Татарстан - центр слияния культур
Поделиться:


Просмотров:  602

Татарстан - центр слияния культурТекст: Ирина Малкова

РОССИЯ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТ НАБИРАТЬ ПОПУЛЯРНОСТЬ КАК ТУРИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, А ВЕДЬ ОНА БОГАТА СТОЛЬ РЕДКИМИ ПРИРОДНЫМИ ЗАПОВЕДНИКАМИ И СТОЛЬ ЖИВОПИСНЫМИ ПЕЙЗАЖАМИ, ЧТО ГОТОВА ПОРАЗИТЬ ДАЖЕ БЫВАЛЫХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ. МЫ ОТПРАВИЛИСЬ В САМЫЙ ЦЕНТР СТРАНЫ, МЕСТО СЛИЯНИЯ ДВУХ КРУПНЕЙШИХ РЕК: ВОЛГИ И КАМЫ, – В РЕСПУБЛИКУ ТАТАРСТАН.

Первое, на что обращаешь внимание, прибыв в Татарстан, – это чистота, а также доброжелательность и радушие местных жителей. Почти все, кого мы встречали, обращались с нами как с давними знакомыми. Их лица светились добросердечными улыбками, и с того самого момента, как самолет авиакомпании flydubai, осуществляющей прямые рейсы из Дубая в Казань, приземлился в аэропорту, люди вокруг делали все возможное, чтобы мы чувствовали себя как дома. А ведь в наше время побыть среди людей, которые не приемлют условностей и не носят социальных масок, – редкое удовольствие.

В Татарстане рады каждому гостю и готовы гарантировать его безопасность. И в самом деле, Казань становится все более популярна среди российских и иностранных туристов, особенно после того, как в 2005 году здесь прошел Саммит глав стран – участниц СНГ, а в 2013-м – летняя Универсиада.

3,8-милионное население республики составляют этнические татары, русские, чуваши, удмурты, украинцы, башкиры, армяне, узбеки, таджики, казахи и другие ( всего 115 национальностей ). При этом республика являет собой удивительный пример этнической и религиозной терпимости, когда все народы живут в гармонии со своими соседями – многим странам, включая Ближний Восток, многому можно здесь поучиться. Народ Татарстана настолько привык считать себя единым целым, что какое-то разделение становится заметно, лишь когда приверженцы разных конфессий идут молиться. Обусловлено это историческими и географическими факторами расположения Татарстана на стыке двух крупных цивилизаций : восточной и западной, что во многом и объясняет многообразие его культуры. Еще Чернышевский упоминал о том, что здесь так долго вместе уживались восточные и европейские народы, что влияя друг на друга, в итоге они образовали нечто абсолютно самодостаточное.

Казань

Казань (что на татарском означает «котел») называют Стамбулом на Волге – здесь Европа и Азия с любопытством поглядывают друг на друга с верхушек церковных колоколен и минаретов.

Столица республики Татарстан на 150 лет старше Москвы – в 2005 году она отметила свое тысячелетие. Когда-то это была земля волжских татар – тюркского народа, историю которого обычно связывают с ордами Чингисхана.

После падения Золотой Орды Казань была столицей могущественного Казанского ханства. В 1552 году город захватили войска Ивана Грозного, поэтому в последующие годы эту местность заселили русские, а татары, издревле здесь проживавшие, были потеснены. Сегодня население Казани смешанное, однако доля татар составляет около 43 % и они всячески стараются сохранять свои исконные традиции.

Татарстан - центр слияния культурТатарский язык, к примеру, является здесь официальным, в школах его изучают в обязательном порядке. Все дорожные знаки в Казани – на русском и татарском языках, а татарстанский флаг здесь можно увидеть, пожалуй, даже чаще российского. Так же дело обстоит и с мечетями – их здесь больше, чем церквей. Величественная мечеть Кул-Шариф, названная в честь последнего имама, возглавлявшего оборону Казани против войск Ивана Грозного, – крупнейшая мечеть в Европе ; здесь также хранится богатейшее собрание старинных книг. Во время последней реставрации – в 2005 году – был восстановлен оригинальный фасад XVI века, который повредили еще солдаты Ивана Грозного.

Благовещенский cобор на территории Казанского Кремля – не менее важная православная святыня и настоящая архитектурная жемчужина. Собор, как говорят, был построен в 1561 году, спустя 9 лет после завоевания города, ни кем иным, как Постником Яковлевым – тем самым зодчим, которого ослепили после того, как он возвел Cобор Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

Но главная достопримечательность Казани – это грандиозный Кремль, который в 2000 году был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. При взгляде на его древние беленые стены, правительственные здания цвета слоновой кости и президентский дворец вас охватывает восторженный трепет. Казанский Кремль олицетворяет собой не только этническое единство татарского и русского народов, но и единую мощь двух религий – ислама и православного христианства.

Подобно многим древним городам, Казань полнится легендами. Среди прочих знаменитых строений Кремля особняком стоит башня Сююмбике, названная в честь матери последнего татарского хана Казани, отличавшейся невиданной красотой. Хотя ей было уже за 30 лет, Иван Грозный, пришедший покорять Казань, был пленен ее очарованием. Не в силах ему противиться, царь предложил ей сочетаться христианским браком – предложение, которое Сююмбике, будучи мусульманкой, никак не могла принять. Чтобы не навлечь гнев Ивана Грозного на свой народ, она пообещала ему, что выйдет за него замуж, если он построит самую высокую башню в городе за семь дней. Грозный отдал приказ своим людям, и те возвели семиэтажную башню – по одному этажу в каждый день установленного срока. Увидев, что царь справился с заданием, в печали Сююмбике взошла на башню, в последний раз со слезами на глазах поглядела на свой любимый город и шагнула навстречу смерти. Башня Сююмбике стоит и по сей день, однако туристам не разрешается подниматься на нее, потому что она, подобно Пизанской башне, несмотря на все попытки укрепить фундамент, начала крениться.

Будущее Казани, очевидно, тесно связано с ее уникальным смешением религий. В 1992 году скульптор Ильдар Ханов начал возводить на берегу Волги Храм всех религий, строительство которого до сих пор не завершено. В Храме сочетаются элементы архитектуры культовых сооружений 16 мировых религий – в том числе православных церквей, минаретов, синагог и многих других. Ханов, известный своей общественной деятельностью по борьбе с социальными проблемами, живет в строящемся храме, который функционирует как культурный центр. Многие из тех, кто помогают ему в возведении Храма, раньше принимали участие в его социально-восстановительных программах. Ханов мечтает возвести в своей родной Казани прекрасный памятник «культуре и истине» – идеальный символ для столь космополитичного города.

Сегодня Казань – это богатый промышленный город, культурный и образовательный центр, а Казанский государственный университет – второй старейший университет в России. Казань стремится также стать и спортивной столицей государства. Любой фанат знает футбольный клуб «Рубин», а любители хоккея без сомнения знакомы с «Ак Барсом». В 2013 году Казань принимала у себя Универсиаду (Студенческие Олимпийские игры), а в 2018-м здесь пройдет финал чемпионата мира по футболу. Что означает, что приток денег в Казань будет расти, а город будет становиться все более привлекательным для туристов.

В Казани более 30 высших учебных заведений, а также музеи, концертные залы и театры, в том числе Театр оперы и балета, где ежегодно проходит Международный фестиваль классического балета. Фестиваль носит имя уроженца Татарстана Рудольфа Нуриева, великого танцовщика, которым по праву гордится весь татарский народ.

Великий Болгар

Татарстан Еще одна достопримечательность Татарстана – Великий Болгар, расположенный в живописной долине на левом берегу Волги, который сами жители называют Северной Меккой. Сейчас он входит в состав республики Татарстан, а раньше, в VIII веке, город, именовавшийся Булгар, был столицей Волжской Булгарии и неизменно привлекал внимание татар. Все склоны холмов здесь сплошь покрыты минаретами и куполами древних усыпальниц. Говорят, один старинный минарет в XIX веке почти полностью разрушили не в меру ретивые охотники за сокровищами, а теперь среди татар бытует поверье, что тот, кто обойдет развалины по кругу, непременно обретет счастье.

Любопытно, что город Болгар все-таки нашел свое счастье – оно пришло сюда в виде крупномасштабных, финансируемых правительством реставрационных работ всех археологических памятников и прилегающих территорий. В XVIII веке Петра Первого настолько впечатлили руины древнего города, что он издал указ о том, чтобы их поддерживали в нынешнем состоянии. Со времен Петра Великого и до первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева город Болгар неизменно обращал на себя внимание властей – его духовная и историческая значимость для татарского народа столь велика, что восстановление города всегда оставалось важнейшей политической задачей. В 2014 году Древний Болгар, так же как и Казанский кремль, был включен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Остров-град Свияжск

Путешествие по Татарстану будет неполным и без посещения Свияжска, который довольно легко исследовать самостоятельно. Свияжск не так уж и мал, и хотя его легко обойти пешком, такая прогулка займет у вас несколько часов. Сейчас город тщательно реставрируют, и буквально каждый кирпичик здесь может рассказать свою собственную, богатую событиями историю. Возможно, сегодня город и утратил свою аутентичность и стал слишком туристическим, зато это настоящий огромный музей под открытым небом.

Из-за своего стратегического положения между Москвой и Казанью остров-крепость Свияжск служил аванпостом войск Ивана Грозного при осаде Казани в XVI веке. Первоначально крепость была возведена в другом месте, а затем все детали были промаркированы, разобраны, погружены на корабли и сплавлены по Волге до Свияжска, где их заново собрали в рекордные 24 дня. Прекрасная деревянная Троицкая церковь 1551 года постройки – это все, что осталось от тех дней. К концу XVIII века Свияжск из военной заставы превратился в небольшой провинциальный городок, являющийся при этом важным религиозным центром.

Самые драматические страницы истории острова пришлись на XX век, когда революция превратила Свияжск в заброшенную деревню, окруженную исправительными колониями, тюрьмами для репрессированных и колхозами. Впоследствии здесь появилась психиатрическая лечебница. В конце 80-х годов, когда больницу закрыли, было предпринято несколько попыток оживить город, основав здесь поселение, или «коммуну» художников. Живописные пейзажи, тишина и неторопливость деревенской жизни, казалось, были просто созданы для того, чтобы дарить вдохновение художникам всех мастей. Да и сегодня сюда приезжают различные артистические натуры, чтобы спокойно творить на лоне природы и вдали от суетных больших мегаполисов.

Закончить статью хочется распространенной татарской поговоркой: «У татар нет слова «назад», есть только слово «вперед» – «алга». А если уже что-то идет не так, тогда татары разворачиваются и снова – алга». Движение вперед – это всегда совмещение разных позиций и разных точек зрения, так что современному миру есть чему поучиться у Татарстана.

Похожие статьи:

#