Гении Cоветов

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  1160

Илья и Эмилия КабаковыТекст: Наталья Реммер

НАЧАЛО XXI ВЕКА ПОКАЗАЛО: СПРОС НА ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО МИНУВШЕГО СТОЛЕТИЯ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ОКРАШЕННОГО В ЦВЕТА ОСТРОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ, РЕЗКО ПОШЕЛ ВВЕРХ. ТО, ЧТО В 70-Е ГОДЫ МОЖНО БЫЛО ПРИОБРЕСТИ «ИЗ-ПОД ПОЛЫ» ЗА БЕСЦЕНОК У БЕДСТВУЮЩЕГО АВТОРА, СЕГОДНЯ ВЫХОДИТ НА АУКЦИОН С ЭСТИМЕЙТОМ В СОТНИ ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ И УХОДИТ С МОЛОТКА С МНОГОКРАТНЫМ ПРЕВЫШЕНИЕМ СТАРТОВОЙ ЦЕНЫ. МЫ ПОПЫТАЛИСЬ РАЗОБРАТЬСЯ, В ЧЕМ СЕКРЕТ НОВОЙ ВОЛНЫ УСПЕХА СОВЕТСКОГО АРТА.

Тренд «Ностальгия»

Cоветское искусство, от Кузьмы Петрова-Водкина и одиозных и прорежимных «Окон сатиры РОСТА», до самобытного, подрывающего режим андеграунда конца 70-х годов, – артпространство, дающее нам преломленное представление о том, что происходило за «железным занавесом». Насколько ценны эти воспоминания тем, кто жил в огромной стране, или впечатления – для тех, кто читал о ней в антисоветской прессе? По мнению арт-критика Джона Барда, проживающего в Дубае, популярность советского арта за последние несколько лет резко возросла. «Это во многом связано с тем, что жители бывшего СССР рассеялись по всему миру и, живя в Европе и США, начали собирать предметы искусства, так или иначе отражающие их национальную идентичность», – поясняет критик. Если раньше советских и постсоветских художников мало кто мог идентифицировать, то сегодня ситуация изменилась – их имена гремят далеко за пределами богемного круга, а стоимость работ взлетает до небес. Произведения Ильи Кабакова, которого называют последним великим русским художником, можно найти в Музее современного искусства и Музее Соломона Гуггенхайма в США, Центре Жоржа Помпиду во Франции, Музее Людвига и Музее современного искусства в Германии, в галерее Тейт Модерн в Англии и т. д.

В 60-е Кабаков начинал как иллюстратор детских книг, а уже через два десятка лет основатель московского романтического концептуализма стал одним из самых известных советских художников неофициального направления и, после эмиграции в Нью-Йорк, едва ли не главным представителем современной русской живописи на Западе. Cреди его действительно многочисленных работ – картины, трехмерные объекты и инсталляции, выполненные в разных техниках. Не только игра на страхе красного, но и художественная и смысловая уникальность помогли Кабакову вписаться в международный контекст, приобрести свою аудиторию и занять вполне определенную рыночную нишу.

Звание самого дорогого из ныне живущих русских художников Илья Кабаков получил после торгов аукционного дома Phillips de Pury & Company 2008 года, когда его картина «Жук» ушла с молотка за рекордные US$ 5,8 млн. Покупателем выступил россиянин, владелец компании «Акрон» Владислав Кантор. На тот момент произведение современного искусства было признано самым дорогим из когда-либо проданных. Новую порцию внимания художник-концептуалист получил после того, как зимой 2013 года более 40 его работ (ранние альбомы и инсталляции) приобрели опальный олигарх Роман Абрамович и его подруга, основательница московского центра современной культуры «Гараж» Дарья Жукова.

НАЗАД, В СССР!

Художник Эрик БулатовАукционные торги, как и конные скачки, вещь весьма специфическая: никогда не знаешь (особенно это заметно, если в зале торгуются русские коллекционеры), что движет покупателем – холодный расчет, истинная страсть к искусству или просто азарт обойти соперника. Однако если проанализировать спрос, то некоторые любопытные тенденции отметить все-таки можно.

В первую очередь особым спросом на торгах по современному искусству пользуются работы мэтров, так называемых «живых классиков». Вовторых, покупатели чаще хватаются за «крупнокалиберные», монументальные работы, в высоту выше человеческого роста. И что еще любопытно – во всех этих работах акцентируется советская, а вернее даже – антисоветская тематика, так сказать, борьба с системой. Неужели все-таки индустрией искусства движет ностальгия по СССР?!

По оценкам экспертов, стоимость коллекции, кото- рую в течение двух десятилетий собирал американский коллекционер Джон Л. Стюарт, составила порядка US$ 60 млн. Если мерить успех современных художников их при- сутствием на известных во всем мире специализированных торгах, то, безусловно, первыми высокую ценовую планку возьмут ближайшие сподвижники Ильи Кабакова – Эрик Булатов и Олег Васильев. Первого из них, одного из самых известных русских авангардистов, считают отцом-основа- телем соц-арта. Булатов был первым русским художником, который еще в советское время, в 1988 году, представил свои работы в Национальном центре искусства и культу- ры имени Жоржа Помпиду в Париже. Его картины узнают во всем мире благодаря умелой игре на советской действи- тельности, которую только могли испытать на себе худож- ники-антисоветчики. Ощущение бега по кругу, безвыход- ности, коллективного мнения и произвола чиновников, описанных «шершавым языком плаката», – все это находит своего покупателя. Если из СССР работы Булатова, про- данные им из-под полы практически за копейки, вывоз- ились со штампом «Художественной ценности не имеет», то в 2007 году его картина «Советский космос», с Леони- дом Брежневым на фоне советского герба, ушла с торгов дома Phillips de Pury & Company за US$ 1,6 млн, а еще два полотна на советскую тематику, в том числе «Революция – перестройка», были проданы по миллиону долларов за каждое. А буквально пару месяцев назад, на аукционе Christie’s, «масло» «Свобода есть свобода II» ушла в част- ную европейскую коллекцию за US$ 400 тысяч.

Старинный друг Эрика Булатова – Олег Васильев, один из лидеров неофициального искусства 60‑70‑х годов. Чтобы прокормить себя в советской Москве, они вместе иллюстрировали детскую литературу – для издательств « Детгиз » и « Малыш ». Их творческий тандем успешно существовал на протяжении 33 лет. В 1965 году Васильев создал первую работу « Дом на Анзере », в 90‑х годах –серию ностальгических пейзажей, в том числе « Березняк на окраине Москвы » и « После дождя », которые вышли на торги Christie 's. Его реалистичные полотна, стоимость которых доходит до полумиллиона долларов, отличает подчас фотографическая точность – во многом благодаря ей они и завоевали признание американской публики. Работы Васильева экспонируются в Третьяковской галерее и Русском музее, а приобрести их – настоящая удача для коллекционера ( художник скончался в 2013 году – Прим. ред.).

Частные запасники

«В последние пять лет мы наблюдаем значительное увеличение числа коллекционеров, – говорит Ивлин Хиткоат Амори, cпециалист и соруководитель торгов русского искусства аукционного дома Christie’s. – Если раньше русское искусство всех периодов традиционно пользовалось спросом у русскоязычных клиентов, то постоянное присутствие российских авторов на международных выставках и арт-ярмарках поставило в ряды покупателей американцев и западных европейцев». Одними из самых страстных собирателей постсоветской живописи, по ее мнению, являются граждане США, Нидерландов, Великобритании и Норвегии. Одновременно с ростом интереса к живописи повышается спрос на менее традиционные виды искусства – фотографию, кино, предметы перформанса и инсталляции. Как считает Джон Бард, не менее страстными потребителями советского искусства становятся китайцы. Их сердцу как раз дорого все, что связано с коммунистической доктриной, образами Ленина и ожиданиями светлого будущего. В топ-лист самых знатных арт-коллекционеров, по версии ресурса Wealth X, входит только один представитель бывшего СССР, которого лишь условно можно назвать нашим соотечественником, – нынешний премьер-министр Грузии Бидзина (Борис) Иванишвили.

Стоимость его коллекции оценивается в US$ 1 млрд. Некоторые работы украшают стены футуристического замка премьера, выстроенного на горе Мтацминда японским архитектором Сина Такамацу.

Одним из крупнейших коллекционеров современного искусства, помимо уже упомянутых Романа Абрамовича и Вячеслава Кантора, считают и президента Альфа-банка Петра Авена. Ему принадлежат наиболее полные собрания произведений участников ведущих художественных объединений конца XIX – начала XX века: «Бубновый валет», «Голубая роза», «Мир искусства». В коллекции есть выдающиеся работы Валентина Серова, Константина Коровина, Кузьмы Петрова-Водкина, Михаила Ларионова.

Эксперты оценивают стоимость собрания в US$ 500 млн. Один из факторов успеха, считают эксперты, в том, что современное искусство все-таки остается более доступным, чем, например, произведения Серебряного века или эпохи авангарда, благодаря чему они привлекают внимание молодых и начинающих коллекционеров. Вместе с тем в России еще не выросло новое поколение молодых коллекционеров, исповедующих при работе на арт-рынке подход грамотного инвестирования. А поторопиться, как считают эксперты, сейчас как раз самое время. «Современное российское искусство остается относительно недорогим, по сравнению с европейским.

Однако многочисленных талантливых и молодых авторов продвигают самые модные галереи, за которыми следит все арт-сообщество. Например, Павла Пухова, выставленного в Музее современного искусства в Москве, критики уже назвали русским Бэнкси ( художник ушел из жизни в 2013 году, в возрасте 29 лет – Прим. ред.), а соло-экспозиция русского гения Павла Пепперштейна имела колоссальный успех в Лондоне. Такие работы точно не залежатся на полках », – утверждает Ивлин Хиткоат Амори.

Наши – там

О том, что рынок современного искусства в России – в первую очередь в Москве и в СанктПетербурге – разрастается, свидетельствует проведение престижных международных смотров. Этим летом Государственный Эрмитаж отдал свои площади под биеннале современного искусства « Манифеста 10 », которая продлится до 31 октября. Один из самых значимых форумов европейского искусства, наряду с Венецианской биеннале и кассельской « Документой », позволит россиянам ознакомиться с работами всемирно известных авторов и привлечет в страну зарубежных коллекционеров.

Взаимопроникновение России и Запада растет и не может не давать всходов. Грандиозная выставка Казимира Малевича – основателя супрематизма и ключевой фигуры в течении русского авангарда, открывшаяся в лондонской галерее Tate Modern, в очередной раз напоминает о колоссальной роли России в мировом художественном процессе. Более 400 работ русского авангардиста, редкие рисунки, наброски и скетчи самого художника, его коллег и учеников были привезены в Лондон из США, Германии, Франции, Греции и, разумеется, России. Посетители становятся свидетелями уникального явления: в залах галереи впервые встретились два «Черных квадрата», ставших точкой отсчета нового искусства: один предоставил Русский музей, второй – Третьяковская галерея.

С большим нетерпением мировая художественная общественность ждет и 56-го Венецианского биеннале 2015 года. Впервые за всю историю существования российского павильона в нем будет показан персональный проект женщины-художницы – легендарной фигуры московской арт-сцены Ирины Наховой. В прошлом году художница получила премию Кандинского за медиаинсталляцию «Без названия», в которой она обратилась к советскому прошлому. Проект состоял из видеоколлажа о жизни семьи (бабушки, дедушки, мамы, папы и самой художницы ) и двух больших фотографий : « Руководящий состав » – изображение партийной верхушки, лица людей заменены красными пакетами, и « Фигуристки » – лица закрашены шариковой ручкой. Это история без лиц и имен – о стертой истории и короткой памяти современников. Актуальна как никогда!

Похожие статьи: