Индикатор самочувствия

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  1264

Kusama. Pumpkins. 2014Текст: Игорь Шевкун

РАБОТЫ ЯРЧАЙШЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦЫ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЯЕЙ КУСАМЫ ДАЮТ ПИЩУ ГЛАЗАМ, ИЗЛУЧАЮТ СТРАННУЮ ГАРМОНИЮ И ЗАСТАВЛЯЮТ ЗАДУМАТЬСЯ. В МАРТЕ ЕЕ РАБОТЫ МОЖНО БЫЛО ВИДЕТЬ НА ART DUBAI 2014, А В СЕНТЯБРЕ В ЛОНДОНЕ СТАРТУЕТ ЕЕ НОВАЯ ВЫСТАВКА PUMPKINS, ПОСВЯЩЕННАЯ «ВЕЛИКОДУШНОЙ НЕПРЕТЕНЦИОЗНОСТИ ТЫКВЫ», С КОТОРОЙ ХУДОЖНИЦА АССОЦИИРУЕТ СЕБЯ…

Притяжение искусством

В творчестве эксцентричной японки Яей Кусамы есть нечто, что делает ее абсолютно недосягаемой для целых армий художниц и королев инсталляций. Ее искусство по-настоящему многогранно, потому что в нем читается весь ее жизненный опыт, в котором были взлеты и падения, надежды и разочарования, встречи и расставания. Непростая жизнь художницы из Мацумото (префектура Нагано), с детства страдающей галлюцинациями и навязчивыми мыслями, переплеталась с жизнью обычной дочери, которую мать заставляла шпионить за своим отцом-ловеласом. Авторитарная мать не одобряла увлечение девочки живописью и рвала холсты, которые Яей в возрасте 10 лет настойчиво продолжала писать. Наконец в 1948 году молодая Кусама совершила долгожданный побег из дома и начала изучать традиционную японскую живопись в институте, но строгая дисциплина и иерархические отношения между учителем и учениками ей не приглянулись. С этого момента она приняла решение экспериментировать с живописью самостоятельно, полагаясь только на собственную интуицию.

Яей КусамаРанние работы Кусамы представляли сочетание традиционного японского стиля живописи с западным влиянием. Трансфор-мируя свои фобии в картины и инсталляции, художница в 1958 году отправилась покорять Нью-Йорк, где открыто выступала против Вьетнамской войны и подружилась с авангардными художниками Фрэнком Стелла, Джозефом Корнеллом и Дональдом Джаддом. Именно в Америке Яей Кусама преследует долгосрочную цель: превратить свое имя в бренд – и создает студию Kusama Enterprises по соседству со знаменитой «Фабрикой» Энди Уорхола, где пишет картины и выставляет на продажу свои фильмы, необычные проекты, смело пуская свое имя в оборот арт-бизнеса. Так на свет появились сумки и футболки с принтом Kusama, выпущенные ограниченным тиражом, мягкие экологические скульптуры, фестиваль боди-арта и фильм «Самоуничтожение Кусамы», который получил награды на нескольких преститжных кинофестивалях.

« Художники должны протестовать все время, – заявляла Яей Кусама, – потому что в мире еще много проблем с демократией и правами человека, слишком большая пропасть между богатыми и бедными. В Японии произошло много политических и социальных изменений за последнее десятилетие, поэтому я поддерживаю молодых художников, жертвую деньги и свои работы в культурные фонды ». Сегодня за ее плечами выставки по всему миру от Сингапура до Москвы, документальный фильм « Яей Кусама, я обожаю себя » и самая дорогая « белая » картина Infinity Net, проданная за астрономические $ 5 100 000 на аукционе Christie » s.

Японский рецепт

Для того чтобы добиться успеха, художнику необходимо обладать тремя главными качествами: талантом, энергией и свежим взглядом, опережающим время. Из этих трех решающим в творчестве Яей Кусамы, как правило, становится последнее. «С самого детства я делала работы с точками или горошком, – говорит Яей Кусама. – По моему мнению, Земля, Луна, Солнце и люди – все представляют собой какую-то точку, единственную частицу среди миллиардов других. В этом заключается суть моей философии, которая вызывает интерес у людей».

Когда Марк Джейкобс предложил художнице поработать с Louis Vuitton, она охотно приняла предложение и, несмотря на преклонный возраст (в то время ей было 82 года), с энтузиазмом окунулась в разработку дизайна изделий. В результате в 2012 году продажи марки стремительно возросли. Ключ к успеху заключался в раскованной и игривой женственности коллекции Louis Vuitton, созданной Яей Кусамой. Следы таланта удачливой авангардистки очевидны: лимонно-желтое платье в черный горошек, с оборками на юбке, классический прозрачный тренч, усыпанный красным или черным горохом на выбор, шелковые шарфы и массивные сумки… «Она черпала энергию и вдохновение из своего сказочного мира, который никогда не заканчивается» – делился своими впечатлениями Марк Джейкобс.

Откровенная чувственность и наблюдательность художницы подтолкнула ее к созданию выставки Infinity Mirrored Room – Filled with the Brilliance of Life, проходившей в большой зеркальной комнате, стены, потолок и пол которой отражали бассейн с водой. Прилепленные к потолку сотни маленьких круглых светоизлучающих диодов вспыхивали в темноте в разных цветовых сочетаниях и давали зрителям новый опыт переживания в бесконечном пространстве.

В другой инсталляции I’m Here, but Nothing, которая выставлялась в галерее Tate Modern в Лондоне в 2012 году, гостиную заполняли флуоресцентные стикеры – горошины, которые мерцали и повторялись повсюду: на креслах, диване, стенах и посуде, производя впечатление мира, словно увиденного через волшебную призму. Такое пребывание в виртуальной нирване завораживало зрителей, заставляя время остановиться.

В Дубае Яей Кусама впервые с большим успехом выставлялась в 2012 году под крылом лондонской галереи Victoria Miro на ярмарке современного искусства Art Dubai. В 2014 году на той же Art Dubai главным украшением стала картина Кусамы A Blue Song – « заключительный цветок ее долгой и яркой карьеры » по мнению арт-критиков. Кажется, что картины миниатюрной японки умеют дышать и обладают « постгипнотическим » эффектом, неслучайно она стала первой женщиной, получившей Императорскую премию Praemium Imperiale – престижнейшую награду в Японии за всемирное признание художников.

В сентябре в Лондоне в галерее Victoria Miro стартует новая выставка Кусамы Pumpkins. Тыква как арт-объект появилась впервые в некоторых работах Кусамы в 1948 году, а позднее, после возвращения художницы из Нью-Йорка в Японию, вновь стала центральным символом многих ее работ. Художница не скрывает, что имеет сильное личное отождествление с ярко-оранжевым овощем, «пищей богов», и восхищается тыквой за «выносливость, неизменное качество и за уникальные приятные свойства». «Современное искусство – это всегда изнурительная работа, в которой нет места удаче, а есть место лишь слепой самоотдаче». Кусама признается, что просто должна выполнять свой долг и разрушать привычные стереотипы и клише. Всегда.

Похожие статьи: