Щедрый месяц Рамадан
Поделиться:


Просмотров:  1375

Щедрый месяц РамаданВ ЭТОМ МЕСЯЦЕ ПОЛТОРА МИЛЛИАРДА ВЕРУЮЩИХ СКЛОНЯЮТ ГОЛОВЫ НАД СВЯЩЕННЫМ ПИСАНИЕМ – КОРАНОМ. РАМАДАН СЧИТАЕТСЯ ЛУЧШИМ ВРЕМЕНЕМ В ГОДУ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ, ГДЕ ТЕСНО ПЕРЕПЛЕЛИСЬ ТРАДИЦИИ ХРИСТИАНСТВА, ИУДАИЗМА И ДРЕВНИХ БЕДУИНСКИХ УСТОЕВ. ОДНАКО ПОНЯТЬ ЗНАЧЕНИЕ И ТРАДИЦИИ РАМАДАНА НЕВОЗМОЖНО БЕЗ ПОНИМАНИЯ ПЯТИ ОСНОВНЫХ СТОЛПОВ ИСЛАМА. К НИМ ОТНОСЯТСЯ: ШАХАДА (СВИДЕЛЬСТВО ВЕРЫ), СОЛЯТ (МОЛИТВА), САУМ (ПОСТ В РАМАДАН), ЗАКЯТ (НАЛОГ В ПОЛЬЗУ БЕДНЫХ) И ХАДЖ (ПАЛОМНИЧЕСТВО). ПОЗНАКОМИТЬСЯ С НИМИ – ЗНАЧИТ ПРИОТКРЫТЬ ДВЕРЬ В МИР ГЛУБОКОГО ДУХОВНОГО ОПЫТА И ПОВСЕДНЕВНОГО БЫТА МУСУЛЬМАН.

Текст: Николай Гудалов, магистр международных отношений, специалист по истории и политике арабских стран

Формула веры

Шахада – это исламская формула вероисповедания, которая дословно переводится так: «Нет Божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Его». В свидетельстве веры закреплены два основополагающих исламских принципа – единобожия и признания пророчества Мухаммеда. Шахада также отражает особое положение, которое занимает в исламе пророческая миссия Мухаммеда. Мусульмане признают и других, более ранних пророков. Некоторые исламские ученые считают, что раз в Коране не указано точное число пророков, то уместнее говорить так: «Я уверовал во всех Пророков, посланных Аллахом, начиная с Пророка Адама, мир ему, и заканчивая Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Всевышнего».

Подчеркнем, что в Библии упомянуты следующие пророки, в которых верят мусульмане: Ной (Нух), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса), Иоанн Креститель (Юнус ибн Закрийа), Иисус (Иса) и многие другие.

Шахада возникла как молитвенный призыв и восклицание, с помощью которого первые мусульмане отличали себя от иноверцев, прежде всего язычников. До сих пор во время призыва на молитву (азан) ее первая часть, в которой провозглашается единство Аллаха, повторяется три раза, а вторая часть с признанием пророчества Мухаммеда – два. Шахада произносится при пробуждении и отходе ко сну, когда рождается ребенок или когда человек чувствует, что настал его последний час. Если человек произносит шахаду с полным пониманием ее смысла и при свидетелях, то он становится мусульманином и приобретает соответствующие права и обязанности.

Поклонение истине

Щедрый месяц РамаданСолят (по-арабски), или намаз (по-персидски), – мусульманская молитва, играющая для правоверных огромную роль. Через нее человек может напрямую обратиться к Аллаху – между ними, согласно исламу, нет никаких посредников. Мусульмане верят, что молитва способна исцелить физические и духовные недуги. Ежесуточно совершается пять обязательных молитв – предрассветная, полуденная, предвечерняя, на закате, ночная. Запрещено молиться точно в полдень, в моменты, когда солнце восходит и заходит. Для путника вторая и третья молитвы и две последние молитвы могут объединяться. Молятся мусульмане индивидуально или коллективно в любом чистом месте. На молитву верующие созываются азаном. Мужчины и женщины молятся раздельно. По возможности, женщины размещаются на галерее или балконе мечети, если это невозможно – позади мужчин, и во всяком случае – за завесой.

В основе молитвы лежит система движений, поз и словесных формул, называемая ракаат. После омовения молящийся встает на молитвенный коврик и обращается лицом к Мекке. Это направление называется киблой (первой киблой был Иерусалим). Каждый ракаат состоит из одного поясного поклона (руку) и двух земных поклонов (сажда). Каждая из пяти обязательных молитв состоит из разного числа ракаатов (от 2 до 4). Ракаат включает в себя восхваление Аллаха, чтение первой суры Корана по-арабски, поясный поклон и земной поклон, чередуемые сидением на коленях. Для завершения молитвы верующий, сидя произносит шахаду, а затем через правое плечо, – приветствие «Мир вам и милосердие Аллаха» и то же самое через левое. Особое значение имеет полуденная молитва в пятницу (аль-Джума – «день собрания»). Ее предваряет хутба – краткая проповедь. Имам-хатиб, стоя на кафедре мечети, приветствует верующих, восхваляет Аллаха и просит благословить пророка, зачитывает отрывки из Корана, молится за верующих и упоминает имя правителя, наставляет собравшихся в благочестии.

Традиции благочестия

Рамадан, девятый месяц исламского лунного календаря, ознаменован постом – саумом. Он был установлен пророком в 624 году, однако восходит к более древнему обычаю благочестивого уединения. В светлое время суток в течение всех 30 дней здоровые мусульмане должны полностью воздерживаться не только от пищи, но и от питья, курения и вдыхания табачного дыма, пользования духами и благовониями, супружеских отношений – всего того, что отвлекает от богоугодных размышлений. С наступлением темноты, когда белую нитку становится невозможно отличить от черной, эти запреты снимаются. Однако смысл поста состоит в том, чтобы отказаться от излишних земных удовольствий даже ночью. Верующему следует проводить пост в размышлениях, беседах, чтении, раздаче милостыни, урегулировании споров и др. Ему нужно отринуть от себя зло, алчность, насилие, коварство, раздражение, пустословие и ложь.

От поста освобождаются больные люди, беременные женщины, кормящие матери, младенцы, старики, люди, пребывающие в длительной поездке или на чужбине, солдаты во время войны, пленники, не отбывшие наказания преступники и т.д. Интересно, что в ОАЭ, например, было дано право нарушать пост людям некоторых профессий, например, рабочим, проводящим день под открытым небом на невыносимой жаре. Те, кто были освобождены от саума или случайно нарушили его, постятся позже, возмещая пропущенные дни. Если человек нарушил саум умышленно, то он должен покаяться и искупить свою вину. Рамадан до сих пор привносит особую атмосферу в жизнь многих мусульманских стран, в том числе Эмиратов. Местные астрономы из специального Комитета по наблюдению за луной заранее предсказывают день и время с точностью до минут, когда появится и зайдет молодой месяц и когда наступит следующий за Рамаданом месяц шавваль.

Но официально объявляют о пришествии священного месяца лишь тогда, когда новая луна будет видна. О новолунии в принципе может сообщить любой наблюдатель. В течение Рамадана в общественных местах строго следят за тем, чтобы люди соблюдали пост: нельзя даже пить или слушать громкую (нерелигиозную) музыку. Причем это недопустимо и в салоне автомобиля. Наказанием может стать в лучшем случае выговор от полиции, а в худшем – штраф или даже тюремное заключение.

Почти все рестораны в течение дня закрыты (в отелях места, где немусульмане принимают пищу, обычно огораживают). Открываются они с наступлением темноты, когда прозвучат долгожданные звуки азана и толпы радостных туристов и местных жителей устремятся за столики. Многие магазины и организации также закрыты в дневное время – однако большие торговые центры работают в течение дня и допоздна. Мусульмане совершают две трапезы: перед предрассветной молитвой (сухур) и после наступления темноты (разговение – ифтар). Традиционно это были легкие перекусы – аравийцы довольствовались финиками и водой.

Ислам в целом поощряет пищевую умеренность. Но сейчас в ОАЭ ифтары могут быть весьма обильными. Во многих отелях расставляют палатки, где гости могут отведать блюда специального «рамаданного» меню.

Конечно, Рамадан – пора не только ограничений, но и возможностей прикоснуться к большому мусульманскому празднику. Во время священного месяца принято ходить в гости к друзьям и родным, особенно к тем, с кем человек давно не общался. Ифтар собирает членов семьи и знакомых. Иногда организуют специальные ифтары с широким участием представителей различных культур. Подаются традиционные блюда арабской кухни. В Эмиратах о времени разговения даже объявляют стрельбой из пушек. Во многих мечетях бедным раздаются бесплатные наборы питания. В стране организуют культурно-просветительские мероприятия, конкурсы знатоков Корана. Повсюду выставляются характерные инсталляции с фонариками, кувшинами, изображениями луны и звезд, каллиграфически выведенными фразами «Рамадан мубарак» – «благословенный Рамадан», или «Рамадан карим» – «щедрый Рамадан».

Последние десять дней священного месяца считаются особенно важными. Наиболее благочестивые мусульмане проводят их в уединении. Для них в Эмиратах мечети открывают свои двери на 24 часа в сутки. Уединиться для богоугодных размышлений стремятся и мужчины, и женщины, нередко в мечети приводят и детей. В одну из последних ночей Рамадана, обычно с 26-го на 27-е число (точная дата не установлена, но праздник должен приходиться на нечетный день), празднуют Ночь предопределения, или могущества (Лейлат аль-Кадр). Именно тогда, как считается, пророку были ниспосланы первые откровения из Корана. Мусульмане верят, что в эту ночь Аллах выносит решения об их судьбах, учитывая благочестие и молитвы каждого человека, а ангелы спускаются с небес, чтобы вершить благие дела. Верующие направляются на молитву в мечеть, читают Коран, возносят прошения к Аллаху. Считается, что провести эту ночь благочестиво – лучше, чем праведно прожить тысячу месяцев! Искренней молитвой верующий может искупить все свои прошлые грехи.

По окончании поста, первого числа месяца шавваля, начинают отмечать Праздник разговения (Ид аль-Фитр – Малый праздник). Он длится 3 дня. Традиционно мусульмане посещают общую молитву, затем проводится пышная трапеза. В прошлом году в Абу-Даби мечеть шейха Заеда, способная принять 40 тысяч верующих, во время утренней молитвы была переполнена. В этот праздник время проводят с семьей и друзьями, делятся с единоверцами радостью окончания поста и обретения нового духовного опыта.

Как и в течение Рамадана, в Ид аль-Фитр обильно раздают подарки и милостыню. Ни один бедняк не должен остаться обделенным. В целом Малый праздник после трудного поста часто отмечается даже более радостно, чем Большой (Праздник жертвоприношения). Напоследок отметим: Рамадан в ОАЭ интересен для туристов и с материальной точки зрения. Большинство магазинов устраивают распродажи и специальные акции.

Почет добродетели

Закят – регулярный налог, который выплачивают со своих доходов все дееспособные мусульмане в пользу нуждающихся. Буквальное значение этого слова – «чистота»: давая милостыню, мусульманин как бы очищает, оправдывает свое богатство. Этот налог также основывается на доисламской традиции, когда захваченная племенем добыча шла в его «совместный фонд». Полученные суммы поступали мусульманским судьям – кадиям – или в государственную казну. Затем они расходовались в течение одного года только для помощи нуждающимся, как правило, в том же округе, где были собраны.

Символ единства

Каждый мусульманин должен хотя бы раз в жизни совершить хадж – паломничество в священный город Мекка. Хадж позволяет человеку отрешиться от мирской суеты, но в то же время является, пожалуй, самым зримым выражением единства мусульман всего мира.

Седьмого числа Зуль-хиджа, двенадцатого месяца исламского календаря, паломники прибывают в окрестности Мекки. Они погружаются в особое состояние – ихрам: мужчины и женщины омываются, стригут ногти и волосы, надевают одежду из белой бесшовной ткани (только для мужчин), отказываются от мирских желаний и излишеств (например, парфюмерии). В ихрам входят для совершения обоих видов паломничества – малого (умра) и большого (собственно хадж).

Войдя во двор Заповедной мечети в Мекке, паломники приближаются к священному Черному камню, вделанному в северо-восточный угол Каабы (исламской святыни – храма кубической формы во внутреннем дворе мечети), а самые удачливые даже могут коснуться его. Затем они семь раз обходят Каабу по часовой стрелке, первые три круга – бегом, затем – в размеренном темпе. Помолившись, мусульмане пьют воду из колодца Замзам и совершают «сай», т. е. пробегают семь раз между холмами ас-Сафа и аль-Марва. На этом малое паломничество заканчивается, и если паломник решил не объединять его с хаджем, то он сбривает волосы или срезает прядь волос и выходит из ихрама. Остальные прекращают ихрам лишь по исполнении хаджа.

Седьмого числа паломники слушают проповедь и молятся в Каабе. На следующий день с запасами воды они отправляются через долины Мина и Муздалифа в долину Арафат. Там в полдень девятого числа месяца Зуль-хиджа совершается центральный обряд – стояние у горы Арафат до захода солнца, когда паломники слушают проповеди и молятся. Потом верующие направляются в долину Муздалифа, где совершаются молитвы. На следующее утро начинается четырехдневный Великий праздник, главный для мусульман, – Ид аль-Адха.

Паломники направляются в долину Мина, где побивают семью камнями последний из установленных там трех символических столбов, олицетворяющий дьявола (Иблиса). Затем приносят в жертву быков, верблюдов или овец, а треть их мяса раздают нуждающимся. Обряд напоминает о жертвоприношении Ибрахима. Наконец паломники обривают голову или срезают прядь волос и направляются в Мекку, где в последний раз обходят Каабу. Если хаджу не предшествовала умра, то следом выполняется обряд сай. До 13-го числа Зуль-хиджа паломники продолжают приносить жертвы, бросают камни во все три столба в долине Мина. Многие верующие ездят в Медину, чтобы посетить могилу и мечеть пророка, расположенные именно в этом городе.

Похожие статьи:

#