К-революция
Поделиться:


Просмотров:  557

Карл Лагерфельд

10 СЕНТЯБРЯ ОТМЕЧАЕТ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КАРЛ ЛАГЕРФЕЛЬД – ДИЗАЙНЕР, ФОТОГРАФ, ИЗДАТЕЛЬ, ШОУМЕН И БИЗНЕСМЕН. РЕДКИЙ КУТЮРЬЕ ПРИВНЕС В МИР МОДЫ СТОЛЬ- КО ПОЛЕЗНЫХ И ВОСТРЕБОВАННЫХ РЕШЕНИЙ, КАК ЭТОТ НЕМЕЦ, НИКОГДА НЕ СНИМАЮЩИЙ НА ПУБЛИКЕ ТЕМНЫХ ОЧКОВ.

Человек-антенна

Будущий «кайзер» высокой моды появился на свет в 1933 году. Отец Карла, Отто Лагерфельд, был первым в Германии производителем сгущенного молока, мать, Элизабет Бальман, – дочкой местного лидера партии центристов. В семье помимо Карла воспитывались его старшая сестра Марта и дочь Отто от первого брака Тея.

Карл Лагерфельд«Читать я начал с шести лет, первыми книгами были «Илиада» и «Песнь о нибелунгах». Германские мифы меня основательно напугали, а Гомер оказал серьезное влияние, можно сказать, сформировал мою личность», – рассказывал кутюрье писателю Фредерику Бегбедеру в 2010 году. Повязывать галстук и застегивать запонки маэстро, по его словам, научился в 11 лет. После частной школы в родном Гамбурге Карл Лагерфельд продолжает учебу в парижском лицее искусств имени Мишеля Монтеня. Там он в 1954 году участвует в конкурсе, объявленном IWS (Международной ассоциацией производителей шерсти) и получает за эскиз женского пальто не только первый приз, но и приглашение поработать ассистентом у Пьера Балмейна. Этот раскрученный Гертрудой Стайн французский кутюрье с архитектурным образованием обшивает к тому времени Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн и герцогиню Виндзорскую, активно претворяя в жизнь провозглашенный Диором стиль New Look. Балмейн учит Карла не только рисовать костюмы, но и шить их как профессиональный портной.

В 1958 году Карл Лагерфельд становится арт- директором одного из старейших французских Домов моды Jean Patou. Условия контракта предусматривают создание двух коллекций в год. Свой первый двухчасовой показ Лагерфельд подписывает Roland Karl и терпит фиаско. Дефиле освистывают, новостное агентство UPI сообщает, что 25-летний дизайнер «подошел к делу слишком субъективно и радикально». Общность с предыдущими коллекциями Дома не прослеживается, от длины коктейльных платьев и глубины декольте вечерних даже у привыкших ко всему репортеров встает ком в горле. Но в Patou ко всему этому относятся снисходительно, поскольку их Карл сделал главное – придумал и визуализовал принципиально новый силуэт «К» – прямой спереди и расширяющийся сзади вверх и вниз от тончайшей талии.

Безымянный.png

На весеннем показе 1960 года юбки Jean Patou тогдашний фэшн-редактор Vogue Керри Донован оценивает как самые короткие в Париже. «Это уже не кутюр, а на редкость умный и точный маркетинговый ход, рассчитанный на будущее массовое производство», – пишет та, кого впоследствии сам Лагерфельд назовет лучшим экспертом в своей области. И действительно, буквально через пару лет мини-юбки надолго, если не навсегда покорят мир. Третья и последняя коллекция Карла у Patou наконец-то имеет безоговорочный успех. Больше всего запоминаются оригинальные, частично прикрывающие лицо сатиновые шляпки, которые сам автор называет «пощечинами». 

«Мне стало скучно у них, и я ушел, – поясняет свой разрыв с Jean Patou кутюрье. – Хотел продолжить образование, но было просто негде. Два года провел на пляжах».

В 1963 году приятель из Техаса Эван Ричардс приглашает основательно загоревшего и подкачавшего мускулы Карла поработать с только что созданным им брендом Tiziani. Вместе друзья придумывают 90 платьев, занимают у Гарри Винстона бриллианты из коллекции «Екатерина Великая» и открывают римский бутик трехсуточной непрерывной фиестой. Впоследствии клиентами Дома Тициани становятся Элизабет Тэйлор, Джина Лоллобриджида и принцесса Марцелла Боргезе. Лагерфельд сотрудничает с этой маркой до 1969 года – уже под своим настоящим именем, которое журналисты поначалу безбожно коверкают.

С 1964 года Карл начинает внештатное сотрудничество с другими Домами моды – Chloé, Curiel, Fendi. Здесь от него уже не требуют создания коллекций целиком – хотя бы несколько предметов, придающих вес и акцент ежегодным показам. На дефиле итальянской марки Curiel 1970 года Лагерфельд обряжает белокурых манекенщиц в короткие шорты черного бархата, и это решение становится ничуть не менее эпохальным, чем предсказанная им мини-юбка. До следующей «К-революции» в мире моды остается около 10 лет. Этим прорывом станут легинсы, которые мэтр изобрел, работая креативным директором Дома Chanel. «У меня сложилось ощущение, что идеи витают в воздухе, а я просто, как телевизионная антенна, ловлю их», – отмечал художник впоследствии.

Карл ЛагерфельдНовое платье императора

В 1974 году Карл Лагерфельд запускает собственную линию мужской одежды в Германии – KL Impression – и через десять лет после этого открывает в Париже Дом моды своего имени. Но, как всякому творцу, ему постепенно становится тесно в границах подиума, и мэтр осваивает новые жанры. Начиная с 80-х он преподает моделирование одежды в Венской высшей школе прикладных искусств.

Как художник по костюмам он сотрудничает с рядом театров. По его эскизам ставят в Ла Скала «Троянцев» Берлиоза, «Комедию соблазна» Шницлера в Венском драматическом, «Трудный характер» фон Гофмансталя на фестивале в Зальцбурге. В платье Кармен от Лагерфельда снимается в автобиографическом документальном фильме оперная дива Мария Каллас, а Мадонна и Кайли Миноуг заказывают мэтру концертные гардеробы для своих мировых турне.

Искушенный в постановке своих дефиле, Карл в 2013 году пробует себя в качестве режиссера черно-белого короткометражного фильма о Коко Шанель с Кирой Найтли в главной роли. В качестве актера мэтр выступает в реалити-шоу 2005 года Signé Chanel.

Карл ЛагерфельдВ 1980 году Лагерфельд иллюстрирует сказку Ганса Христиана Андерсена «Новое платье короля». Иллюстрациями интерес Карла к книгоизданию не исчерпывается. В 2000 году он основывает Издательский дом 7L и открывает одноименный книжный магазин в Париже. Личная библиотека мэтра в настоящее время насчитывает 300 тысяч томов – преимущественно это книги по истории искусств. Собственная парфюмерная линия для модельера сегодня не является чем-то уникальным, но именно Карлу в 2012 году пришла в голову идея создать духи с ароматом свеженапечатанной книги – Paper Passion.

Фотографией кутюрье увлекся в конце 80-х, когда еще снимали исключительно на пленку. Продавал снимки в Harper`s Bazaar, Numéro, Vogue, вывел на орбиту популярности Клаудию Шиффер и певицу Мэрайю Керри. Для 23-го номера выходящего с 1991 года в Нью-Йорке журнала Visionaire Карл делает сессию «Новое платье императора», в которой снялись обнаженными модели Амбер Валетта, Линда Евангелиста, Карен Эльсон и Алекс Лундквист, актер Руперт Эверетт, актрисы Жюли Дельпи, Минни Драйвер, Лиза Мари и Деми Мур, дизайнер Марк Ньюсон и балетный танцор Николай Хюббе. Схожий по масштабу подвиг мэтр повторил в 2010 году, когда получил из рук Николя Саркози орден Почетного легиона и когда марка Pirelli заказала новоиспеченному кавалеру свой очередной календарь.

«Они, по сути, первыми применили технологию вирусной рекламной атаки, – пояснял Лагерфельд Бегбедеру. – Сначала Pirelli выпускали эти календари для простого люда – автомехаников и водителей грузовиков, но вскоре издание стало важным событием в мире искусства». Концепцией календаря 2011 года стала любимая мэтром с детства античная мифология. Роли богинь достались Джулианне Мур, Ларе Стоун, Дарье Вербовой, Наташе Поли, Айрис Струбеггер, Изабели Фонтана и другим. Для трехдневной сессии в своей парижской студии Карл специально создал коллекцию ювелирных украшений и тщательно воспроизвел весь остальной античный реквизит – шлемы, щиты, венки.

«Актеры и модели – это современные боги, воплощающие актуальное представление о прекрасном, – сказал автор на церемонии презентации календаря в Москве. – Надеюсь, что мне удалось воплотить в фотографии каноны античной скульптуры. Фотография для меня не просто хобби – это работа, а все, за что я берусь, я привык делать с максимальной отдачей».

  Карл Лагерфельд

На страже прекрасного

После того как парижские апартаменты Лагерфельда попали на страницы «Архитектурного дайджеста», маэстро ощутил вкус к проектированию пространств. В 2010 году мир облетела весть о строительстве «Острова Моды» в составе искусственного архипелага The World в Объединенных Арабских Эмиратах. Главным архитектором проекта девелопер Dubai Infiniti Holding выбрал Карла Лагерфельда и, если бы не очередной нефтяной кризис, островная империя стиля с тремя отелями, полутора сотнями вилл, не меньшим количеством бутиков, SPA-салонов, ресторанов и кафе сегодня уже принимала бы гостей.

«Дубай напоминает мне бутон цветка, который вот-вот распустится, чтобы превратиться в новый мировой центр эстетики, моды и дизайна», – отмечал Карл Лагерфельд около 10 лет назад. Как мы видим, предсказание это постепенно сбывается.

Сегодня в свои 83 года Карл продолжает удивлять, причем с завидной периодичностью. В июне Эдди и Джулс Трампы заказали «кайзеру» проект двух рекреационных холлов в строящемся в Майами кондоминиуме Estates at Acqualina. В июле мэтр инициировал проект кастомкроссовок от Лагерфельда, которые каждый пользователь Интернета может заказать в соответствии с личными предпочтениями. Такая обувь стоит от 200 до 9 000 евро.

Карл ЛагерфельдНеобычайная для почтенного возраста кутюрье разборчивость в современных информационных технологиях приятно поражает: ведь даже у любимой бирманской кошки Карла Шупетт, которую он сравнивает с Гретой Гарбо, есть свои аккаунты в Фейсбуке, Инстаграме и Твиттере. По собственному признанию, мэтр проводит в Сети достаточно много времени. Здесь Лагерфельд также активно отстаивает принцип: публичный человек должен в первую очередь следить за собой. В свое время от «кайзера» за некоторую негабаритность досталось и Хайди Клум, и Адель, и Пиппе Миддлтон, а также всем русским мужчинам, за исключением «друга Наоми Кэмпбелл».

Оставаться в хорошей физической форме Лагерфельд призывает в том числе и личным примером – в 2001 году он обратился к д-ру Жан-Клоду Удре и с помощью его специальной диеты Spoon Light (предусматривающей отказ от сладкого, жирного, бобовых, некоторых видов фруктов и сыров, ограничивающей употребление мяса и растительного масла и включающей добавки из водорослей и кактусов) за год похудел на 42 килограмма, примерив на себя джинсы подросткового 46 размера (кои носит и по сей день).

Внимание к массмаркету, которое Лагерфельд проявляет с 2004 года, когда он заключил контракт с лейблом эконом-класса H&M, – далеко не просто бизнес-стратегия, позволяющая заработать гораздо больше денег, чем дает подиум. Насыщая рынок по-настоящему стильными, качественными и при этом доступными изделиями, Лагерфельд воспитывает массовый вкус, тем самым делая население планеты немного лучше.

«Греко-римской культуре была присуща этика прекрасного, которую мы утратили, – рассуждает на свою любимую тему мастер. – Думаю, нам всем необходимо вернуться к дисциплинированной красоте античности».

Карл Лагерфельд

Текст: Дмитрий Константинов

Похожие статьи: