Султан Сауд Аль Кассими: «Арт – мое послание миру»

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  1087

Хамед Ивейс. Хранитель жизниТекст: Наталья Реммер

ШЕЙХ СУЛТАН САУД АЛЬ КАССИМИ – ОДНА ИЗ САМЫХ ЗАМЕТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО АРАБСКОГО МИРА. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРАВЯЩЕГО КЛАНА ШАРДЖИ НАЗЫВАЕТ СЕБЯ ПИСАТЕЛЕМ, ПОЛИТИЧЕСКИМ АНАЛИТИКОМ И АРТ-ЭНТУЗИАСТОМ. В 2008 ГОДУ ОН НАЧАЛ ВЕСТИ КОЛОНКИ В ГАЗЕТАХ И СТРАНИЧКУ В TWITTER, В 2010-М – ОСНОВАЛ ФОНД СОВРЕМЕННОГО АРАБСКОГО ИСКУССТВА BARJEEL ART FOUNDATION. ВСЕ ВО ИМЯ ЕДИНОЙ ЗАДАЧИ: ПОВЕДАТЬ МИРУ О НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА – ПОД СОБСТВЕННЫМ, СОВЕРШЕННО УНИКАЛЬНЫМ УГЛОМ ЗРЕНИЯ.

Сегодня в коллекции Barjeel Art Foundation – более 1000 работ со всего Ближнего Востока, от Марокко до Арабских Эмиратов: интересных, часто противоречивых, но, безусловно, имеющих историческую и культурную ценность. «Арт, который я собираю, – это мое послание миру, выполненное руками художников, – говорит шейх Султан. – Я большой поклонник истории XX века и в особенности Ближнего Востока. Искусство этого периода отражает произошедшие события – будь то антиколониальные войны, исторические переломы или борьба женщин за свои права. В нашей коллекции есть и картины, и скульптуры, и фотографии: они позволяют зрителям по-новому открыть для себя историю Арабского мира, посмотреть на нее под новым углом».

Страсть к искусству пробудилась у Султана Аль Кассими в 2003 году, когда он стал завсегдатаем художественных выставок, а первой приобретенной работой стала картина эмиратского автора Абдула Кадера Аль Раиса из серии «Двери». Она до сих пор хранится в коллекции фонда. В отличие от многих коллекционеров, Султан Аль Кассими, приобретая те или иные произведения искусства, далеко не всегда опирается на свой вкус. «Я приобретаю работу, если вижу, что она дополнит коллекцию, добавит ей ценности. При этом совсем не обязательно мне близка идея автора. Мои предпочтения вторичны», – поясняет шейх Султан.

Коллекция Barjeel Art Foundation пополняется благодаря сотрудничеству с артдилерами и аукционными домами, но неменьший вклад вносят и сами художники, которые презентуют свои работы фонду, зная, что они займут достойное место в экспозиции.

«Я всегда тщательно изучаю творчество художника, где он учился и с кем сотрудничал ранее, чтобы составить полную картину. Я считаю, что приобретение работы «вслепую», без изучения ее ценности, наносит вред самой арт-индустрии. Молодые художники не должны устанавливать слишком высокую цену за свои работы – нужно всегда оставлять пространство для роста и выстраивать длительные и доверительные отношения с галеристами и коллекционерами. Поведение художника помогает справедливо оценить его работы», – считает Султан Аль Кассими.

Помимо общедоступной у Barjeel Art Foundation есть и частная коллекция, где собраны работы художников из Турции, Ирана и Африки.

Однако главный фокус фонда – стать домом для современных арабских и эмиратских художников. «У эмиратского искусства – особый путь, и он начался в 1950-х годах. Местные художники заимствовали современные технологии и адаптировали их под свою собственную эстетику, сформировали собственную идентичность, – говорит основатель фонда. – Возьмите работы Абдула Кадера Аль Раиса, изображение кварталов Шиндаги – вы встретите их и в офисах правителей, и в посольствах ОАЭ за рубежом – и обязательно их узнаете. В этом и состоит наша идентичность, эти работы – часть нашего достояния».

Большая часть картин в коллекции фонда весьма нейтральна, однако есть и провокационные работы, о которых в регионе Персидского залива даже нельзя говорить вслух. «Споры о свободе художника вечны, – рассуждает шейх Султан. – Абсолютной свободы не существует в природе, но я уверен, что даже цензура помогает художникам искать более творческие подходы, обходить барьеры. Иногда благодаря цензуре они получаются намного интереснее. Вместе с тем нам необходимо найти баланс, чтобы творческая свобода не колебала общественные нормы и ценности».

«АБСОЛЮТНОЙ СВОБОДЫ НЕ СУЩЕСТВУЕТ»

  • Нужно отметить, что и сам Султан Аль Кассими нередко начинает общественные диалоги, поднимая острые и весьма провокационные темы. Взять, к примеру, его идеи о возможности предоставления гражданства ОАЭ иностранным резидентам или известную статью об истории атеизма в регионе Персидского залива.

  • В 2008 году его «карьера» блогера началась со ссылок на авторские работы в местных газетах, а в 2011-м шейх Султан стал рупором Арабской весны : он писал, переводил и документировал происходящие на бурлящем Ближнем Востоке события так, как видел их своими глазами.

  • «Сегодня я отошел от практики транслирования срочных новостей в пользу интересных статей, аналитики и, безусловно, арта ( в социальной сети Twitter у шейха Султана – более 80 тысяч сообщений и почти полмиллиона подписчиков. – Примеч. ред.).

  • Многие читатели начали узнавать молодых художников благодаря моим новостям, – рассказывает шейх Султан. – Совсем не обязательно писать на чувствительные темы, которые могут оскорбить других людей.

  • Социальные сети не должны превращаться из площадки для общественного диалога в инструменты распространения негатива и чувства опасности. Я несу ответственность перед своими читателями и не хочу распространять ложное мнение о стране. Наоборот, я хочу, чтобы она становилась лучше и лучше».

Похожие статьи: