Новый год на Востоке
Поделиться:


Просмотров:  615

Новый год на ВостокеТекст: Николай Гудалов

КАЛЕНДАРЬ ЗАДАЕТ РИТМ НАШЕЙ ЖИЗНИ, И ЧАЩЕ ВСЕГО МЫ ДАЖЕ НЕ ЗАДУМЫВАЕМСЯ О ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИИ. НО КОГДА НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД ДЛЯ МУСУЛЬМАНИНА? НЕСМОТРЯ НА ШИРОКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ ГРИГОРИАНСКОГО КАЛЕНДАРЯ, ПРАЗДНИКИ ПО МУСУЛЬМАНСКОМУ ЛЕТОСЧИСЛЕНИЮ СОХРАНЯЮТ ТАМ БОЛЬШУЮ ВАЖНОСТЬ. НОВЫЙ ГОД – ПУСТЬ И НЕ САМЫЙ ЯРКИЙ ИЗ НИХ, НО ЗАТО ИМЕЕТ ИНТЕРЕСНУЮ ИСТОРИЮ И ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ.

По-арабски Новый год – «рас ассана», т. е., буквально, «голова года» (к слову, на родственном иврите новогодний праздник обозначается аналогично – «рош ха-шана»).

Что представляет собой год по мусульманскому летосчислению? Календарь в исламе – лунный. Год длится 354 суток 8 часов 48 минут 34 секунды. Он делится на 12 месяцев, каждый примерно по 29 суток 12 часов 44 минуты 3 секунды, причем, в соответствии с традицией, нечетные месяцы включают по 30, а четные – по 29 дней. Первый в году месяц начинается с новолуния. К последнему месяцу из-за накопившихся «лишних минут» примерно каждые три года прибавляется дополнительный день, что делает год високосным. Исламский год короче, чем по григорианскому солнечному календарю, так что его даты с каждым годом соответствуют все более ранним датам христианского летосчисления. Так, в 2008 году (нашей эры) большинство мусульман мира отмечало рас ас-сана совсем близко к праздничной дате григорианского календаря – 29 декабря. В 2015 же году датой, когда жители Объединенных Арабских Эмиратов встречали новый, 1437-й год, стало 15 октября.

Приблизительность здесь связана с тем, что наступление нового года будут определять в ОАЭ на основе реальных наблюдений за луной. Сейчас в мусульманских странах используются методы определения дат, которые опираются на современные астрономические вычисления ; с другой стороны, даты могут быть закреплены в специальных таблицах, а не рассчитываться с помощью наблюдения. Разные подходы приводят к тому, что наступление мусульманских праздников в разных странах может варьироваться на день и даже больше.

Широкое распространение в Саудовской Аравии и за ее пределами получил так называемый календарь Умм аль-кура. На протяжении истории он реформировался три раза, и с 2002 года 29-й день месяца считается кануном нового месяца, если, выражаясь астрономическими терминами, до заката происходит геоцентрическое соединение, а луна заходит после солнца. Новый месяц начинается только после того, как молодой месяц появится над горизонтом в Мекке. В абсолютном большинстве случаев он не будет виден невооруженным глазом.

В Эмиратах для определения дат также широко применяются достижения современной науки. Так, в Абу-Даби действует целый Международный астрономический центр, одним из главных направлений работы которого является «Исламский проект наблюдения за полумесяцем».

Новый год на ВостокеНекоторые элементы исламского календаря, по-видимому, уходят корнями еще в жизнь до-исламской Мекки. В тогдашнем лунном календаре тоже было 12 месяцев и 354 суток (служители культа добивались его соответствия солнечному календарю, добавляя к нему некоторые временные промежутки, вплоть до месяцев). Третий и четвертый месяцы года носили те же названия, что и в современном исламском календаре, – «раби аль-авваль» и «раби ас-сани» («раби первый» и «раби второй», само слово «раби» означает «весна»). К тем же временам восходит и священный статус первого, седьмого, одиннадцатого и двенадцатого месяцев года (мухаррам, раджаб, зу-ль-када и зу-ль-хиджжа). Стоит заметить, что лунный календарь, по-видимому, во многом использовался мекканцами и был воспринят исламом, поскольку население города состояло в основном из купцов, для которых сельское хозяйство не имело первостепенной важности. Такой календарь, в отличие от солнечного, не был связан со сменой времен года и имел бы мало пользы для земледельцев. Конечно, хронологической и смысловой точкой отсчета для исламского летосчисления стала хиджра – переселение Пророка Мухаммада и его последователей из Мекки в город Йасриб (Медину).

Вероятнее всего, Мухаммад вместе со своим сподвижником Абу Бакром добрались до Йасриба 24 сентября 622 года н. э. Именно этот год стал первым в мусульманском календаре. Сам календарь был введен уже после смерти Пророка вторым праведным халифом – Омаром, который правил мусульманским государством в 634–644 гг. Датой начала года стал первый день мухаррама первого года хиджры, т. е. 16 июля 622 г. Хиджра как начало летосчисления была тогда избрана из нескольких вариантов, в числе которых был и год рождения Пророка, и различные события его биографии, и дата его смерти. Такой выбор – сделанный всего несколько лет спустя после ухода Мухаммада – оказался исторически верным.

Значение хиджры было поистине судьбоносным для исламской цивилизации. С самого начала в родной Мекке проповедь Пророка Мухаммада была встречена издевками, причем в первую очередь со стороны его соплеменников – курайшитов, язычников. Первые две группы мусульман еще около 615–616 гг. вынуждены были перебраться – совершить первую хиджру – из Мекки в Эфиопию, под покровительство ее христианского правителя. Жизнь самого Мухаммада и его оставшихся последователей подвергалась все большим опасностям. Однако жители Йасриба пригласили его к себе в качестве судьи и правителя. Мухаммад принял предложение, и мусульмане стали тайно и постепенно переселяться в Йасриб. Мухаммад и Абу Бакр перебрались туда в числе последних, чудесным образом спасшись от погони курайшитов. Это переселение мусульман за 400 километров на север было не просто физическим перемещением.

Йасриб получил название Медина (араб. «город», иногда добавляют – «мадинат ан-наби», т. е. «город Пророка», или «ал-мадина ал-мунаввара» – «пресветлая Медина»). Этот город стал первой столицей первого, быстро крепнувшего мусульманского государства, где Мухаммад был одновременно повелителем верующих, судьей и главнокомандующим. В Медине Мухаммад нашел и свой вечный покой. Переселившихся вместе с ним мусульман-мекканцев стали именовать «мухаджирами» (буквально – «переселенцами») – более того, так в те времена иногда называли всех мусульман вообще. Это подчеркивало главное значение хиджры – выход мусульман за пределы одного мекканского племени, разрыв клановых уз во имя создания сплоченной, универсальной общины верующих-единомышленников – общины, которая ушла от насмешек местечковой знати Мекки, чтобы стать одной из богатейших культур и мощнейших политических сил в мировой истории …

Именно о значении хиджры в основном и задумываются мусульмане во время встречи рас ас-сана – иногда последнее название даже заменяется одним словом «хиджра». Новый год не отмечается яркими празднествами, иногда даже не являясь выходным днем, – он, скорее, дает возможность для религиозно-философских размышлений. Название первого месяца года – мухаррама – переводится как «запретный» или «священный», а первые его десять дней называют «благословенными». Во время мухаррама многие мусульмане молятся, раздают милостыню, постятся, заключают браки. Шииты вспоминают о мученической смерти внука Пророка Хусейна 10 мухаррама 61 г. по хиджре. Но, вероятно, наиболее близки смыслу хиджры новогодние обеты, которые часто дают себе мусульмане. Обещая сделать в наступающем году что-то достойное, верующие встают на путь личного и коллективного совершенствования – начинают свою собственную, новую хиджру …

Похожие статьи:

#