Hirst-Digest

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  1289

Дэмиан ХёрстТекст: Наталия Орлова-Оболенская

У СКАНДАЛЬНО ИЗВЕСТНОГО БРИТАНСКОГО ХУДОЖНИКА ДЭМИЕНА ХЁРСТА В ПРОШЕДШЕМ ГОДУ, ВПРОЧЕМ, КАК И ВСЕГДА, БЫЛО ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО АРТ-ПРОЕКТОВ. О ЧЕМ ПОКЛОННИКАМ И ОППОНЕНТАМ ХУДОЖНИКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО СООБЩАЛ ЕГО САЙТ. НО НЕСКОЛЬКО СОБЫТИЙ ВПОЛНЕ МОЖНО НАЗВАТЬ ЗНАКОВЫМИ - ОНИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫСТАВОЧНУЮ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЭТРА И ЕГО РАБОТУ В ОБЛАСТИ МОДЫ.

Memento mori или развитие плода в материнской утробе

В конце года в столице Катара, Дохе был торжественно представлен масштабный проект Хёрста «Волшебное путешествие» - аллея из 14 бронзовых скульптур внушительного размера. Изваяния поместили прямо под открытым небом перед входом в будущий Центр здоровья матери и ребенка Sidra Medical and Research Center, который, как уверяют местные власти, откроется уже в 2015 году.

Арт-объекты Хёрста призваны представлять процесс внутриутробного развития плода - от зачатия до рождения. Например, первая скульптура изображает эмбрион. А финальная (высотой 14 метров) - уже вполне сформировавшегося крепыша.

Работы Хёрста доставлялись в Доху в течение несколько недель. Однако до самого открытия экспозиции никто даже предположить не мог, как именно они будут выглядеть! Форма и масштабы произведения до последнего момента держались в секрете. Но даже по прибытии в Доху все изваяния были тщательно скрыты от посторонних глаз под плотными брезентовыми тентами, которые сняли лишь в день официального открытия аллеи. Когда покровы сбросили, большинство зрителей, приглашенных на презентацию проекта, едва сдержали эмоции - настолько впечатляющим оказалось зрелище для скромных, и не слишком искушенных в авторском альтер эго, жителей Ближнего Востока.

Впрочем, представляя свой проект журналистам, Дэмиан Хёрст подчеркнул, что на этот раз вовсе «не собирался шокировать»! Просто, по словам художника, тема появления новой жизни, слишком трепетная и очень актуальна для региона - и он просто не мог остаться в стороне: «надо было выступить с образовательной целью».

Что ж, надо, так надо! И Хёрст это сделал. В свойственной ему манере и с привычным размахом. Однако художник не лукавил. Этот серьезный и государственного масштаба проект ему, действительно, заказали. Еще в начале 2000-х к Хёрсту с подобным предложением обратились катарские власти. Глава Катарского управления музеями Аль-Маяссой-бинт-Хамад-бин-Халифа-аль-Тани - сестра катарского эмира и одна из самых известных на Ближнем Востоке покровительниц современного искусства. В 2005 году она впервые увидела рисунки Хёрста с эскизами скульптур и, судя по всему, осталась неравнодушна к авторской трактовке событий и явлений.

Произведения Хёрста, как сообщает газета The New York Times, стоили приблизительно $ 20 млн. А изготовление скульптур весом 216 тонн в общей сложности заняло три года.

Кстати, помимо культурной программы в самом Катаре страна поддерживает выставочные проекты за границей. Например, в 2010 году Катар финансировал скандальную экспозицию японского художника Такаши Мураками в Версале. Это, как известно, вызвало волну протеста, гнев французской общественности и знатоков искусства. По общему мнению, излишне вычурный и яркий стиль манга-поп японского художника совершенно не вписывался в элегантные интерьеры знаменитого королевского дворца... Но Хёрст не был бы Хёрстом, если бы вслед за аллеей славы, не представил бы в Дохе что-нибудь знаковое! Например, свою нашумевшую ретроспективу «Relics»

Для известных объектов современного искусства была выбрана площадка Al Riwaq Exhibition Hall, расположенного на территории Музея исламского искусства, открывшегося в Дохе еще в 2008 году. Именно здесь по желанию самого дорогого британского художника нашего времени и были выставлены все его знаковые объекты - от «Физической невозможности смерти в сознании живущего» (чучело крупной акулы в формальдегиде) до «Ради любви Господа» (инкрустированный бриллиантами череп).

Однако ни череп и ни акула не вызвали такого повышенного интереса катарской общественности, как, например, бронзовая скульптура на тему футбольной жизни другого художника - француза алжирского происхождения Адела Абдессемеда. Пятиметровая бронзовая статуя, изображающая скандальный удар головой француза Зинедина Зидана в грудь итальянца Марко Матерацци, публике не понравилось. Ее в Катаре сочли излишне агрессивной и не отвечающей традициям. Из-за протестов местной общественности скульптуру пришлось убрать с набережной Дохи.

Грамоте разумей

Hirst-DigestКак известно, Дэмиен Хёрст необычайно работоспособен. Особенно, если идея проекта его увлекает. И это со всей очевидностью демонстрирует его «For the Love of God». Поэтому почти никого не удивило его решение попробовать свои силы на просветительской ниве. Пожалуй, лишь пара британских газет задалась риторическим вопросом: мол, кого и как он будет просвещать? Но вот в Великобритании в издательстве Other Criteria вышла хёрстовская азбука - «ABC book - Damien Hirst». Дэмиан лично нарисовал для нее все иллюстрации и задал стиль. Оказалось, что на этот раз Хёрст решил заняться образованием детей!

Азбука - это собрание 26 его знаковых работ или фрагментов работ Хёрста. И соответствующих подписей, придуманных художником к каждому рисунку. Как и следовало ожидать, подписи - это тоже своего рода произведения искусства. И потому не соответствуют названиям. Просто для каждой иллюстрации автор выбрал свое характерное слово. Например, все та же работа «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (чучело акулы в формальдегиде) иллюстрирует букву «J». Она подписана словом «jaws» («челюсти»). А работа «Вдали от стада (в разрезе)» - распиленная вдоль туша овцы в формальдегиде - помещена на страницу с буквой «L» и словом «lamb» («ягненок»). Для «Ради любви Господа» (тот же череп, инкрустированный бриллиантами) была выбрана буква «D» и слово «diamonds» («бриллианты»)!

Также для каждой буквы в Азбуке Хёрста был подобран отдельный шрифт. Названия шрифтов расположились строго по алфавиту. Например, буква «A» набрана шрифтом «Albertus», а буква «B» - «Baskerville». Комментируя ход со шрифтами в интервью The Guardian, Хёрст признался, что «давно интересуется типографикой и хотел продемонстрировать это в книге».

Кстати, по глубокому убеждению художника, книга предназначена для детей. Правда, с какого именно возраста им следует начинать читать азбуку, Хёрст так и не уточнил. В аннотации от издательства лишь оговаривается, что книга подходит для детей не только по содержанию, но и по манере подачи: «При печати азбуки использовались экологически чистые чернила из соевых бобов»!

Из реликтовых глубин

Между тем, творческому альтер эго звезды современного искусства давно уже тесно в пределах художественной мастерской. А потому Хёрст много трудится за пределами творческой лаборатории… Выпускает футболки, покрывает баки для мусора фирменными принтами, публикует книги…

Буквально на днях Дэмиен Хёрст и Управление музеев Катара объявили конкурс для молодых художников. Итоги конкурса предполагают подвести 13 января 2014 года. А победитель получит бесплатную поездку в Лондон и возможность поработать с Хёрстом над одним из новых произведений его серии «Relics».

Prada в пустыне

Спустя десять лет после закрытия известного ресторана британского современного искусства «Pharmacy» в Notting Hill Gate, Дэмиен Хёрст - один из лидеров художественной группы Young British Artist, решил возродить «Аптеку», а говоря проще, - бар с соками в Аравийской пустыне. Кстати, объединив для этого свои усилия с итальянским домом Prada и его главами, крупнейшими меценатами современного искусства, Миуччей Прада и Патрицио Бертелли.

Основываясь на собственной инсталляции с одноименным названием, Дэмиен открыл в 1998 году знаменитый ресторан «Pharmacy» вместе с Prada. Опять же, как часть своей масштабной ретроспективы «Relics». Согласно концепту, в новом воплощении оригинальный ресторана представляет собой бар с соками, размещенный в бедуинской палатке с единственными клиентами в виде двух человеческих скелетов.

Рядом с баром расположен бутик Prada – «Oasis». Здесь покупателям предлагают на выбор двдцать аксессуаров «Entomology». Это сумки, придуманные Хёрстом для Prada, которые буквально усеяны насекомыми. Кстати, выручка от продажи отправится в Управление Музеев Катара и будет передана на благотворительные цели.

Эксперименты в стиле McQueen

Hirst-Digest«Мужичок, вы пошто опять животину тираните...» Фраза из культового советского мультфильма «Волшебное кольцо» - лучший эпиграф ко всем хёрстовским экспериментам с насекомыми. К жестокрылым он питает особые чувства, с энтузиазмом исследуя метморфозы происходящие с ними. Жестко и целенаправленно. Со скурпулезностью энтомолога изучает свойства и особенности жуков, мух, бабочек, и их практическое значение для человека... В рамках выставки в галерее «Tate Modern» в Лондоне он представил инсталляцию «Влюбиться и разлюбить» (In and Out of Love) - жизнь бабочек в природе. В пространстве без окон с цветами, фруктами и водой повсюду летали бабочки. Одни садились на зрителей, другие были приколоты к холстам. Херст заявил, что инсталляция «поднимает темы жизни и смерти, красоты и ужаса». За 23 недели выставки он уничтожил около 9 тыс. бабочек. Организация «Люди за этичное отношение к животным» (People for the Ethical Treatment of Animals, PETA) назвала его «черствым и бессердечным». В ответ Хёрст представил фэшн-проект с Alexander McQueen - итог эксперимента он подвел в шелкографии.

РАДИ ЛЮБВИ ГОСПОДА

For the Love of God или «Бриллиантовый череп Дэмиена Хёрста» - это череп человека, сделанный из платины и инкрустированный бриллиантами. Он признан самым дорогим произведением искусства ныне живущих художников.

По словам Хёрста, название арт-объекта ему навеяли слова матери, когда она обратилась к нему со словами: «For the love of God, what are you going to do next?» («Скажи, ради Бога, что ты дальше будешь делать-то?»). «For the love of God» - цитата из Первого послания Иоанна: «Ибо это есть любовь к Богу» (1 Ин. 5:3).

Череп выполнен из платины, как слегка уменьшенная копия черепа 35-летнего европейца, жившего между 1720 и 1810 годами. Вся его поверхность, за исключением оригинальных зубов, сплошь покрыта 8 601 бриллиантом общим весом 1106,18 карата. В центре лба находится главный элемент композиции - розовый алмаз грушевидной формы. Работа обошлась Хёрсту в 14 млн фунтов стерлингов.

Общественности этот череп впервые был представлен в июне 2007 года в лондонской галерее «White Cube». А через год он уже экспонировался в амстердамском Государственном музее. В 2007 году в инвестиционных целях, консорциум, в который входят сам Хёрст, его менеджер - Фрэнк Данфи, глава галереи «White Cube» и известный украинский меценат Виктор Пинчук, приобрели череп за 50 млн фунтов ($100 млн).

HIRST CHALLENGE

Конкурс Damien Hirst Challenge, как сообщает Артгид, тоже проходит в рамках выставки Relics. Согласно условиям, участники должны прислать на сайт конкурса собственную оригинальную работу, выполненную по мотивам какого-либо произведения Хёрста. К участию допускаются живописные произведения и скульптуры и мультимедийные проекты.Единственное ограничение конкурса - наличие у художника катарского гражданства. Поскольку именно Катар, по мнению художника, остается крупнейший на Ближнем Востоке коллекционером современного искусства в мире. Hirst Challenge - это не первый художественный конкурс с участием Хёрста. В 2012 году в рам ках его масштабной выставки в 11 галереях «Gagosian Gallery» уже проводился всемирный конкурс молодых художников, согласно условиям которого, участники должны были посетить выставку во всех филиалах галереи.

Похожие статьи: