Гидон Кремер:«Я служу Музыке»

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  1391

Гидон КремерСКРИПАЧ ГИДОН КРЕМЕР – ОДИН ИЗ ВЫДАЮЩИХСЯ МУЗЫКАНТОВ СОВРЕМЕННОСТИ. РОДИЛСЯ В РИГЕ, ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛУЧИЛ В МОСКВЕ, НО НА ПРОТЯЖЕНИИ ПОСЛЕДНИХ 30 ЛЕТ ПРИНАДЛЕЖИТ ВСЕМУ МИРУ. ЗА ЭТИ ГОДЫ УСПЕЛ ОСНОВАТЬ ФЕСТИВАЛЬ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ В АВСТРИЙСКОМ ЛОКЕНХАУЗЕ, ОРКЕСТР «КРЕМЕРАТА БАЛТИКА», ЗАПИСАТЬ БОЛЕЕ 100 ДИСКОВ И НАПИСАТЬ НЕСКОЛЬКО КНИГ – ВСЕ ЭТО В БЕЗОСТАНОВОЧНОМ ДВИЖЕНИИ, БЕЗ ПРАВА НА ОТДЫХ. В ЭТОМ СЕЗОНЕ МАЭСТРО ВПЕРВЫЕ ПРИБЫЛ В АБУ-ДАБИ, ЧТОБЫ ВЫСТУПИТЬ В РАМКАХ ФЕСТИВАЛЯ ABU DHABI CLASSIC, И ЛЮБЕЗНО СОГЛАСИЛСЯ ПОБЕСЕДОВАТЬ С «РУССКИМИ ЭМИРАТАМИ».

Беседовала Наталья Реммер

Гидон Маркусович, добрый день. Вы постоянно путешествуете. Как сегодня выглядит музыкальная карта мира? В какой стране больше всего поклонников классической музыки?

Гидон Кремер: Подлинная музыка всюду желанна и оценивается по достоинству, но в то же время наблюдается повсеместное увлечение гламуром. Тенденция поиска развлечения распространяется и на классику. Подчас «звезды» подменяют послание композитора собственной привлекательностью, собственным образом. Словом, вместо того чтобы служить музыке, они ее используют. Такая подмена ценностей для многих происходит незаметно. Я же тяготею к тем, кто вдохновлен самой музыкой, теми шедеврами, на которых воспитывался я сам. Об этом я подробно написал в своей последней книге «Признания миражиста».

Вас многие причисляют к русской музыкальной школе. Как вы к этому относитесь?

Гидон Кремер: Несмотря на то, что я учился в Московской консерватории имени П.И. Чайковского и многим обязан своему великому учителю Давиду Федоровичу Ойстраху, я не причисляю себя ни к какой школе, и думаю, что подлинного исполнителя и автора отличает собственный, неповторимый почерк, а не «школа».

Кого вы считаете выдающимися дирижерами современности?

Гидон Кремер: Я имел счастье сотрудничать с 500 дирижерами. Самыми впечатляющими были встречи с Леонардом Бернстайном, Гербертом фон Караяном, Николаусом Арнонкуром, но выделять лучших не стану – наверняка кого-то забуду. Их много…

Какими были ваше самое большое музыкальное открытие и самое большое музыкальное разочарование?

Гидон Кремер: Разочарования в основном связаны с теми музыкантами, которые предают музыку во имя собственной славы, которые вместо служения своему делу становятся дирижерами-дилетантами или «доверенными лицами».

А самые яркие впечатления последних лет – выступления с такими великими артистами, как Михаил Плетнёв, Марта Аргерих, Слава Полунин, композиторами Виктором Кисиным, Гией Канчели, Леонидом Десятниковым.

Вы активно участвуете в политической жизни, проводите концерты в чью-то защиту и поддержку. Зачем вы это делаете? Не мешает ли вам это видеть мир без стереотипов?

Я не был и не стану политиком и далек от желания связывать себя с какой-либо идеологией. Это желание было у меня отбито той «идеологией», которая окружала меня в юности, когда я жил и действовал в том, что называлось Советским Союзом. В то же время как человек и художник я не могу быть равнодушным ко всему, что связано с несправедливостью и ложью. И пусть мой взгляд на вещи и события субъективный – я считаю необходимым его выразить. Будучи музыкантом, я по-настоящему способен это делать только звуками.

Расскажите, пожалуйста, о ваших взаимоотношениях с инструментом.

Мне повезло в жизни. Я часто играл на замечательных инструментах – на скрипках Страдивари и Гварнери, а сейчас играю на скрипке их учителя Никколо Амати. И все же считаю, что каждый артист прежде всего несет инструмент в себе.

Как вы относитесь к дирижерам-женщинам?

Мне приходилось играть со многими женщинами-дирижерами. Не скрою, я тоже иногда склонен к предубеждениям. Хотя в принципе считаю, что с ними надо бороться! Но когда сталкиваюсь с подлинным талантом, например таким, как молодой литовский дирижер Мирга Гражините, то счастлив видеть замечательного музыканта и все предубеждения отпадают сами собой. Уверен, что перед Миргой откроется весь мир, ибо она не только талантлива и убедительна, но также скромна и честна. Большое счастье – сталкиваться с таким явлением.

Удается ли вам наслаждаться житейскими радостями в перерывах между гастролями? Какое место в вашей жизни занимает комфорт и материальное благополучие?

Отпуска мои, к сожалению, все еще слишком коротки, а комфорт занимает последнее место. Главное, чтобы в шумном мире вокруг ничего не отвлекало от работы и редких встреч с друзьями.

Вы выступаете с разными оркестрами. Какой фактор является определяющим для сплочения коллектива, превращения его в единое целое? Реально ли достигнуть баланса между слабыми и сильными звеньями внутри одного оркестра?

Уже почти 18 лет я руковожу созданным мной коллективом – оркестром «Кремерата Балтика». Именно здесь я нашел единомышленников и гармонию в подходе к музыке. Эти молодые ребята открыты и новой музыке, и неожиданным проектам. Разделять с ними собственные замыслы – одно удовольствие.

Наше последнее увлечение – открытие выдающегося русского композитора Мечислава Вайнберга, коллеги и близкого друга Д.Д. Шостаковича. Хочется сделать все, чтобы его творчество было оценено во всем мире. Одним из наших последних проектов также является проект «Новые сезоны», один из вариантов которого мы представляем нынче, гастролируя по арабскому миру.

Совсем недавно вы представили яркий проект со Славой Полуниным. Стоит ли ждать новых звездных дуэтов?

Пока хочется продолжить начатое. Содружество Славы с нашим коллективом «Снежная Симфония» все еще радует. Жаль, что наши расписания не позволяют более частых встреч на сцене. А новое – всегда в замыслах. О них пока говорить рано.

В чем секрет вашего творческого долголетия?

Секрета нет – есть одно правило: быть открытым всему и стараться жить своей жизнью. Репертуар Гидона Кремера включает в себя сочинения как классических, так и современных композиторов. Скрипач сотрудничал с такими композиторами, как Астор Пьяццолла, Филип Гласс, Альфред Шнитке, Георгс Пелецис, Леонид Десятников, Александр Раскатов, Александр Вустин, Лера Авербах, Петерис Васкс, Арво Пярт, Виктория Полевая, Роберто Карневале, Джон Кулидж Адамс и Гия Канчели.

Похожие статьи: