Дружба народов - Art Dubai 2014

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  1500

Art Dubai 2014Текст: Наталья Реммер

ДУБАЙСКИЙ АРТ-СЕЗОН СТАРТУЕТ 14 МАРТА И ПРОДЛИТСЯ ДО 15 АПРЕЛЯ. АПОФЕОЗ КУЛЬТУРНЫХ СОБЫТИЙ – КРУПНЕЙШАЯ В РЕГИОНЕ ЯРМАРКА «АРТ ДУБАЙ». В ЭТОМ ГОДУ ОНА ОЗНАКОМИТ ПОСЕТИТЕЛЕЙ С ДОСТИЖЕНИЯМИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА БЫВШИХ СТРАН СОЦЛАГЕРЯ.

Back to USSR

Восьмая редакция ярмарки «Арт Дубай» соберет на одном пространстве 87 галерей из 36 стран. Всего будет представлено более 500 работ из самых разных уголков планеты. В залах комплекса «Мадинат Джумейра» экспозиция будет разделена на три основные секции – Contemporary, Modern и Marker. В числе отдельных проектов – перформансы от Art Dubai Projects, выставка лауреатов премии The Abraaj Group Art Prize и международный форум искусств Global Art Forum.

Секция Marker будет представлять собой чайхану, или евразийский чайный салон. Она впервые будет сфокусирована на искусстве Центральной Азии и Кавказа. Куратором выступает группа художников Slavs and Tatars, исследующая полемики и связи Евразии. Эта группа работает с каждой площадкой и ее художниками, чтобы представить существующие и новые работы, которые будут показаны в групповой экспозиции с помощью уникального «портретного режима», включающего лица, места и отпечатки, – от живописных полотен середины XX века до современных рисунков и скульптур.

«Slavs and Tatars – это иранец Пайам Шарифи, родившийся в Техасе, полька Каша Кржак, американка Виктория Кэмблин и бельгиец Бой Верекен. В своих работах художники привлекают внимание к разнице восприятия контекстов Востока и Запада, одновременно вскрывая проблематику исторических взаимоотношений стран Евразии. Сам Пайам довольно много времени проводит в Москве, свободно говорит на русском языке, а также отличается особой любовью к сталинским высоткам», – отмечает арт-эксперт Алексей Афанасьев.

На пяти стендах можно будет услышать подробные истории, касающиеся веры, языка и пейзажей Центральной Азии и Кавказа, и получить ответы на интересующие вопросы. А также понять, как столь разные народы смогли сохранить свои самобытные обряды, ассимилироваться, но при этом не утратить национальных особенностей. «Значимость Кавказа и Центральной Азии для Ближнего Востока и исламского мира в целом, начиная от процесса становления наций и заканчивая синкретическими религиозными ритуалами, трудно переоценить, – говорят Slavs and Tatars. – Мы рады, что сможем рассказать совсем другую историю этих регионов, историю толерантности, посредством совместных визуальных платформ».

Впервые секция Marker включит в себя расширенную образовательную программу, в которой нашлось место для исследовательского стенда, ежедневных дискуссий и обзорных экскурсий по выставке с кураторами и художниками. Партнером секции Marker в сфере образования выступает Каспийский фонд искусств. «Сегодня, на четвертый год своей работы, Marker превратилась в экстраординарную и динамичную секцию в рамках нашей ярмарки искусств, обладающую собственными характерными особенностями и особым предназначением», – говорит Антония Кервер, директор ярмарки «Арт Дубай».

2014 год будет также ознаменован началом сотрудничества между Marker и известным парижским издательством Onestar Press, публикующим книги о художниках. В этом году Onestar издаст книгу о начинающих и известных художниках из Центральной Азии и с Кавказа, приглашенных группой Slavs and Tatars. Среди них – Реза Хазаре, Таус Махачева и Армен Элоян.

Молла Насреддин. Антимодерн. 2012 годАрт-площадки Marker 2014

Секция Marker 2014 включает в себя пять выставочных стендов с экспозициями, где будут представлены следующие организации.

ArtEast (Бишкек, Кыргызстан) – неправительственная организация, поддерживающая развитие современного искусства и творческого сообщества в Кыргызстане, основанная в 2002 году художниками Гульнарой Касмалиевой и Муратбеком Джумалиевым. Также они руководят школой современного искусства ArtEast и выступают кураторами широко известных международных выставок современного искусства в Бишкеке.

Asia Art+ (Алматы, Казахстан) – фонд, основанный в 1996 году и ведущий проекты в Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане. Общественный фонд Asia Art+ оказывает поддержку современному искусству в Казахстане и странах Центральной Азии, продвигая его по всему миру. Фонд Asia Art+ принимал участие в проекте «Переориентация» (Re-Orientation) в 2002 году в галерее ACC Gallery, Веймар, Германия, был частью павильона Центральной Азии на 52-й Венецианской биеннале в 2007 году и биеннале в Стамбуле в 2005 году, а также многих других выставок.

Северо-Кавказский филиал Государственного центра современного искусства (Владикавказ, Россия), открытый в 2010 году и являющийся единственной государственной институцией в Северо-Кавказском регионе, работающей в пространстве современной культуры. Северо-Кавказский филиал ГЦСИ работает с такими художниками, как Хазар Гасиев, Юрий Абисалов, Руслан Цримов, Стас Харин, Натали Соколова, Аслан Гайсумов, Таус Махачева и Галина Конопатская.

Popiashvili Gvaberidze Window Project (Тбилиси, Грузия) был создан Иреной Попиашвили и Тамуной Гваберидзе. Галерея представляет собой инновационную художественную площадку в Грузии, демонстрируя работы как грузинских, так и международных художников, чьи работы еще не известны широкой публике. Window Project был запущен прошлым летом и включает в себя произведения таких авторов, как Андро Эрадзе, Георгий Ханиашвили, Альфред Эпиташвили, Ута Бекаия и Леван Челидзе.

YARAT Contemporary Art Space (Баку, Азербайджан), основанная в 2011 году Аидой Махмудовой некоммерческая арт-площадка, целью которой является продвижение и поддержка современного искусства в стране. YARAT призвана создать платформу как в Азербайджане, так и за его пределами для хорошо известных и начинающих художников посредством организации выставок, культурных мероприятий и образовательных программ.

О потерянном времени

Художественный форум в рамках ярмарки «Арт Дубай» в этом году будет посвящен поворотным моментам в истории и виражам судьбы, повлиявшим на ее ход. Тема форума – «Между тем… История». В ходе дискуссий и мастер-классов эксперты из мира искусства, архитектуры, кино, литературы, театра и истории обсудят тенденции советского ориентализма, вспомнят о мифах холодной войны, жемчужной индустрии в регионе Персидского залива и поколении семидесятников.

Маша Кирасирова, ассистент профессора Нью-Йоркского университета в Абу-Даби, напомнит участникам форума о незаслуженно забытом I Съезде народов Востока, который прошел в Баку с 1 по 8 сентября 1920 года. По нему можно судить о политике молодого советского государства в исламском мире. Так, в ходе этого съезда был подготовлен «Проект шариата», который содержал 15 разъяснений шариатских положений, соответствующих коммунистической доктрине. Используя традиционную религию, авторы документа пытались легитимировать новую власть. «Советских шариатистов», утверждавших, что коммунизм и шариат не противоречат друг другу, в 1921 году поддержал Иосиф Сталин, бывший в то время народным комиссаром по делам национальностей. Кстати, в СССР, несмотря на стремление к атеизации, власти помогали устраивать хаджи и проводить съезды мусульман. Об исламском факторе в советской России, системе сдержек и противовесов и помощи братским народам можно будет узнать или спросить в ходе глобального арт-форума.

Уроки словесности

Параллельно с экспозицией на ярмарке «Арт Дубай» группа Slavs and Tatars представит персональную выставку в галерее The Third Line в промышленном районе Al Quoz. С 17 марта по 17 апреля художники в рамках экспозиции «Словесность» рассмотрят язык как источник политической, метафизической и даже сексуальной эмансипации, будь то латиница в Древнем Риме, арабская вязь халифата или кириллица православной Руси. И за каждым из них – политика, культура и идеология.

Экспозиция «Словесность» поет гимн языку в серии скульптур, инсталляций и печатных работ. Работы выполнены на русском, турецком, грузинском, английском и фарси. «Любовные письма» расскажут о проблеме языка, каким видел его «поэт-рабочий» Владимир Маяковский. Художники группы Slavs and Tatars отличаются тем, что любят совмещать несовмещаемое: ислам и коммунизм, метафизику и юмор, поп-культуру и геополитику.

Экстремальная одиссея Cartier

Высокий ювелирный бренд Cartier, традиционный партнер ярмарки «Арт Дубай», совместно с одноименным фондом современного искусства представит в этом году творение африканского дизайнера Бодиса Изека Кингелеза. Два воображаемых города на контрасте красоты и глобальных различий создают баланс противоположностей на грани между сном и реальностью. Именно такие мнимые пространства из металлолома, картона и хрупких материалов стали вдохновением для новой одиссеи Cartier с новой геометрией и символикой ювелирных изделий.

Похожие статьи: