Чернилами по бумаге

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  1011

Чернилами по бумагеМОДНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ СЕГОДНЯ ВСЕ БОЛЬШЕ ВЫТЕСНЯЕТ ФОТОГРАФИЮ. ПОСЛЕ ТОГО КАК ЕЕ ПОПУЛЯРНОСТЬ В МИРЕ ГЛЯНЦА ПОШЛА НА СПАД В КОНЦЕ 60-Х, НИКТО И НЕ ДУМАЛ, ЧТО СКЕТЧИ ВНОВЬ СТАНУТ ТРЕНДОМ. ОДНАКО ПОСТОЙТЕ, СТОИТ КОПНУТЬ ГЛУБЖЕ: МОДНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ – ОКОЛО 500 ЛЕТ!

Cтолетиями иллюстрация была основным источником визуального контента и важной формой коммуникации в сфере моды. Ее главной целью было передать дизайнерскую мысль в объеме и форме. Обычно иллюстраторы использовали акварель, цветные маркеры и карандаши, пастель, мелки, чернила и даже уголь.

Еще в XVI веке возникла необходимость в печатании книг о костюмах соседних народов. Иллюстрации были основной единицей информации в каждом издании, и вскоре приобрели первый «трендовый» атрибут: коллекционировать иллюстрации стало жутко модным. В следующем столетии в обиход вошли книги карманного формата, в которых зачастую встречались черно-белые картинки, а еще через 100 лет стали создавать отдельные вкладки с иллюстрациями одежды.

Расцвет рисунка, безусловно, происходил вместе с развитием модных журналов. Кстати, конце XIX столетия журналы выпускались в двух версиях: черно-белой и «люксовой» – цветной. Тираж таких изданий, как Vogue и L’Officiel, был невелик – от 1200 до 2500 экземпляров, и лишь 30 экземпляров предназначалось для постоянных читателей, печаталось на лучшей мелованной бумаге и оформлялось как подарочный альбом. Все чаще иллюстраторы предлагали не только картинки одежды, но и образы женщин и мужчин в разных стилях, тем самым давая читателям практические советы о дресс-коде.

В 1900-х французский модельер Поль Пуаре начал приглашать профессиональных художников для создания иллюстраций к собственным коллекциям. Пуаре часто работал в дуэте с Полем Ирибом, на творчество которого в главной степени повлиял стиль ардеко. Ириб добавлял в работы элементы карикатуры, благодаря чему его стиль быстро стал узнаваем. Вскоре иллюстрация стала появляться на обложках престижных французских журналах о моде. При этом обложка не обязательно отражала общий контент и рассматривалась больше как отдельный предмет искусства. Это было время таких выдающихся иллюстраторов, как Жан Демарши, Бернар Блоссак, Сигрид Хант. Среди них были и талантливые рекламщики, такие как Энди Уорхол и Рене Грюо, представившие иллюстрацию как особый рекламный жанр.

Закат эпохи иллюстрации пришелся на 1932 год, когда на обложке Vogue появилась первая фотография. В одночасье ценность и актуальность рисунка упала. Приход таких культовых фотографов, «суперзвезд» 60-х, как Дэвид Бейли, Брайан Даффи, Теренс Донован, стал логичным концом иллюстрации как массового средства оформления глянца. В 60-х годах она использовалась все реже, хотя и служила дополнительным источником творческого поиска быстрая в производстве и коммерчески успешная одежда прет-а-порте стала вытеснять кутюр, фотография заменила иллюстрацию на всех уровнях печатной продукции. К тому же стали уходить из жизни пионеры-иллюстраторы, такие как Карл «Эрик» Эриксон, Кристиан Берард и Рене Буше, запечатлевшие самые элегантные, аристократичные, самоуверенные образы ведущих модельеров XX века.

Сегодня, несмотря на революцию цифровой техники, модные иллюстрации снова стали популярны. Интернет явился благотворной почвой для начинающих художников. Дело в том, что искусство и новые технологии сегодня неразделимы, и иллюстрации становятся все более востребованными. Тем более что качество исполнения и скорость возросли в разы, а «подтереть» неправильные штрихи несложно. Барбара Халюники, Клим Эверден, Гладис Палмер, Хироши Танабе, Рикардо Фуманал, Ричард Грей, Таня Лин, Зои Тейлор заявили о себе именно с развитием первых онлайн-платформ и форумов.

Доступность информации и социальные сети, с помощью которых художники могут легко самовыражаться, нарабатывать аудиторию и создавать себе имя, – еще одна причина возвращения моды на иллюстрации. Среди самых активных иллюстраторов Instagram, например, – авторы страниц @paperfashion (Кейти Роджерс, 491 000 подписчиков), @ddrawbertson (Дональд Дробертсон, 142 000 подписчиков), @studiodore (Гаранс Доре, 110 000 подписчиков), которые постоянно подпитывают интерес аудитории путешествиями, спецпроектами с брендами и видеоуроками.

Стоит также отметить социальную составляющую жанра иллюстрации. Мир высокой моды, уставший от «отфотошопленных» до неузнаваемости моделей, возвращается к fashion-иллюстрации, как к более эксклюзивной и, как ни странно, «органической» форме и образу человека. Свежий интерес к рисунку также обосновывается потребностью создания более гармоничного имиджа, не имеющего ничего общего с навязчивыми и не всегда здоровыми «стандартами красоты», пропагандируемыми в современной масс-культуре. Можно провести параллель между философией легендарного иллюстратора Дэвида Даунтона и пластической хирургией. «Для меня, чем более «проработан» рисунок, тем он хуже, в нем теряется тайна, и становится невероятно скучно», – наблюдает художник. И правда, порой даже страшно от «клонов»-моделей и подобным им…

Однако вернемся к прекрасному. По сути, иллюстрация – это набросок человека на бумаге. Гибкость линий, простота, образность и ассоциативность – атрибутика иллюстрации. Художнику важно передать настроение и характер человека в нескольких штрихах, и зачастую, после десяти-двадцати эскизов с разных ракурсов, создается финальный вариант портретной модной иллюстрации. В этом и заключается красота и сила рисунка – в той неуловимой эстетике, не имеющей временных и пространственных рамок, которая с годами не теряет актуальности и переходит в разряд золотой классики. Все чаще можно встретить эскизы ближневосточных иллюстраторов Нуджуд Альсудаири и Шамека Блюуи, которые украшают страницы глянцевых журналов Ближнего Востока. Шамек использует традиционную арабскую каллиграфию, «оживающую», например, на шлейфе платья. Образ получается актуальным в контексте местной культуры. Нуджут же отсылает к эстетике эпохи Декаданса, даже несмотря на то, что сама художница живет в ЭрРияде, в Саудовской Аравии.

Сегодня иллюстрация стала настолько востребованной, что гонорар за одну работу в среднем может достигать 400 долларов. Чаще всего иллюстрации дополняют фотосессии, авторские материалы, а также коллажи в трендовых журналах о моде и стиле. Как и любой вид искусства, она уже не выйдет из моды, а скорее, будет меняться вместе с развитием «пиксельной культуры», идущей по пути дальнейшей манипуляции с умными технологиями и touch-screen. Кто знает, может, скоро можно будет действительно «высосать из пальца» приличную иллюстрацию?

Похожие статьи: