Полотна войны и победы

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  1049

«Родина-мать зовет!» Ираклия ТоидзеВ ПРЕДДВЕРИИ ПРАЗДНОВАНИЯ ДНЯ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ ПРИНЯТО ВСПОМИНАТЬ ТЕХ, КТО НАМ ЕЕ ПОДАРИЛ: ПРОЛИВАЛ КРОВЬ ЗА РОДНУЮ ЗЕМЛЮ, СРАЖАЯСЬ С ВРАГОМ НА ПОЛЕ БОЯ, ДЕНЬ И НОЧЬ РАБОТАЛ В ТЫЛУ, СПАСАЯ РАНЕНЫХ И ОБЕСПЕЧИВАЯ БОЙЦОВ ВСЕМ НЕОБХОДИМЫМ, ОСВЕЩАЛ СОБЫТИЯ, ПОДНИМАЛ ДУХ И ВСЕЛЯЛ НАДЕЖДУ.

Текст: Катерина Багинская, арт-эксперт, основатель галереи Baginskaya Gallery & Studio

Так уж исторически сложилось, что каждая война или революция вдохновляет художников на новые полотна батального жанра. Они отражают темы войны и военной жизни, великие сражения, эмоции солдат и простых людей. Работы призваны увековечить событие, возвеличить героев, разбудить патриотические чувства. Наряду с этим классическим жанром, корни которого уходят далеко в прошлое, существует плакат, который получил широкое распространение в ХIX веке (до этого существовали лишь единичные произведения этого вида искусства). Плакат носил агитационный или познавательный характер. А в XX веке его применение существенно расширилось. Вспомним о художниках периода Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, их вкладе в победу над фашизмом и влиянии на людей в послевоенные годы.

Батальный жанр изобразительного искусства существовал с древних времен. В античности боги и герои находились в постоянном противостоянии, что запечатлено на римских триумфальных арках, на фронтонах и фризах восточных храмов. В Средние века тема сражения присутствовала в книжных миниатюрах, иконах и даже коврах. Эпоха Возрождения внесла свою лепту в укрепление популярности батального жанра. Паоло Учелло, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан и Тинторетто – вот неполный список художников итальянского возрождения, кто популяризировал этот жанр. За пределами Италии, в XVII веке француз Ж. Калло в своих офортах разоблачал жестокость солдат. Полотна испанца Диего Веласкеса имеют социально-историческое значение, а военные события, запечатленные им на холсте, несут в себе глубокий этический смысл. Батальные полотна фламандца Питера Пауля Рубенса полны динамики и драматизма. Художники более позднего периода стали манипулировать композицией, чтобы возвеличить героя событий.

Петр Мальцев. Штурм Сапун-Горы. 1958 годВ XVIII веке в России появляется патриотический батальный жанр, как, например, «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые Ивану Никитину, а также работы Григория Угрюмова, Михаила Иванова. На рубеже XIX–XX веков с развитием реализма произошли изменения и в батальной картине: усилились пейзажные, жанровые и психологические аспекты. Если художники прошлых лет своей задачей ставили возвеличивание полководца, то сейчас их внимание привлекли бытовые сцены и эмоции рядовых солдат, как, например, в картинах Павла Ковалевского и Василия Поленова. Морская батальная картина расцветает в России благодаря Ивану Айвазовскому и Алексею Боголюбову. Также стоит отметить невероятно правдивые работы Василия Верещагина, порицающего милитаризм, эпопею военных подвигов народа руки Василия Сурикова, древнерусский эпос, пересказанный Виктором Васнецовым, и батальные панорамы, созданные Францем Рубо.

На фоне стремительно меняющегося мира, новых открытий и изобретений ХХ века происходит переосмысление роли искусства в обществе. Это коснулось и батального жанра, который претерпел радикальные изменения, существенно расширив свои границы и обретя новый художественный смысл. Глубоко эмоциональные, символические образы, созданные Пабло Пикассо, Хосе Ороско, Маруки Ири и многими другими, протестуют против фашизма, войн, жестокого и бесчеловечного обращения с людьми.

Советские художники-баталисты воспевали в первую очередь любовь к Родине, стойкость и мужество солдат, единство армии и народа. В период Великой Отечественной войны образ сражающегося за Родину героя-патриота интересовал художников не меньше образов великих полководцев. Например, «Оборона Севастополя» Александра Дейнеки полна драматизма. Художник не только увековечил великое событие 1942 года, но и возвеличил рядового солдата – это и является основным отличием художников-баталистов ХХ века.

В то время как живописные полотна с батальными сценами были доступны не всем, особую популярность приобрел плакат – ведь именно он, с кажущейся простотой изложения мысли и визуального образа, имел сильное воздействие на разум простого народа. В начале века им увлеклись Казимир Малевич, Эль Лисицкий, братья Штенберги, а с началом Великой Отечественной войны плакат стал играть одну из ведущих ролей в агитационной деятельности советского правительства.

Одна из наиболее значимых работ – плакат «Родина-мать зовет!» Ираклия Тоидзе. Художник начал писать картину сразу после сообщения Совинформбюро 22 июня 1941 года о начале войны, и уже в июле плакат с изображением матери, призывающей на защиту Родины, был напечатан многомиллионным тиражом.

Иван Айвазовский. Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года. 1846 годВолевая женщина-мать пронзительно смотрела со стен проходных заводов, вокзалов, сборных пунктов, госучреждений, колхозных контор, домашних кухонь и просто заборов. Образ Отчизны в лице простой женщины стал настолько популярен, что его неоднократно переиздавали. Важную роль играли агитационные плакаты «Окна ТАСС». Они были призваны выполнять те же функции, что и обычные плакаты, но их существенным отличием были яркость изображения и минимальные сроки производства, что позволяло мгновенно реагировать на события. Производились тассовские плакаты малыми тиражами, поскольку создавались вручную с помощью трафарета.

Особую роль в создании политических и агитационных листовок играет Студия военных художников имени Митрофана Грекова. Она была создана в 1934 году и имела учебный характер, а с 1940 года объединила профессиональных художников. За годы войны студийцы служили в действующей армии, делая натурные зарисовки, писали портреты героев, занимались фронтовой печатью, создавали боевые листки, карикатуры. В послевоенное время в живописи часто использовалась тема подвига, как, например, в картинах «Мать» Бориса Неменского и «Победа» Петра Кривоногова. Во многих городах Советского Союза, а также за рубежом создавались монументальные памятники воинской славы. С одной стороны, это укрепляло патриотические чувства народа, а с другой, увековечивало важнейшие события в истории Отечества. А благодаря усилиям журналистов, писателей, фото и видео-репортеров, режиссеров и кинооператоров, художников и всех тех, кто старательно собирал и бережно хранил материалы, связанные с событиями тех лет, у нас есть возможность даже сейчас восстановить цепочку событий, произвести оценку и сделать выводы, так необходимые для принятия правильных решений в будущем.

Похожие статьи: