Эммануил Виторган: «Я обожаю женский пол»

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  1214

Эммануил ВиторганБеседовали: Наталья Реммер, Марина Сухачева

ПО-НАСТОЯЩЕМУ ВЫДАЮЩИЙСЯ АКТЕР, ОДНА ИЗ САМЫХ ЯРКИХ ЗВЕЗД ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕАТРА И КИНЕМАТОГРАФА, ЗА ПЛЕЧАМИ КОТОРОГО – БОЛЕЕ 150-ТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ И ПРОНЗИТЕЛЬНЫХ РОЛЕЙ. ЛЮБИМЕЦ ДАМ, ЧЕЛОВЕК, ПОБЕДИВШИЙ СМЕРТЕЛЬНУЮ БОЛЕЗНЬ, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ ЭММАНУИЛ ВИТОРГАН ДАЛ «РУССКИМ ЭМИРАТАМ» ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ ВО ВРЕМЯ СВОЕГО ОТДЫХА НА БЕРЕГАХ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА. ВСЕМ НАШИМ ПРЕКРАСНЫМ ЧИТАТЕЛЬНИЦАМ, К МЕЖДУНАРОДНОМУ ЖЕНСКОМУ ДНЮ!

Герой-любовник – не мой жанр

Погожий январский денек. Уютный частный пляж роскошного жилого комплекса Shoreline Apartments, на «стволе» главного чудо-острова Дубая. Счастливая супружеская пара, практически в полном одиночестве, нежится на теплом солнышке, наслаждаясь последними днями зимнего отдыха. «Здравствуйте, Эммануил Гедионович!» – кричу я с тропинки, не решаясь вступить каблуками в прохладный песок и практически пародируя сцену из любимого спектакля «День выборов». Пара заметно оживилась: нас услышали и, что особенно приятно, нас здесь ждали.

Вы, Эммануил Гедионович, сильно напугали меня в детстве своим персонажем. Догадываетесь, каким? Конечно, Никитским в «Кортике». Сыграли такого негодяя! А ведь со столь яркой внешностью героев-любовников играть сам бог велел!

Эммануил Виторган: Герой-любовник – не мой жанр. Тем более что в советском кинематографе их настоящих и не могло быть – не позволяли нормы морали. Поэтому я не раз отказывался от таких ролей, выбирая работы в острохарактерном жанре. Положительные герои наивнее, а отрицательные – более мясистые, в них больше свободы. Но выбирал я их только с одной целью: чтобы зрители поняли, что быть негодяем – не лучший способ проживания жизни, что можно жить нормально, в мире и согласии, и не забывать о том, что ты – человек! Должен сказать, что в своей жизни я, напротив, встречал немало положительных персонажей, в первую очередь таковыми были мои родители.

Легко ли было быть настолько ярким актером? Ведь театр, как известно, не кишит добрыми друзьями.

Э. В.: Я очень ответственно отношусь к своей профессии, и, если даю согласие на участие в спектакле или фильме, я должен соответствовать своей роли. Наша профессия – очень зависимая: от режиссера, оператора, партнера. В этом году я буду отмечать 55-летие творческой деятельности, за плечами – более 150 ролей в кино. За эти годы я встречал разных режиссеров, и если видел, что они «не тянут», то предлагал им соучастие. В то же время я всегда прислушиваюсь к главным персонажам на площадке: если они могут дать мне что-то новое, мне это всегда очень интересно.

Должен сказать, что я не занимаюсь оцениванием своих коллег. Даже если мне не нравится спектакль, я никогда не позволю себе хлопнуть креслом и уйти, потому что знаю, какой адский труд стоит за этим произведением. И никто не жаждет плохого спектакля, все работают на износ! Единственное желание актера – чтобы люди поняли, что он хочет до них донести. Я считаю, что актер и зритель должны быть взаимно отзывчивы. Именно поэтому я никогда не отказываю в автографе. Мне не жаль потратить несколько часов своей жизни, чтобы подписать открытки.

Вы, наверное, не будете отрицать, что главные роли в вашей жизни всегда играли женщины?

Эммануил Виторган:"Я обожаю женский пол"Э. В.: Скажу, абсолютно не кокетничая: я обожаю женский пол. Женщина – это лучшее произведение природы, и мужчины всегда должны быть рядом, в помощь ей. Как младший сын в семье, я с детства был избалован женским вниманием. И в жизни я встречал немало женщин, разных. Очень надеюсь, что никого из них не обидел. С моей женой Аллочкой Балтер мы прожили 30 лет и никогда не повышали друг на друга голос. Разве что на театральных репетициях, если того требовали наши персонажи. После ее ухода (Алла Балтер умерла в 2000 году после продолжительной болезни – прим. ред.) мне казалось, что я не смогу дышать – как я не мог дышать, когда впервые ее увидел…

Женщина может позволить себе то, чего не должен позволять мужчина. Их кокетство, желание меняться или нет – это нормально. Самое главное для женщины при расставании с мужчиной – сохранить теплоту моментов, проведенных вместе. Скандалами или нежеланием общаться мы наказываем сами себя.

Такая история была и в вашей жизни…

Э. В.: Моя связь с Ксюшей, дочерью от первого брака, восстановилась только спустя 30 лет благодаря моей жене Ирише. Сегодня у меня уже два правнука. Они живут на Валааме, и мы встречаемся не так часто, как хотелось бы. Но я считаю, что в любое время – рано или поздно – общение родных по крови людей полезно и той и другой стороне.

Мне хорошо пребывать в этом мире

Что вы можете сказать о современном театре и кинематографе?

Э. В.: Театр – это место, где можно плакать и смеяться, и понять, как можно лучше прожить жизнь. Мне очень повезло с педагогами. Я окончил Ленинградский театральный институт, моим наставником был замечательный мастер – Борис Вульфович Зон, который воспитал многих прекрасных артистов. Среди них – Павел Кадочников, Сережа Юрский, Николай Черкасов, Алиса Бруновна Фрейндлих.

Я благодарен тем режиссерам, с которыми работал, начиная с Георгия Александровича Товстоногова. Для меня с юношеских лет были привлекательны серьезные и интересные режиссеры – Сережа Соловьев, Саша Адабашьян. С молодыми я редко приобретал для себя что-то новое. Сегодня стало гораздо меньше времени на работу режиссера с актером. Если раньше речь в первую очередь шла о творчестве, то сегодня отношение стало потребительским. А в театре появилось то, что раньше было неслыханным, – мат со сцены! И реакция зала – аплодисменты или смех – меня искренне удивляет.

Вы один из немногих счастливчиков, у кого есть свой собственный театр…

Э. В.: Больше 50 лет я проработал в государственных театрах: сначала в Ленинграде, потом в Москве. Ушел из театра имени К. С. Станиславского, когда туда пришел новый режиссер. Он повел себя отвратительно и по отношению к театру, и по отношению к творческому коллективу. И тогда я начал заниматься собственным театром. Сегодня это – КУЛЬТурный центр Эммануила Виторгана. Я беру те пьесы, которые хочу, приглашаю тех актеров и режиссеров, которые мне нравятся. Поэтому вы видите перед собой человека, которому точно хорошо пребывать в этом мире.

На самом деле, в центре на Остоженке уже четыре года проходят мероприятия «Виторган-клуба», которому уже 20 лет! Смысл наших встреч – знакомство и общение с людьми абсолютно разных профессий и разных возрастов, деловые контакты, помощь и умение слышать друг друга. В этом году мы даже создали филиал «Виторган-клуба» в Юрмале (Латвия) – на Родине Иришки, она же юрмальчанка! Здесь же я играю несколько спектаклей, в том числе моноспектакль «Выход», и каждый месяц даю творческий вечер, встречаясь со Зрителем.

Есть желание воспитать новое поколение мастеров сцены?

Э. В.: У меня всегда было много предложений по поводу преподавания. И однажды я согласился – стал руководителем курса во ВГИКе. Выпустил 24 человека, с которыми проводил каждый день на протяжении нескольких лет, отказывался из-за них от репетиций. После выпуска сам ездил с ними по всем театрам, и в итоге 13 мне удалось устроить на работу. Любопытно, что ни один из них, даже тот, кто не нашел себя в профессии, не захотел уезжать из Москвы.

Вы говорите, что не любите ходить по магазинам. Тем не менее на днях вас можно было заметить в торговых центрах Дубая.

Э. В.: Я не придаю большого значения материальному благополучию. Никогда не настаивал на том, чтобы иметь дорогой костюм или автомобиль, который у кого-то увидел. У меня нет желаний, которые могли бы потрясти. Считаю, что принести в праздник букет цветов и чашечку кофе в постель, – это прекрасный подарок. И тем не менее я думаю, что то, что у нас есть сегодня, – это хорошо. Лежать в январе на пляже в Дубае – прекрасное и замечательное ощущение.

НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ

Среди наиболее любимых зрителями фильмов с участием Эммануила Виторгана – музыкальная комедия Яна Фрида «Благочестивая Марта», новогодняя комедия Константина Бромберга «Чародеи», снятая по мотивам повести Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу», приключенческая картина «Кортик», эксцентрическая комедия Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», детектив по роману Еремея Парнова «Ларец Марии Медичи», боевики «Тревожное воскресенье» и «Кодекс бесчестия», сериалы «Бедная Настя» и «Волчица».

В 1990 году Эммануилу Виторгану было присвоено звание Заслуженного, а в 1998-м – Народного артиста России.

Похожие статьи: