Русская музыка феноменальна

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  1392

Владимир АшкеназиТекст: Наталья Реммер

К ЖИВОЙ ИСТОРИИ ВСЕГДА ПРИКАСАЕШЬСЯ С ТРЕПЕТОМ. ОСОБЕННО КОГДА РЕЧЬ ИДЕТ О ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЯХ, ПРОСЛАВИВШИХ НЕ ТОЛЬКО ОТЕЧЕСТВО, НО И ПОДАРИВШИХ СВОЙ БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ТАЛАНТ ВСЕМУ МИРУ.

Те, кто уезжал из Советского Союза в 60–80-е годы, забирали с собой не просто свои способности, мечты и достижения. Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, Владимир Горовиц, Рудольф Нуреев, Михаил Шемякин и Михаил Барышников, и еще многие из тех, кто в отличие, например, от Иосифа Бродского и Сергея Довлатова, не оставили богатого письменного наследия, вместе с интеллектуальным и эмоциональным багажом вывозили и русский язык того времени, ту манеру общения и понимания мира, которую сегодня редко где встретишь. И тем живее и ценнее прикосновение к истории.

Я европеец по духу

Владимир Ашкенази покинул Советский Союз в 1963 году. Уже в то время выдающийся пианист, лауреат престижных музыкальных конкурсов, воспитанник знаменитого Льва Оборина и выпускник Московской консерватории, женатый на гражданке Исландии, просто не вернулся с гастролей. Остался жить в Лондоне. Каким было то время? На соцпространстве вошла в завершающую стадию хрущевская оттепель: соцдержава запустила на орбиту первую женщину-космонавта, из Москвы лайнеры «Аэрофлота» начали летать в кубинскую Гавану, на танцплощадках играли твист, а в демократических Штатах застрелили самого молодого президента Джона Кеннеди.

Владимир Ашкенази: Конечно, Россию я считаю своим домом. Я там родился (в Горьком, в 1937 году – прим. ред.), воспитывался в консерватории, у меня были замечательные учителя. В советской России трудно было быть самим собой, а музыкальную Россию я очень люблю. Я отсутствовал 26 лет, до 1989 года, а сейчас приезжаю раз в два-три года, много концертов сыграл.

Когда я уезжал, мир делился на два лагеря. Сейчас сложно сказать, как он делится. Но хочется верить, что мы идем вперед в смысле равноправия людей в их повседневной жизни. Западная Европа, США, Новая Зеландия, Австралия становятся лидерами в вопросах равноправия людей, свободы слова и передвижения. Я надеюсь, что мир будет продолжать двигаться по этому пути. Что люди будут думать так, как им хочется, а не так, как им внушают. Ведь внушаемое сознание мешает правильно воспринимать мир и равноправие. А это очень важно! Если говорить об арабском мире, то я не обладаю достаточной информацией, чтобы судить о нем. Знаю только, что он очень большой и разный. Но я надеюсь, что и в этом мире возможно достичь равноправия мужчин и женщин.

Советский союз, да и Россию, сложно упрекнуть в национальном шовинизме или эгоизме. Если страна растит музыкантов со школьной скамьи (для себя, а не на экспорт), обеспечивает им возможность заниматься, раскрывать свой талант, а позже предоставляет возможность трудоустроиться и гастролировать по всему миру, требование лояльности выглядит вполне разумным. Сегодня многие российские музыканты принадлежат всему миру, что не сказывается в худшую сторону на их таланте и уж тем более не наносит ущерба имиджу государства. Да и раньше не наносило! Просто сегодня изменилось восприятие.

Владимир АшкеназиВладимир Ашкенази: Я европеец по духу и, конечно, мне приятно бывать в Европе, особенно в Лондоне. Это, однако, никак не сказывается на отношениях с оркестрами США, Китая или Японии. Но с европейскими музыкантами мы, что называется, на одной волне. Приятно, что сегодня россияне могут учиться в консерватории за рубежом, много гастролировать по миру, поэтому их талант ценится высоко, на мировом уровне.

Когда я учился в консерватории, у нас был очень сильный упор на русскую музыку. И я не могу сказать, что это плохо. В Германии, например, упор делается на немецкую музыку. Такого давления не бывает только в странах, где нет национальной музыки.

Русская музыка – явление феноменальное, и ее влияние на наше становление было очень сильным. Когда у меня появилась возможность ездить на Запад, я начал расширять свой кругозор, чтобы понимать всю остальную музыку так, как ее нужно понимать. Если вы живете в одной стране, вы всю остальную мировую культуру будете оценивать в контексте своих культурных ценностей. Я начал учить себя понимать всю музыку. И это было очень важным обстоятельством для меня!

Владимир Ашкенази: У Римского-Корсакова было специфическое дарование русского музыканта. Однако сегодня его сочинения, за исключением сказки «Шахерезада», не играются почти нигде, а симфонии Петра Ильича Чайковского и Дмитрия Шостаковича известны всему миру. У русской музыки есть своя выразительность и специфика, но многие построения и правила она заимствовала у Запада. Без Запада она была бы совсем другой. Я часто думаю о том, каким будет будущее нашей музыки.

Существующее определение классики я не очень люблю, сам я понимаю под ней период от Баха до Шостаковича. Для того чтобы понять, что выражает эта музыка, нужны усилия – и эмоциональные, и интеллектуальные. Я думаю, сегодня 2–3 % населения Земли интересуется этим уникальным явлением, и надеюсь, что в будущем, с ростом населения планеты, их останется 1–2 %. Ведь потерять наше самовыражение – в музыке, литературе или философии – это значит опуститься на очень низкий уровень существования.

Я живу в духовном мире

Сегодня семья Ашкенази – это музыкальная династия из трех поколений. Музыкантам хорошо известно имя Давида Ашкенази, отца нашего героя, советского эстрадного пианиста и композитора. У самого Владимира – пятеро детей: старший, тоже Владимир (или Вовка – прим. ред.), – преподаватель музыки, младший, Дмитрий, – кларнетист. Сестра – Елена Давидовна Ашкенази, пианистка и музыкальный педагог, ее сын, Владимир Свердлов, – пианист. Сам Владимир Ашкенази-старший преподаватель-ской деятельностью не занимается.

Владимир Ашкенази: Я благодарен судьбе, что оказался музыкантом. Я живу в духовном мире и хотел бы, чтобы все человечество жило в нем. Зимой и летом я беру по два месяца отдыха, занимаюсь новым репертуаром. Все остальное время я гастролирую. Мастер-классы я не практикую, но всегда готов послушать талантливого музыканта, посоветовать, над чем нужно работать. Я много гастролирую, а за учеником нужно следить: от недели к неделе, от месяца к месяцу. Давать один урок раз в два месяца непродуктивно.

Владимир Ашкенази производит впечатление удивительно жизнерадостного человека. При одном взгляде на его фотографии заряжаешься положительной энергией. К счастью, и сегодня у нас есть возможность наслаждаться его творчеством. 24 марта Владимир Ашкенази выступит вместе с Молодежным оркестром Евросоюза на Фестивале классической музыки в Абу-Даби. В программу войдут произведения Михаила Глинки, Антонина Дворжака и Сергея Рахманинова.

ИЗ БИОГРАФИИ

  • Владимир Ашкенази родился в 1937 году в семье известного советского еврейского эстрадного пианиста Давида Ашкенази.
  • В 1945 году поступил в Центральную музыкальную школу, где обучался у Анаиды Сумбатян. Первый сольный концерт в Большом зале Московской консерватории, составленный исключительно из произведений Шопена, состоялся в апреле 1955 года. В том же году поступил в консерваторию, в класс Льва Оборина. На следующий год добился первого крупного международного успеха: ему была присуждена вторая премия на Конкурсе имени Шопена в Варшаве и первая – на Конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе.
  • В 1957 году состоялись его первые зарубежные гастроли в Германии.
  • В 1962 году одержал победу на Втором международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве (первая премия была разделена между ним и англичанином Джоном Огдоном). Год спустя, после своего дебюта в Лондоне, принял решение не возвращаться на родину и вместе со своей женой и сыном обосновался в Англии.
  • В 1963 году в Лондоне был удостоен Международной музыкальной премии Гарриет Коэн.
  • В 1969 году с семьей переехал в Исландию, где начал дирижерскую карьеру. В разные годы он руководил Лондонским филармоническим оркестром, Королевским филармоническим оркестром, Кливлендским симфоническим оркестром, оркестром Берлинского радио и др.
  • В наши дни продолжает свою музыкальную карьеру и много гастролирует в разных странах. Семикратный обладатель премии «Грэмми» в номинации «Исполнение классической музыки».
  • В качестве дирижера известен как исполнитель сочинений русских композиторов, в частности, Сергея Прокофьева.
  • С разными оркестрами исполнил и записал все симфонии Иоганнеса Брамса, Яна Сибелиуса, Александра Скрябина, Сергея Рахманинова, Дмитрия Шостаковича..

НЕМНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЫМЫСЛА

Говорят, Хрущев был умным человеком. Но пианист Владимир Ашкенази был еще умнее. Многие считают Владимира Ашкенази «невозвращенцем». Однако это не соответствует действительности.

Ашкенази выехал на Запад совершенно легально. Вот как это случилось (если верить мемуарам Хрущева, кстати, довольно правдивым). Ашкенази был, что называется, «выездным». Женился на исландке. Продолжал гастролировать за рубежом. И каждый раз возвращался обратно. Даже каждый раз заранее покупал обратный билет.

Как-то раз они с женой были в Лондоне. Ашкенази обратился в советское посольство. Сказал, что жена больше не хочет ехать в Москву. Спросил, как ему быть.

Посол доложил все это министру Громыко. Громыко сообщил Хрущеву. Хрущев, как явствует из его мемуаров, сказал: – Допустим, мы прикажем ему вернуться. Разумеется, он не вернется. И к тому же станет антисоветским человеком.

Хрущев так и выразился дословно: «Зачем нам плодить антисоветского человека?»

И продолжал: – Дадим ему заграничный паспорт. Пусть останется советским человеком. Пусть ездит, куда ему вздумается. А когда захочет, пусть возвращается домой.

Домой Ашкенази так и не вернулся. Но своих родных от притеснений уберег. Все закончилось мирно и пристойно… Не зря говорят, что Хрущев был умным человеком.

Из книги Марианны Волковой и Сергея Довлатова «Не только Бродский. Русская культура в портретах и анекдотах»

Похожие статьи: