Жан Нувель – гений места
Поделиться:


Просмотров:  789

Жан НувельТекст: Наталья Реммер

ЗНАМЕНИТЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ ЗОДЧИЙ ЖАН НУВЕЛЬ – ОДИН ИЗ МЭТРОВ СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ И СТОРОННИК КОНТЕКСТУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ПРЕОБРАЖЕНИЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. ОБЛАДАТЕЛЬ АРХИТЕКТУРНОЙ НОБЕЛЕВКИ ЗАНИМАЕТСЯ СОБИРАНИЕМ КУЛЬТУРНОГО ПАЗЗЛА, РАССТАВЛЯЯ СТРОГО ПО СВОИМ МЕСТАМ НЕДОСТАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КОНТЕКСТА.

Если не углубляться в философию, можно сказать, что Жан Нувель чувствителен к интегрированию архитектурных объектов в окружающий ландшафт. Однако рассматривает его в более широком понимании – культурно-цивилизационном. «Каждый раз я пытаюсь найти то, что я называю «недостающим звеном в паззле», – нужное здание на нужном месте», – говорит харизматичный архитектор. По его мнению, на планете нет пустых мест – каждое из них хранит в себе следы истории и цивилизации и, значит, несет смыслы, заданные для определенного пространства и времени, и задача мастера – лишь верно их интерпретировать.

Маститый Жан Нувель – чопорный европейский интеллектуал, работающий в жанре «критической архитектуры». В его портфолио – более 200 проектов (реализованных и оставшихся на бумаге) на разных континентах: концертных и выставочных центров, музейных комплексов, небоскребов, офисов и жилых домов.

Среди самых эффектных работ – штаб-квартира фонда Картье в Париже, Лионский оперный театр, Центр культуры в Люцерне и берлинская галерея Лафайет. Однако настоящую славу харизматичному французу принесли именно проекты, связанные с Арабским миром. Начав свое победоносное шествие с проектирования сверхтехнологичного дуэта зданий Института Арабского мира на набережной Сены в начале 80-х, Жан Нувель стал одним из главных трибунов архитектурного преображения стран Персидского залива – в первую очередь пустынных доныне берегов Катара и Объединенных Арабских Эмиратов.

Понять. Вместить

Первой значимой победой Жана Нувеля на архитектурном поприще стало проектирование Института Арабского мира – здание на набережной Сены было частью плана обновления Парижа, предложенного в 1981 году французским президентом Франсуа Миттераном. Этот грандиозный проект стал первым обращением архитектора к традициям исламского мира, в котором властвуют геометрические орнаменты и абстрактная игра света и тени. Опираясь на многовековые традиции, мастер создал инновационный фасад (площадью 2000 кв. м) с 240 панелями-диафрагмами в духе классического арабского узора «машрабия».

В каждую панель встроен фотоэлемент, предназначенный для измерения уровня дневного освещения – в зависимости от его интенсивности диафрагмы открываются и закрываются, регулируя уровень освещенности внутренних помещений. Здание института стало одним из самых дорогих и значимых архитектурных проектов новейшего времени, а сам его автор назвал свое детище «поворотной точкой между двумя культурами и двумя историями».

Башня ДохиПроникновение гения архитектурной мысли на берега Аравии началось с проекта Большой мечети шейха Заеда. По задумке культовое сооружение, сегодня ставшее одной из главных достопримечательностей Абу-Даби, должно было выглядеть весьма футуристично: минареты в стиле хай-тек скорее напоминали ракеты на старте, а само пространство – стартовую площадку космодрома. К сожалению или к счастью, проект осуществлен не был. Однако несколькими годами спустя Жан Нувель снова вернулся в Абу-Даби – на сей раз с проектом, близким сердцу парижанина во всех отношениях, – а именно эмиратским филиалом Лувра, открытие которого обещает стать самым значимым культурным событием последних лет на всем Ближнем Востоке.

В проекте Лувра Абу-Даби царствует стихия воды, без которой цивилизацию Арабского мира представить невозможно. Белоснежное здание олицетворяет собой корабль, мирно плывущий по водной глади и отнюдь не стремящийся взмыть ввысь. Главная особенность конструкции – восхитительный «кружевной» купол весом 7 тонн, конструкция которого рождает внутри затейливую игру света и тени. Открытие культурного центра запланировано на 2016 год.

Один из первых реализованных проектов Жана Нувеля в Арабском мире – Башня Дохи, органично вписавшаяся в городской ландшафт столицы Катара. Башня высотой 232 метра представляет собой массивный, округлый цилиндр с резной решеткой, действующей как умный защитный экран в жарком климате пустыни. В дизайне башни впервые успешно использована железобетонная сетка, создающая слой, защищающий внутреннее пространство от солнца. Впервые в Катаре небоскреб был декорирован вертикальными садами и зелеными пространствами.

Впрочем, на этом культурное сотрудничество со странами Залива у Жана Нувеля не закончилось – в Дохе полным ходом идет строительство Национального музея Катара, амбициозного проекта правящей династии Аль Тани. В основе идеи – борьба за жизнь пустынной розы: павильоны с крышами-лепестками стелятся по земле и перетекают друг в друга, рождая связь времен и всего живого. Как признается сам архитектор, Национальный музей Катара должен «стать голосом культуры, транслирующим послание о современности, изменчивости и красоте места, в котором пустыня встречается с морем».

Похожие статьи: