Сделано подиумом

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  1563

Сделано подиумомМЫ КАК-ТО НЕ ЗАДУМЫВАЕМСЯ, КЕМ И КОГДА БЫЛИ ИЗОБРЕТЕНЫ ПРИВЫЧНЫЕ В НАШЕМ ГАРДЕРОБЕ ВЕЩИ. А ВЕДЬ ИХ ИСТОРИЯ – ТЕМА ОТДЕЛЬНАЯ И ДОСТАТОЧНО ИНТЕРЕСНАЯ. К ЧЕМУ-ТО В СВОЕ ВРЕМЯ ПРИЛОЖИЛИ РУКУ ВЕЛИКИЕ КУТЮРЬЕ, ЧЕМ-ТО МЫ ОБЯЗАНЫ СПОРТСМЕНАМ, УЧЕНЫМ И ДАЖЕ ВОЕННЫМ. МИР МОДЫ МЕНЯЕТСЯ, НО УДАЧНО НАЙДЕННЫЕ РЕШЕНИЯ НАВСЕГДА ВХОДЯТ В НАШУ ЖИЗНЬ. ИТАК –  КТО, ГДЕ, КОГДА.

Исторический ряд кутюрье-изобретателей принято начинать с Чарльза Фредерика Ворта, обшивавшего в XIX веке последних императриц и первых киноактрис. Этот англичанин придумал именную бирку-лейбл, на порядок повышающую цену пришитой к ней одежды, а также дефиле как способ наилучшей демонстрации нарядов со всех сторон и вживую.

Любопытно, что главный весенний аксессуар – солнцезащитные очки – появились много раньше. Считается, что еще римский император Нерон наблюдал гладиаторские бои сквозь специально обточенные изумрудные линзы, а Наполеон Бонапарт, отправляя своих солдат в Египет, велел снабдить каждого очками с затемненными стеклами.

Несколько позже к популяризации солнцезащитных очков приложили руку американский генерал Дуглас Макартур и фабрика грез в окрестностях Лос-Анджелеса. Еще до Второй мировой войны голливудские киноактеры практически не снимали за кадром темных очков итальянской фирмы Persol – к этому вынуждал нестерпимо яркий свет павильонных софитов, от которого краснели глаза. Многие попадались в таком виде под объектив папарацци. Генерал-триумфатор же предпочитал давать интервью, не снимая солнцезащитных очков «Авиатор» производства созданной в 1937 году американской марки Ray Ban.

Именную БИРКУ-ЛЕЙБЛ, на порядок повышающую цену пришитой к ней одежды, придумал кутюрье-изобретатель Чарльз Фредерик Ворт

Трикотажная революция

Ставшие классикой неформальной одежды в теплое время года футболки и рубашки-поло были изобретены в первой половине прошлого века. Поло, вопреки бытующему заблуждению, изобрел вовсе не Ральф Лорен. В 1926 году французский теннисист Рене Лакост впервые вышел на корт в трикотажной рубашке с коротким рукавом собственного изготовления. Она оказалась настолько комфортной, что Рене решил оставить большой спорт и основать собственную линию одежды. Несколько позже под эмблемой с крокодильчиком стали выпускаться и кроссовки, разработанные в веймаровской Германии братьями Дасслерами на основе выпущенных американской фирмой US Rubber в 1916 году парусиновых спортивных ботинок на резиновом ходу с зарегистрированным именем Keds.

Футболку, по устоявшейся версии, придумали в Перл-Харборе в 1942 году. Американским морякам приходилось на Гавайях жарковато не только из-за налетов японской авиации, и командование расщедрилось, заказав экспериментальную партию «тельников» с короткими рукавами. Вернувшись домой, моряки не спешили расставаться с такой практичной экипировкой. Играли в ней в футбол и на гитарах, бегали на свидания, скромно гордясь брутально-фронтовым и легко снимаемым через голову изделием. Окончательно цивилизовал T-shirt киноактер Марлон Брандо в телеспектакле 1951 года «Трамвай «Желание».

Бомбы и молнии

Важнейшим изобретением XX века дамы обычно склонны считать женские брюки, а кавалеры – женские же открытые купальники. Каждых можно по-своему понять. Брюки для дам ввела в обиход Коко Шанель, первый женский брючный костюм сшил Ив Сен Лоран в 1966 году. Маэстро также отметился в истории платьями в стиле сафари и гламуризацией прежде сугубо рабочего комбинезона.

Укороченные женские брючки капри изобрела в 1948 году немецкий модельер Соня де Леннарт. Отдыхая на одноименном итальянском острове, она обратила внимание, что короткие штаны местных рыбаков гораздо практичнее для морских приключений. А за два года до этого французский модельер Луи Рирд подорвал шаблон общественного мировосприятия раздельным женским купальником бикини. Название пришло в голову кутюрье 5 июля 1946 года – через четыре дня после ядерных испытаний на атолле Бикини. Тогда соотнесение обоих взрывов еще не имело для маркетологов негативной окраски. Впрочем, маркетологов тогда еще не было…

Сделано подиумомЕсли уж речь зашла о пляжных ансамблях, популярные сегодня мужские плавки-шорты изобрел в 80-х американский кутюрье Кельвин Кляйн. Ему же принадлежит идея о дизайнерских дорогих джинсах (1978 год, студийно рваные джинсы позже изобретут Дольче и Габбана) и трех минимально необходимых вещах мужского гардероба: белая футболка, голубые джинсы, черный свитер. Время внесло в эту концепцию свои коррективы. Несколько позже соотечественница Кляйна Донна Каран сформулировала свое видение семи вещей,необходимых современной обитательнице мегаполиса: брюки, свитер, блузка, кожаная куртка, костюм и вечернее платье.

Легинсы, они же лосины в русскоязычном понимании, изобрел Карл Лагерфельд, после того как в 1983 году стал креативным директором Дома Chanel. Послужные списки мэтров высокой моды насчитывают сотни авторских патентов но, как правило, они ценны прежде всего внутрицеховыми идеями. Если же говорить о прорывах в сфере масс-продукции, то идея украшать одежду хрустальными стразами родилась у Кристиана Диора в 1955 году совместно с Даниэлем Сваровски. Пьер Карден придумал цветные колготки и сапоги. Застежку-молнию впервые вшила году модельер Эльза Скиапарелли, племянница первооткрывателя марсианских каналов.

Она же в 1927 году запатентовала вязаное платье, а затем ввела обиход модниц розовый барби-цвет – в нем ее и похоронили.

Футболку с принтом как выражением социальной позиции ввела в моду в 1970-х годах английский дизайнер Кэтрин Хэмнетт. Она, собственно говоря, не была первой – портрет кандидата в президенты США Томаса Дьюи впервые отпечатали на белой футболке в 1948 году. В 60-х зеленые армейские T-shirt активно разрисовывали пацификами «цветов», используя для этого шариковые ручки, разработанные для первых космонавтов фирмой Bic. Но лишь выпускнице лондонского дизайн-колледжа имени Св. Мартина удалось сделать принт на футболке событием мирового значения, которое не смог обойти вниманием даже популярный в свое время социолог Эрик Берн.

Будущее было вчера

Мода циклична, как, впрочем, архитектура. Смена тенденций легко прослеживается взглядом даже очень искушенного наблюдателя. Но на любом витке стиля главную роль играют вещи настоящему практичные. Попробуйте отобрать кожаный рюкзачок у привыкшей осматривать достопримечательности пешком пусть даже очень впечатлительной туристки, мокасины у взявшего в курортную аренду Феррари щеголя либо уговорить яхтсмена на какую-нибудь иную обувь, кроме топсайдеров.

Рюкзак на длинном ремне в начале 60-х позаимствовала из туристского арсенала валлийка Мэри Квант, более известная как автор мини-юбки. Тогда мировая мода уже порядком подустала от послевоенного женского стиля New Look, придуманного Диором. Требовался новый взгляд, и Мэри приступила к созданию образа девочки-подростка. Синенькая юбочка, ленточка в косе, обувь на низком каблуке, платья не по росту, короткие школьные стрижки, школьная же привычка носить все свое за спиной. Одна из ее коллекций носила рабочее название «Лолита» (в 1955 году был напечатан одноименный скандальный роман Владимира Набокова), другая – «Мини». Презентация переднеприводной малолитражки Алека Иссигониса состоялась в 1959 году – на четыре года раньше первого дефиле мини-юбок на борту океанского лайнера Queen Elisabeth. Так что все споры о паритете названий предлагается считать излишними.

Мокасины из обихода американских индейцев в 1950 году спроецировал на шоферский быт Дом Гуччи. Любому водителю известно, что происходит с модельной кожаной обувью, если часто выжимаешь педаль сцепления. Замшевые, не глядя снимаемые мокасины с пяткой на резиновом ходу были идеальным решением для все прибывающей касты владельцев личного автотранспорта. Когда в массовый обиход вошли автоматические трансмиссии, приверженцев мокасин поубавилось, но настоящий гонщик всегда предпочтет «ручку».

Привычку уверенно держаться на мокром ледяном склоне в 1935 году яхтсмен Пол Сперри подсмотрел у своего спаниеля Принца, гуляя с ним зимой по Лонг-Айленду. Вернувшись домой и поработав ножом над собственными кедами, он сделал обувь, не только не спадающую с ноги и в то же время не пачкающую тиковую палубу, но и позволяющую устоять на ней при шторме любой балльности – за счет усиления точки контакта под мышцами большого пальца. Так появился топсайдер – одновременно новый образ и функция обуви, а заодно и всемирно известная марка.

Сегодня мы все с удовольствием носим на отдыхе унисекс, разработанный Тедом Лапидусом в 1965 году и (на всякий случай) пускаемся в прогулки на велосипеде в одежде со светоотражателями, придуманными в 1984 год у Стеллой Маккартни для линейки Adidas. На завтра уроженец Хиросимы Иссэй Миякэ заготовил нам бесшовные платья, индивидуально смоделированные компьютером из единого рулона ткани по принципу оригами. Носить или не носить – выбирать каждому. Возвращаться к естественному или одеваться максимально футуристично – наш выбор, но в любом случае кто-то там сверху не перестает думать о нашем комфорте

Похожие статьи: