К 150-летию Василия Кандинского: Любовь с первого взгляда
Поделиться:


Просмотров:  781

Василий Кандинский. Кохель - Габриэль Мюнтер 1902 г.Текст: Катерина Багинская, арт-эксперт, искусствовед, основатель галереи Baginskaya Gallery and Studio

ТВОРЧЕСТВО ВАСИЛИЯ КАНДИНСКОГО НАСТОЛЬКО МНОГОГРАННО, ЧТО ВМЕСТИТЬ ПОВЕСТВОВАНИЕ В НЕСКОЛЬКО СТРАНИЦ КАЖЕТСЯ НЕВОЗМОЖНЫМ. А ВЕДЬ ИМЕННО ДЕТАЛИ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА – ЕГО ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРИСТРАСТИЯ, ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ТЕХ ЛЕТ – СПОСОБНЫ РАСКРЫТЬ ВСЮ ПОЛНОТУ ЭТОЙ НЕОРДИНАРНОЙ ЛИЧНОСТИ.

Весна, весна, пора любви... Может, и нам вслед за Пушкиным поддаться искушению и взглянуть на Кандинского-человека, со всеми его слабостями, переживаниями и внутренними исканиями?

Есть люди, которые не могут быть одни. На каждом жизненном этапе им необходима поддержка и участие родственной души. Василий Кандинский принадлежал к их числу. Как творец, он всецело отдавался живописи. В течение нескольких лет он искал средства «для введения зрителя в картину так, чтобы он вращался в ней, самозабвенно в ней растворялся». Но была и еще одна мечта – мечта о личном счастье, «счастье, которого не сознаешь». Время показало, что Кандинский-художник занял свое место на творческом Олимпе; что же касается его личной жизни, то она была полна неожиданностей.

Будучи молодым ученым, Кандинский женился на троюродной сестре Анне Шемякиной. Об этом браке мало что известно: картина их взаимоотношений складывается из обрывочных упоминаний в ее мемуарах. Этот брак был скорее дружеский. Уже во время свадебного путешествия сомнение закрались в душу Кандинского, чему свидетельствует его переписка с другом Николаем Харузиным.

Он рассуждает о невозможности достичь «на земле такого счастья, о котором когда-то мечталось…». Аня не понимала увлечения мужа искусством, а уж тем более не была согласна с его решением оставить науку. Она выходила замуж за ученого, а оказалось, что связала жизнь с художником. Тем не менее в 1896 году семья переезжает в Мюнхен. Выбор Германии был закономерен: Кандинский имел немецкие корни и в совершенстве владел немецким. А Мюнхен на тот момент соперничал с Парижем за звание центра культурной жизни.

В Мюнхене в частной студии Антона Ажбе Кандинский встречается с соотечественниками. Психологическая изоляция художника отразилась в его полотнах: средневековые образы с рыцарской романтикой, мир снов и грез, как и в детстве, овладели его внутреннем миром.

В тот период Кандинский увлекся символизмом, черпая вдохновение в литературно-философских эссе Мориса Метерлинка. Тема любви и одиночества, поиска и страдания читается в таких полотнах, как «Комета», «Сумерки», «Встреча», «Русский рыцарь». Художник все чаще размышляет об идеальной любви – о том, чего он лишен в браке. И – кто бы мог подумать! – именно в этот момент судьба преподносит ему подарок…

В 1901 году группа художников создает общество «Фаланга», а при нем и художественную школу, в которую приглашают преподавать Кандинского. Годом позже происходит роковая встреча: в его классе появляется новая ученица – Габриэль Мюнтер. В ее дневнике можно прочесть такие строки: «Для меня было совершенно новым художественным впечатлением то, как Кандинский, принципиально иначе, чем все другие преподаватели, все подробно объяснял и воспринимал меня как сознательно устремленного к своим целям человека, способного ставить перед собой собственные задачи». Взаимная симпатия возникла сразу же. Но обоих такие отношения мучали: Василий не был готов причинить боль Ане, а Габриэль, будучи по натуре честной и искренней, тяготилась жизнью во лжи.

Две близкие ему женщины запечатлены на портретах: «Аня с Дэзи» и «Габриэль Мюнтер», написанных Кандинским тем летом. Спокойная и уравновешенная Аня комфортно устроилась на скамейке с любимой собакой Дэзи у ног, Габриэль же изображена сидящей на маленьком стульчике на крутом склоне холма. Ее фигура напряжена, а на лице читается внутреннее беспокойство.

Нина КандинскаяСпустя некоторое время Кандинский все же расстается с Аней, но остается с ней в дружеских отношениях. Мечта юной Габриэль о семейной жизни должна вот-вот сбыться, но Кандинский не спешит с разводом. Кандинский и Мюнтер очень разные: он находится в творческих муках, а она полна спокойствия и уверенности в себе.

Тем не менее, этот период считается расцветом творчества Кандинского. Пара много путешествует, подолгу живет в разных европейских городах. Во время разлуки они обмениваются письмами. Молодая женщина недовольна своим статусом подруги. Живут влюбленные в разных квартирах, но в 1909 году Габриэль покупает для них дом в Мурнау. Летом Василий самозабвенно занимается садом, а осенью снова отправляется в путь, иногда с Габриэль, иногда без нее. Вскоре начинается Первая мировая война. Кандинский вынужден покинуть Германию, Мюнтер едет с ним. Неизвестно, сколько бы еще продолжались их отношения, если бы не очередная поездка Кандинского в Москву…

На дворе 1916 год. Кандинский в своей квартире. Раздается телефонный звонок. Незнакомая девушка заводит деловой разговор. Кандинский сначала недоверчив, но уже к концу беседы настаивает на встрече. Позже он признался, что влюбился в ее голос, о чем свидетельствует написанная в тот же день картина «Незнакомому голосу». На этот раз Кандинский действовал более решительно: свадьба состоялась в феврале 1917 года. Избранницу звали Нина Андреевская, и она была моложе его на 33 года.

Кандинский с головой ушел в новые отношения, забыв при этом ту, которая 15 лет ждала своего часа называться госпожой Кандинской. Увы, этого так и не произошло. Последняя встреча Василия и Габриэль состоялась в 1916 году в Стокгольме, во время их совместной выставки. Для нее он просто пропал, а она пыталась его разыскать, писала письма. Наконец Кандинский связался с ней через адвоката и попросил вернуть свои вещи и картины.

Медовый месяц Василий и Нина провели в Финляндии, а вернувшись, узнали о свершившейся революции. Из окна московской квартиры молодая семья следила за событиями в стране и радовалась рождению сына. Кандинского не интересовала политика, но он с удовольствием занялся общественной работой, связанной с искусством. В тот период на его пути стали возникать препятствия, к которым приложило руку молодое поколение авангардистов. На фоне этого в семье художника случилось несчастье – умер сын, не дожив до трех лет. Супруги до такой степени переживали потерю, что тема детей больше никогда не поднималась.

Непонимание его искусства коллегами повлияло на решение Кандинских покинуть страну в 1921 году. Они прибыли в Берлин в канун РождеВасилий Кандинский. Незнакомому голосу. 1916 г.ства. Культурная жизнь города бурлила, кругом было полно соотечественников, но Кандинские не спешили с ними сближаться. Они предпочли вдвоем отдаться общей страсти – кинематографу. Каждый день они ходили в кино. Год спустя Кандинского пригласили преподавать в школу дизайна «Баухауз», и семья переехала в Веймар. Начался новый плодотворный период в творчестве художника. Он продолжает писать абстрактные работы и печатает свой главный труд – «Точка и линия на плоскости». Его супруга тем временем с головой отдается светской жизни.

Неизвестно, сколько бы еще продолжался этот период, если бы к власти не пришел Гитлер. В 1933 году он объявляет данное искусство «дегенеративным» и начинает гонения на художников. В возрасте 67 лет Кандинский покидает страну. Супруги долго думали, куда им лучше переехать, – рассматривалась Европа и Америка. Но Кандинский предпочел Париж. В последние 11 лет своей жизни он создал немало работ, участвовал в выставках, но уже понимал, что находится на закате творческой деятельности. После смерти мужа Нина бережно хранила его наследие. Они прожили вместе 28 лет и никогда не расставались. Нина больше не была замужем.

Напоследок хочется вернуться к Габриэль Мюнтер. Рискуя жизнью, в подвале собственного дома она хранила картины Кандинского в то время, как они были официально запрещены. А в 1957 году, в день своего 70-летия, она сделала Мюнхену бесценный подарок: передала городу огромную коллекцию работ мастера, а также свои дневники, письма и фотографии, сделанные ею во время их путешествий.

История наших героев не является чем-то исключительным: и сто лет назад, и в наши дни люди встречаются, женятся, расходятся. Ценно другое: их преданность искусству, их намерение сохранить его для будущих поколений. У Габриэль был повод ненавидеть Кандинского, а Нина могла бы распродать коллекцию мужа. Но эти великие женщины поступили иначе.

Похожие статьи: