MODERN ART КОШМАР ВИЗУАЛИСТА

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  1013

Современное искусство

ПОРОЙ КАЖЕТСЯ, ТО, ЧТО СОЗДАЕТСЯ СЕГОДНЯ В МИРЕ ИСКУССТВА, НАСТОЛЬКО СЛОЖНО ВОСПРИНЯТЬ, А ТЕМ БОЛЕЕ ОЦЕНИТЬ, ЧТО МЫ ДАЖЕ НЕ УТРУЖДАЕМ СЕБЯ СДЕЛАТЬ ПОПЫТКУ. ПОЧИТАТЕЛЬ КЛАССИЧЕСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В РАСТЕРЯННОСТИ ОТ НОВЫХ «ШЕДЕВРОВ» И В ШОКЕ ОТ БАСНОСЛОВНЫХ СУММ, КОТОРЫЕ ПРЕДЛАГАЮТ ЗАПЛАТИТЬ ЗА «ПРОТУХШУЮ ТУШУ АКУЛЫ» ДЭМЬЕНА ХЕРСТА ИЛИ «НАДУВНОГО КРОЛИКА» ДЖЕФФА КУНСА. ПОПРОБУЕМ РАЗОБРАТЬСЯ.

Аведь современное искусство намного понятнее, ближе и роднее. Необходимо лишь понять, каким законам оно подчиняется. При желании вы с легкостью подберете ключ к потайной дверце, ведущей в мир современного искусства, и раскодируете самый непонятный арт-объект. Вы увидите, что созданные за последние десятилетия произведения не так уж далеко ушли от тех, что были представлены на суд зрителей 100 лет назад. Ведь зачастую именно прошлое и объясняет происходящее.

Современное искусство пугает, озадачивает, провоцирует, интригует, вызывает любопытство, призывает к размышлению, удовлетворяет и, наконец, восхищает. Вот тот путь, который надо пройти, чтобы добраться до вершины «горы» под названием современное искусство. Нужно иметь желание и определенную храбрость, чтобы отправиться в дорогу, при этом предварительная подготовка поможет быстрее преодолеть дистанцию. Восхождение не из легких: замешательство, неопределенность, а порой и отвращение – верные попутчики путешественника. Велик соблазн вернуться обратно (что многие и делают). Но того, кто пройдет хотя бы полпути, ждет своего рода вознаграждение – смена попутчиков: теперь любопытство и удовлетворение шагают рядом, а на вершине ожидает восторг. Произведение современного искусства может быть понятно сразу, а может потребоваться время на сбор информации, чтение первоисточников, расспросы, раздумья и обсуждения.

58dcdb8bf404a.jpg

Нет такого профессионала, любителя или ценителя современного искусства, которому бы нравились абсолютно все произведения. Но протяжении всей истории искусства современники хвалили одних и ругали других. Кто-то был всеобщим любимцем, а кого-то ненавидели. По прошествии времени одни были преданы забвению, другие же вошли в историю. С современным искусством дела обстоят сложнее, поскольку испытание временем еще не пройдено. В этом случае приходится полагаться на мнение профессионалов и прислушиваться к собственным эмоциям. Мы делаем собственные выводы: арт-объект либо достоин места в музее, либо нет.

Отсюда вытекает и другой сценарий, прямо противоположный первому. Современное искусство пугает, озадачивает, провоцирует, интригует, вызывает любопытство, призывает к размышлению, не удовлетворяет и отталкивает. Путешественник отправляется в горы в надежде насладиться видом, а тот оказывается посредственным и не вызывает эмоций.

И зачем было вообще отправляться в путь? Однако подобные походы – эта всегда хорошая тренировка для всего тела: развивается выносливость, повышается тонус. Проецируя эту мысль на современное искусство, мы получаем знания, расширение кругозора, интенсивную рефлексию, оказывающую порой терапевтическое действие, а также участвуем в интеллектуальной игре.

58dcdb45d506f.jpg

Современное искусство

С современным искусством связывают период в истории искусства, который начался в 60-70-х годах прошлого века и продолжается по сей день. Творцы нового все дальше и дальше уходят от канонов прошлого, само понятие искусства расширилось: появились инсталляции, перформансы, лэнд-арт, видеоарт.

Чтобы все это понять, нужно знать правила игры, которые до эпохи романтизма в первой половине XIX века были неизменными. Романтики совершили хоть и маленькую, но революцию, последствия которой ощущаются и по сей день. С тех пор правила игры меняются постоянно.

Слово «игра» далеко не случайно. Многие художники именно так и воспринимают свои произведения. Посудите сами: разве можно серьезно относиться к работе Пьеро Мандзони «Дерьмо художника», созданной им еще в 1961 году? Консервные банки с такой надписью были созданы им в качестве насмешки над обществом, которое, разучившись думать, берет все, что ему подсовывают. «Разве это искусство?» – спросите вы. Однако то, что называют искусством сегодня, часто не предназначено для «декорирования» спальни или гостиной, поэтому гоните от себя мысль «я бы такое у себя не повесил(а)».

Современное искусство, особенно концептуальное, не волнуют вопросы красоты, эстетического наслаждения, мастерства и сложности исполнения. Сейчас важнее всего идея, замысел, концепция. Философские рассуждения, личные переживания, реакция на события – вот неполный список того, что хочет донести до нас автор. Находясь перед экспонатом в музее современного искусства, задайте себе вопрос: нравится ли мне мысль, заложенная в этом произведении? То есть нравиться вам должно не само произведение, а то, что оно олицетворяет. Это, разумеется, сложнее, чем пейзаж Шишкина или портрет Ренуара, но при определенной тренировке вы получите удовольствие от подобных интеллектуальных игр с неодушевленным (а может, и одушевленным) предметом.

Современное искусство

Произведением искусства может быть что угодно, любой объект, созданный или «подобранный» художником («readymade») и объявленный им таковым. Эта мысль, высказанная Марселем Дюшаном 100 лет назад, в наше время актуальна как никогда. Его «Фонтан» был создан для выставки Общества независимых художников в 1917 году, хотя слово «создан» здесь не вполне уместно. Автор купил в магазине сантехники писсуар, поставил на нем подпись и выставил в другом ракурсе. Итак, предмет – рэди-мейд, вырванный из своего контекста, – с легкой подачи Дюшана стал называться произведением искусства. Хотя сам Дюшан говорил об антиискусстве. Концептуальное искусство, рожденное в 60-х, многим обязано именно этому эксцентричному французу, совершившему настоящую революцию. Последующие поколения пошли дальше и включили в понятие искусства также действо, игру, юмор, жест. Яркое тому подтверждение – перформанс «Свет включается и выключается» Мартина Крига, получивший в 2001 году престижную премию Тернера в области искусства. Художник стоял у отведенного ему зала в музее, включая и выключая свет.

Кажется, чтобы быть современным художником, навыки рисования и живописи не нужны, ведь идея, заложенная в произведении, важнее ее внешней схожести с реальным объектом. Тем не менее очень многие современные творцы посещали художественные школы, учились у признанных мастеров, при этом находясь в поиске собственного стиля. Именно ему художник порой обязан уходу от классической живописи.

Рассматривать любое произведение необходимо в контексте того времени, когда оно создавалось. Вспомните «Олимпию» Эдуарда Мане. Она завораживает, восхищает, манит. А вот на Парижском салоне 1865 года ей была отведена другая роль: показать, до чего докатилось современное искусство, насколько оно стало вульгарным и циничным. Картина спровоцировала настоящий скандал. К ней приставили охранников и расположили довольно высоко, чтобы публика не смогла до нее доплюнуть, ударить тростью или зонтиком. Знатоки живописи отмечали плоскость изображения фигур. Пройдет каких-то пару десятков лет – и упрощение форм и образов станет неотъемлемой частью нового живописного языка и визитной карточкой многих художников Запада. Дэмьен Херст очень точно подметил: «Люди, которые ругают современное искусство, забывают, что любое искусство когда-то было современным».

Современное искусство

Нам отчасти повезло, ведь, изучая современное искусство, мы имеем возможность обращаться к первоисточникам. Художники XX и XXI веков с удовольствием подкрепляют свои произведения манифестами, декларациями, статьями. Благодаря теоретическим трудам Казимира Малевича мы можем понять его «Черный супрематический квадрат», его открытие беспредметной живописи. Стоя перед этим небольшим полотном в Государственной Третьяковской галерее, вы, возможно, разочаруетесь, ведь кроме потрескавшейся черной краски на белом фоне там ничего нет. Но для понимания важно не это, а его скрытый смысл, его место в живописи, выход в беспредметность, расположение этого черного квадрата «в красном углу» на выставке «0,10» 1915 года, наконец.

Искусство – зеркало своего времени. Современное искусство отражает чувства людей, живущих сейчас, а не 2000 лет назад. Оно говорит на нашем языке о наших реалиях и нашей повседневности. Этим-то оно понятно и близко. Если вы находитесь в смятении, не знаете, как относиться к увиденному, почитайте книги, посвященные истории современного искусства. Не так важно, чтобы оно вам понравилось сразу, но, если ваше сердце и душа будут открыты для новых, порой странных и непонятных идей, это означает, что вы приближаетесь к вершине горы, где вас уже ждут интересные собеседники.

Текст: Катерина Багинская, арт-эксперт и искусствовед

Похожие статьи: