Загадки восточного искусства
Поделиться:


Просмотров:  824

Султан Мухаммед. Двор Каюмарса. Миниатюра, деталь. «Шахнаме» Фирдоуси. 1525—1535 гг. Женева. Собрание Садруддина Ага-хана.Текст: Катерина Багинская, арт-эксперт, основатель галереи Baginskaya Gallery & Studio

НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ МЫ ПОВСЮДУ ОКРУЖЕНЫ ИСЛАМСКИМ ИСКУССТВОМ С ЕГО ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ МОТИВАМИ, КРУЖЕВНЫМИ АРАБЕСКАМИ И ИСКУСНОЙ КАЛЛИГРАФИЕЙ. НАС НЕ УДИВЛЯЕТ ОТСУТСТВИЕ ЛЮДЕЙ И ЖИВОТНЫХ В ОРНАМЕНТАХ, ВЕДЬ МЫ ЗНАЕМ – В ИСЛАМЕ ЭТО НЕДОПУСТИМО. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ЭТО ТАК?

В период зарождения новой религии, в начале VII века, еще ощущалось влияние византийской и сасанидской культур, что неудивительно, ведь мастера привыкли обращаться к определенному сюжету, в котором присутствовали и изображения людей. В исламе считается, что только Бог может создавать живых существ, и Бога называют Создателем и Творцом. Данные определения подходят также художникам и скульпторам, что может расцениваться как отождествление их с Богом. Хотя в Коране нет на то прямого запрета, из-за боязни идолопоклонничества исламские религиозные деятели запретили использование изображений людей и животных в декоративных целях.

Помимо этого, существует легенда: в Судный день изображенные мастером образы воскреснут и потребуют от него свои души. Кто же захочет отвечать перед Судом? Как оказалось, смельчаков находилось немало. Еще в начале исламского периода дворцы правителей в Сирии и Иордании украшались образами людей. Изменений не произошло и в Х веке. В искусстве Ирана, Сирии, Испании и Египта продолжали использоваться фигуральные образы.

Абстракционизм, охвативший в начале прошлого века всю Европу, частично обязан своим появлением исламскому искусству

Взгляните на вырезанную из мрамора женщину, играющую на флейте, которая, по всей видимости, украшала дом богатого господина, или керамическую посуду начала XIII века, на которой принц окружен элегантными арабесками. Вывод напрашивается сам собой: несмотря на табу, мастера продолжали изображать человека и животных, радуя глаз богатых заказчиков. Портретного сходства не было, изображения носили схематичный характер. Работы предназначались для частного пользования – украшения дворцов и предметов интерьера.

Одну из ключевых ролей в жизни общества играла литература, поэтому искусство часто ассоциировалось с иллюстрированием книг. Книги, созданные в исламском мире, можно условно разделить на три типа: священная книга Коран, с безупречной каллиграфией и иллюминированием, научные трактаты, часто переводимые с других языков, и проза и поэзия, носящие развлекательный характер. Последние два вида книг нуждались в иллюстрациях. Первые книжные иллюстрации появились, когда греческие и сирийские научные труды начали переводиться на арабский язык, как, например, манускрипты «Как лечить расстройства организма травами» и «Книга о неподвижных звездах», принадлежащие перу Абд Аль Рахмана ибн Умар Аль Суфи. Стоит отметить и не менее примечательный «Сборник рассказов» Аль Харири, творившего на рубеже XI–XII веков.

Подобные книги пользовались огромной популярностью. Иллюстрации к ним были выполнены в той же манере, что и христианские манускрипты тех лет. Книжная миниатюра достигла своего расцвета в XV веке во времена правления Тамерлана и его последователей. Миниатюры, созданные в 1430-х годах к произведению персидского писателя Фирдоуси «Шахнаме» («Книга царей»), представляют собой высокую художественную ценность. Они содержат сцены из жизни: встречи влюбленных, аудиенцию с правителем, охоту и сражения, впоследствии ставшие столь популярными среди живописцев. К началу XVI века выделяется город Тебриз, где трудился выдающийся живописец Бехзад (1460–1535). Миниатюры Бехзада отличались разнообразием цветов и оттенков: к темам из литературных произведений добавились сцены повседневной жизни, например, рабочие, строящие мечеть.

Хотя в Коране нет на то прямого запрета, из-за боязни идолопоклонничества исламские религиозные деятели запретили использование изображений людей и животных в декоративных целях

Сенан Вей. Мехмед Завоеватель. 1480 г. Стамбул. Музей при дворце ТопкапиПо манере изображения Бехзадом архитектурных сооружений можно представить внешний облик городов, а по одежде персонажей – судить о моде того времени.

В XVI веке, уже при Сефевидах, иллюстрирование книг продолжает оставаться самым красивым видом искусства. В этот период выделяется персидский живописец Султан Мухаммед, который снова обращается к «Шахнаме». В его работах хоть и чувствуется влияние Бехзада, но прослеживается и собственный стиль – необычность пейзажа: горы напоминают кристаллы и пенятся подобно волнам. Иногда в них можно встретить бесов и животных. Цветовая палитра отличается разнообразием и насыщенностью красок. Что же касается изображения людей, то, согласно традиции, персонажи в персидских миниатюрах не были объемными, поэтому идентифицировать человека можно было лишь при наличии личных атрибутов.

Интересно проследить развитие индийского искусства при Великих Моголах. Поначалу в Индию привозились персидские рукописи, служившие образцами для местных мастеров, но уже к середине XVI века появился смешанный индо-мусульманский стиль. Наиболее примечательны миниатюры к рукописи «История Хамсы». Книга включает в себя 1400 миниатюр, которые создавались в течение 15 лет. По ним можно легко проследить эволюцию живописи этого региона. В ранних работах прослеживалось персидское влияние, а более поздние выполнены уже в местных традициях. Особенность индийской исламской живописи – мягкий нюансированный колорит, четко очерченные силуэты персонажей, высокий горизонт, содержащий глубину, и трехмерное изображение зданий.

Существует легенда: в Судный день изображенные мастером образы воскреснут и потребуют от него свои души. Кто же захочет отвечать перед Судом? Как оказалось, смельчаков находилось немало

С XVII века начало ощущаться еще и европейское влияние, но это коснулось лишь изображений мужчин, которые стали более реалистичными. Женские портреты, как ни странно, остались идеализированными и лишенными объема. Религиозное искусство и архитектура не содержали фигуральные изображения. Однако светское общество жаждало разнообразия, а в случае с книжными иллюстрациями – развлечения, поэтому и появлялись изображения людей и животных, соседствующие с исламскими мотивами.

Что же касается более поздних периодов, то тесные связи между Западом и Востоком привели к интенсивному культурному обмену. Портреты правителей Османской империи не были редкостью, впрочем, как и восточные элементы в европейских дворцах. Художники-ориенталисты XIX века пользовались популярностью в Западной Европе.

Вспомним хотя бы полотна французских живописцев Эжена Делакруа и Жана Огюста Доминика Энгра, а также Василия Верещагина в России, знакомящие зрителя с экзотической культурой, бытом и искусством Востока. Но и это еще не все. Существует мнение, что абстракционизм, охвативший в начале прошлого века всю Европу, частично обязан своим появлением исламскому искусству. Вспомнить хотя бы Пауля Клее, Луи Муайе и Августа Макке, которые в 1914 году отправились за вдохновением в Тунис и привезли оттуда… Но это уже совсем другая история.

Похожие статьи:

#