРА МОДЕЛИРУЕТ НОВУЮ ФОРМУ НАШЕГО БЫТИЯ.

Эпоха вертикалей

Сегодня, когда с внедрением Интернета и цифрового телевидения высотки утратили свою благую роль супер-антенн, их строительство уже не является чем-то обязательным. Если в конце ХХ века фантасты предрекали высотным зданиям функцию убежища от «убитой» экологии, как в фильме «Пятый элемент», то сейчас, после подписания странами Киотского протокола и Парижского соглашения, это уже не настолько актуально. И все мы вправе задаться вопросом: останется ли наше время единственной эпохой высотной архитектуры, или она шагнет дальше? Современные тенденции развития градостроения на Востоке отвечают на этот вопрос однозначно: нет, не останется; да, шагнет.

Новое высотное здание, строящееся на берегу залива Дубай Крик, будет на 100 метров выше прежнего мирового лидера, 828-метровой башни Бурж Халифа. И эта новая высотка Dubai Creek Tower, о строительстве которой объявил в апреле этого года девелопер Emaar Properties, также должна быть обитаемой – еще одним вертикальным Городом Солнца.

Проект испанского архитектора, инженера и скульптора Сантьяго Калатравы предусматривает в новой 928-метровой высотке Dubai Creek Tower 679 млн кв. м жилой площади, 851 млн офисного пространства и 11,6 млн торговых площадей.

Здесь также разместятся 22 отеля в общей сложности на 4400 номеров, висячие сады и вращающиеся рестораны с обзором 360°. Как считает председатель правления Emaar Properties Мохаммед Алаббар, вместимость новой башни и ее стилобата превысит возможности крупнейшего на сегодняшний день в мире торгово-развлекательного комплекса The Dubai Mall и подарит горожанам и туристам новое пространство для увлекательного времяпрепровождения – на этот раз выстроенное по вертикали.

Строительство Dubai Creek Tower при участии сразу трех компаний-подрядчиков планируется завершить к 2019 году, а открытие - к форуму Dubai Expo 2020. Если проектный график будет выдержан, башня на набережной Дубай Крик станет высочайшим зданием в мире – до тех пор, пока не закончится строительство километровой высотки Jeddah Tower в Саудовской Аравии. Искушенные в вопросах архитектуры наблюдатели сейчас делают ставки, кто успеет раньше.

Вокзал-мостРеки и мосты

Новое в архитектуре – это не только и не столько гонка за высотой, но и поиски новых технологий и смыслов. И именно этим прекрасны поиски студии Захи Хадид. В июне этого года в 12 км от Неаполя открылся вокзал скоростного железнодорожного сообщения по проекту Zaha Hadid Architects. Настолько динамичный в визуальном восприятии горизонтальный архитектурный проект еще не удавалось создать никому. Вокзал, он же мост через восемь железнодорожных линий, со стороны кажется переползающей крепостную стену и неостановимой в силу весовой категории 400-метровой рептилией, либо же волной, преодолевшей гидротехнические укрепления землян, что в современной японской мифологии примерно однозначно.

Проект вокзала-моста в Афраголе площадью 40 тыс. кв. м был задуман Захой Хадид еще в 2003 году. Синусоидальной формы четырехуровневое железобетонное строение оснащено стеклянной крышей площадью 5000 кв. м, усиливающей соляризацию анфиладных помещений, а следовательно, комфортность пребывания и перемещения в них пассажиров. Здесь нет ни одной вертикальной стены, что также позволяет почувствовать себя не просто туристом, но участником грандиозного футуристического спектакля, в который оказываешься вовлечен еще на подъезде, наблюдая из окна экспресса неожиданный калейдоскоп форм и плоскостей. Инфраструктура комплекса при выходе на проектную мощность позволит принимать свыше 200 поездов ежедневно.

Вокзал-мост

Вокзал работает как мост не просто в буквальном смысле этого слова. Захе Хадид удалось выстроить символический мост между железнодорожными эпохами. Если в XIX веке вокзалы были самыми модными и стильными местами в городе, в них назначали свидания и деловые встречи, – то в следующем столетии они уже превратились едва ли не в муниципальные помойки. Но в XXI веке все должно стать иначе. Билетная стойка выглядит так, словно здесь тебе предложат не плацкарт до Сиены, а рейс к Альфе Центавра. При желании можно увидеть в новом вокзале еще и небоскреб, растаявший и опавший, словно свеча на так и не доеденном юбилейном торте. Вероятно, любой архитектор в мире позавидовал бы столь символичному памятнику, который сподобились поставить Захе Хадид чуткие к прекрасному итальянцы.

музей современного африканского искусства Zeitz MOCAA

Спонтанно и сакрально

В сентябре в Кейптауне на территории порта открылся музей современного африканского искусства Zeitz MOCAA. Он размещен на территории культурно-развлекательного комплекса Victoria & Alfred Waterfront в здании бывшего элеватора. Здесь на площади 9500 кв. м представлены экспонаты коллекции Йохена Цайца, бывшего исполнительного директора марки Puma. Кроме выставочных залов здесь также есть Институт костюма, Центр фотографии, художественная школа и всевозможные офисы для людей, так или иначе связанных с искусством. В фокус внимания исследователей и ценителей мировой архитектуры этот проект стоимостью 30 млн крюгеррендов попал главным образом из-за своего атриума. Византийские купола, готические своды и апсиды, барочные порталы и ампирные колонны – эти и другие элементы в интерьере культовых сооружений, наряду с органной музыкой Баха, веками служили прихожанам своего рода «точкой сборки», помогая сосредоточиться, очистить помыслы от суетного и воспарить духом. Но ничто не вечно, в том числе и архитектурные стили.

Вышла ли такая трансформация музея в возможно будущий новый храм Кейптауна сознательной либо случайной – достаточно сложный вопрос. Британский архитектор и дизайнер Томас Хизервик, который как-то признался в интервью, что больше всего боится формирования собственного уникального стиля, шесть лет назад уже «причастился» церковной архитектурой, реконструировав аббатство в Кроули, Сассекс.

Брак по Конфуцию

Имеющее в анамнезе музей Mercedes-Benz в Штутгарте и «Дом Мебиуса» под Хилверсумом, голландское архитектурное бюро UNStudio спроектировало в деловом центре Ханчжоу комплекс из двух 250-метровых высотных зданий, объединенных общим стилобатом. Сложная геометрия фасадов и ориентация по линии восток-запад позволяет взять от солнца максимум дневного освещения. Шесть уровней стилобата наполняют магазины, рестораны и все остальные необходимые элементы городской инфраструктуры. В высотках располагаются офисы класса А, фешенебельные квартиры и отель Conrad.

Бионические формы обоих зданий делают сталь, стекло и бетон человечней и загадочней, как и в свое время архитектура модерна. Великое множество сложных ракурсов позволяет воспринимать комплекс с разных точек по-иному и каждый раз с новой гаммой ощущений и переживаний. Видимо, неслучайно одно из множества помещений стилобата занимает Дворец бракосочетаний.

Две башни, стройные, но уже слегка оплывшие в силу архитектурных фантазий ван Беркеля и Бос, чем-то неуловимо напоминают супружескую пару после долгих лет совместной жизни. С определенных ракурсов кажется, что строения слегка «корежит» друг от друга. Но стоит отойти на шаг или ступить под зеркальные своды атриума с небольшим озером посередине – и с этой точки уже видишь, как гармонична композиция высоток (тех же инь и янь), как ощутимо между ними притяжение, сколь много в них общего.

From Russia with loveFrom Russia with love

Открывшийся этой осенью в центре Москвы парк «Зарядье» получил неоднозначную оценку экспертов. За проект в свое время сражались многие архитектурные бюро, в том числе «Норман Фостер и партнеры». В итоге карт-бланш получила нью-йоркская проектная компания Diller Scofidio + Renfro, которой удалось синтезировать в зоне шаговой доступности от Кремля главный бонус городов российских – простор и свободу восприятия. Москва и ранее шокировала контрастом высотной застройки и гигантских по-имперски пустых площадей. Теперь к этому добавился величественный холм общей площадью 13 га, с вершины которого горожане и туристы могут обозревать панораму города фактически с высоты птичьего полета и совершенно бесплатно, поскольку этот вид предоставляла ранее лишь пара высотных ресторанов. Отдельного внимания заслуживает завершение туристского маршрута – пройдя подземным ходом под набережной, оказываешься в фудкорте на уровне зеркала Москвы-реки, где за столиком созерцаешь оживленный трафик прогулочных корабликов.

Дом поклоненияМировой свет

Девятым Домом поклонения Бахаи – монотеистической религии, основанной в XIX веке иранским мирзой Хусейном Али-иль-Нури, назвавшим себя Бахаулой, – стал стеклянно-мраморный храм в Сантьяго де Чили, построенный по проекту канадского архитектора Сиамака Харири (студия Hariri Pontarini Architects). Бахаизм признает объединение существующих религиозных конфессий в одну общую веру, не видящую различий между нациями, полами и возрастами. Интересно, что все бахайские храмы (по-персидски они именуются Машрикуль-Азкар) выстроены в разных архитектурных стилях, но объединены общей концепцией. В храме девять входов, символизирующих девять разных конфессий. Входящие в Дом поклонения встречаются в центральной зоне медитации, где созерцают Окулос – особое окно в наивысшей точке купола, дарящее мудрость и просветление.

Дом поклонения, который Сиамак Харири поставил над Сантьяго в предгорьях Анд, кажется бутоном 30-метрового цветка, чьи лепестки также при желании можно принять за девять сложенных птичьих крыльев. Крылья-лепестки полупрозрачны – просвечивающий сквозь их алебастровые пластины стальной каркас напоминает взгляд на солнце сквозь осенний лист, витражи готических соборов, праздничные китайские фонарики. Внутри храм отделан португальским мрамором, мебель из древесины грецкого ореха обтянута кожей. Всего в этом «Доме света», как называет свое необычное здание Сиамак Харири, могут разместиться 600 прихожан. Еще в начале строительства, в 2007 году, Дом поклонения Бахаи получил престижную премию «Прогрессивная архитектура» как одно из восьми лучших зданий мира.

Mars Scientific CityБилд-коучинг

В сентябре вице-президент и премьер-министр ОАЭ и правитель Дубая шейх Мухаммед бин Рашид Аль Мактум официально анонсировал строительство Mars Scientific City. Новый город под куполом площадью 300 тыс. кв. м архитектора Бьярке Ингельсона (его бюро BIG проектировало в Эмиратах инфраструктуру трассы HyperLoop) должен стать тренировочной базой для подготовки колонистов в рамках государственного проекта освоения Марса. Этот проект предусматривает создание первого поселения землян на Красной планете в течение ближайших 100 лет, ну а пока оно не построено, будущие экипажи станут привыкать к новым условиям в городе-симуляторе, расположенном в пустыне недалеко от Дубая.

На строительство Mars Scientific City выделено 136 млн долларов. В городе под куполом будут размещены научно-исследовательские лаборатории, жилые строения и мощности по производству воды, продуктов питания и утилизации отходов. Здесь также планируется разместить музей мировых космических достижений – как и все здания научного городка, он будет построен способом 3D–печати из песка под ногами. Первая команда колонистов будет жить здесь год, готовясь и привыкая к условиям будущей экспедиции.

Полностью замкнутый цикл жизнеобеспечения должен функционировать в климатических условиях, полностью имитирующих марсианские. Опыт создания атмосферных куполов на островах архипелага The World уже позволяет это осуществить.

Это тот редкий случай, когда идею можно оценивать еще до ее воплощения – настолько она грандиозна. Отметим, что дома-симуляторы, города-тренажеры и обучающие острова сейчас особенно востребованы цивилизацией.

К примеру, создание буферных муниципальных образований «под куполом» (причем не только на Земле, но и на орбите, а то и подальше) сегодня во многом помогло бы решить проблему миграций. Конечно же, в пенитенциарном смысле – такие исследования на добровольной основе помогли бы избежать потенциальных проблем внедрения человека в новую среду обитания, сделав его более комфортным и безопасным с любой стороны. И неважно, идет ли речь о марсианских либо лунных колонистах, сибирских вахтовиках, экстремальных альпинистах или трудных подростках (остров непослушания) – всеобъемлющее тестирование при моделировании новых климатических и социальных условий может сделать для человечества очень много. Возможно, даже застраховать страны и народы от генетической усталости, которая, что вполне возможно, остановила развитие не одной земной цивилизации в далеком прошлом.

Mars Scientific City

Оценивать новые, как и любые архитектурные решения, преимущественно по вызываемым ими сиюминутным ощущениям далеко не всегда правильно. Даже автомобильный дизайн, порой вызывающий у нас отторжение своей чрезмерной футуристичностью, со временем начинает казаться оптимальным. При сегодняшнем развитии технологий фраза Ле Корбюзье «Каждая секунда диктует свой стиль, наши глаза, к сожалению, не успевают это различать», приобретает особую актуальность, но ведь архитектура в данном масштабе – это даже не минутная, а часовая стрелка на курантах Истории. Что скажут специалисты, давно и успешно практикующие архитекторы об этом предлагаемом дефиле объектов уходящего года?

Архитектурные проекты со всеми своими тоннами (сейчас уже терабайтами) чертежей, годами согласований и строительства, неподвластны мгновенной и дилетантской оценке. Исключение составляет лишь случай, когда удается создать что-то по-настоящему ошеломительное – тогда автор и зритель действительно говорят на одном языке. Архитектура всегда опирается на две основы: традиции и новые технологии. Традиции – утилитарны и понятны, технологии – позволяют заглянуть в будущее уже сейчас. Фантастическая архитектура последних десятилетий, частично отраженная в этой статье, возможно лишь заставит задуматься в целом о том направлении движения, которое выбирает человечество.

Текст: Дмитрий Константинов

Похожие статьи: