В сказочной стране, в сказочные времена...
Поделиться:


Просмотров:  439

Ульяна Лопаткина (Одетта) и Данила Корсунцев (Зигфрид)«Лебединое озеро» - гениальное творение великого Петра Ильича Чайковского и самая известная классическая постановка в мире, ставшая визитной карточкой всего русского балета и, прежде всего, - неотъемлемой частью истории самой России.

Увертюра к балету, наполненная настоящим драматизмом и душевной тревогой, знакома даже тем, кто не имел счастья лицезреть спектакль на сцене: она не раз звучала с экранов в советских и зарубежных фильмах, а в 1991 году стала символом коренных исторических преобразований и смены политических эпох в нашей стране. Сегодня «Лебединое озеро» входит в репертуары ведущих классических театров мира, а с исполнения главной роли Одетты начинают писать свои биографии выдающиеся балерины современности, продолжая и изменяя традиции, заложенные великими примами - Анной Павловой, Матильдой Кшесинской, Галиной Улановой и Майей Плисецкой.

Не имеет смысла подробно пересказывать историю балета, о котором и так написаны сотни книг и сняты десятки фильмов. Вспомним только несколько любопытных фактов и выслушаем несколько интересных мнений тех гениальных мастеров, благодаря которым «символ русского балета» обогатился живыми хореографическими образами, вошел в золотой фонд классической культуры и продолжает блистать на лучших театральных сценах по всему свету.

От Воткинского пруда до озера Хоэншвангау

Воткинский прудНесмотря на то, что в этом году классическое произведение Петра Ильича Чайковского отметило свое 136-летие, у историков балета до сих под нет единого мнения на счет того, какой же именно уголок земли стал прообразом озера с зачарованными лебедями.

По одной из версий, великого композитора вдохновило баварское озеро, простирающее в окрестностях замка Хоэншвангау в предгорьях Альп, по другой - Воткинский заводской пруд, недалеко от которого мастер жил в Петербурге, по третьей - озеро в имении Давыдовых в Черкасской области на Украине, на берегу которого он отдыхал в те годы, наблюдая за грациозными движениями белоснежных птиц.

Не меньше загадок таит в себе и сам образ девушки-лебедя, которого можно встретить в европейском фольклоре и в пушкинской Сказке о царе Салтане. Зная подлинно русский характер персонажа, с его славянской певучестью и увлекающей нежностью, невольно склоняешься именно к третьей версии, и в памяти встают образы грозного коршуна, смелого царевича Гвидона и, в кульминации, - торжества добра над злом и развенчания злых чар настоящей любовью.

Рождение русского балета

Нужно отметить, что до Петра Чайковского ни один из крупных композиторов не брался за написание музыки к балету. «По приглашению Московской дирекции пишу музыку к балету «Озеро лебедей». Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки», - писал в то время 35-летний сочинитель своему другу Николаю Римскому-Корсакову.

Премьера состоялась 20 февраля 1877 года на сцене Большого театра в Москве. Именно этот день принято считать днем рождения русского классического балета, хоть он и не был самым ярким и значимым в ее истории. Проще говоря, спектакль, постановщиком которого выступил чешский балетмейстер Вацлав Рейзингер, провалился: его назвали самым казенным, скучным и бедным из тех, что тогда ставился в России. Помимо бедноты самих декораций, не впечатлила зрителя и Пелагея Карпакова, ставшая первой исполнительницей ведущей роли: критики назвали её «слабой в мимическом отношении» танцовщицей. Сам Петр Ильич так отозвался о постановке: «Чистая дрянь, вспоминать о ней без чувства стыда не могу»

Великий композитор умер в 1893 году, так и не дождавшись триумфа своего творения на большой сцене. И уже после его смерти партитура попала в руки прославленных балетмейстеров Мариуса Петипа и Льва Иванова, обладающих тонким музыкальным вкусом и способных воспринять все величие творения мэтра.

Редакцию партитуры осуществил итальянский композитор Риккардо Дриго, а либретто доработал брат гениального композитора - Модест Ильич Чайковский. Главную роль предстояло исполнить балерине Петербургской императорской труппы Пьерине Леньяни. Результатом сложения всех талантов стало подлинное рождение «Лебединого озера», которое состоялось 15 января 1895 года на сцене петербургского Мариинского театра. Именно постановка Петипа-Иванова стала классической версией балета, давшей почву для творческих изысканий всем последующим поколениям хореографов. «Без Петипа, Дриго и Иванова этот балет не завоевал бы весь мир», - писали критики. Они возродили забытый балет Чайковского, дали ему новую жизнь, учтя все изменения, произошедшие как в жизни, так и в искусстве.

Среди упомянутых последователей всесильных маэстро не лишним будет указать величайшего балетного педагога Агриппину Ваганову (премьера состоялась 13 апреля 1933 года на сцене Мариинского театра, в роли Одетты выступила прима Галина Уланова), выдающегося танцовщика и хореографа Рудольфа Нуриева (премьера - в 1946 году в Венской опере) и современного мэтра Юрия Григоровича (в первой редакции балет был показан в 1969 году на сцене Большого театра в Москве).

Одетта и Одиллия

Всем известно, что главная героиня спектакля - прекрасная принцесса Одетта, превращенная в лебедя злым гением. Данную партию может исполнять только прима-балерина, обладающая чистотой линий и возвышенностью образа. Ее двойник Одиллия - дочь злого гения - появляется на сцене во втором акте в роли черного лебедя, притворившись Одеттой, и пытается соблазнить главного героя спектакля - принца Зигфрида.

Как правило, исполнительницей обеих этих ролей становится одна и та же балерина, и, как еще одно правило, каждая из них мечтает станцевать «королеву лебедей» с самого детства.

Великие примы - о «Лебедином озере»: Анна Павлова

Главным русским лебедем и иконой классического балета по праву называют солистку Мариинского театра Анну Павлову, завоевавшую небывалую славу и признание на рубеже XIX-XX веков. Вспоминая о своих первых зарубежных гастролях с труппой театра, состоявшихся в 1908 году, она писала: «Всюду наши гастроли приветствовали как откровения нового искусства. Жизнь танцовщицы многие представляют себе легкомысленной. Я поехала с русской балетной труппой в Лейпциг, Прагу и Вену, мы танцевали прелестное «Лебединое озеро» Чайковского. Потом я присоединилась к труппе Дягилева, знакомившего с русским искусством Париж»

Вся жизнь великой русской балерины была подчинена образу лебедя, без которого ее сценические перевоплощения для публики были немыслимы. Даже в последние минуты своей жизни Анна Павлова прижимала к себе костюм лебедя, не теряя надежду еще раз выйти в нем на сцену.

Галина Уланова

«Золотые» страницы в историю «Лебединого озера» вписала и знаменитая советская балерина Галина Уланова, также блиставшая на сцене Мариинского (а в ту пору - Кировского) театра, в труппе которого она состояла в период с 1928 по 1944 год.

Одетта-Одиллия стала для нее первой ведущей партией: она исполнила её в 19 лет. «Постепенно вслушиваясь в музыку, я находила какие-то новые танцевальные нюансы.

У меня рождалось желание не просто хорошо и чисто выполнить ту или иную вариацию, а передать в танце, в движениях, в позах свое настроение, вызванное музыкой и содержанием балета», - говорила о своих творческих поисках легендарная прима.

Майя Плисецкая

Главным балетом «Лебединое озеро» стало и для неподражаемой Майи Плисецкой, продемонстрировавшей зрителю безупречное исполнение всех элементов, составляющих искусство классического танца. В книге собственных воспоминаний великая прима упоминает:

«...Наверное, я танцевала «Лебединое озеро» несовершенно. Были спектакли удавшиеся, были с огрехами. Но моя манера, принципы, кое-какие театральные новшества привились, утвердились. «Плисецкий стиль», могу сказать, пошел по миру. Со сцены, с экрана телевизора нет-нет да и увижу свое преломленное отражение - поникшие кисти, лебединые локти, вскинутая голова, брошенный назад корпус, оптимальность фиксированных поз. Я радуюсь этому. Я грущу...».

Светлана ЗахароваСветлана Захарова

Новый символ большого балета и одна из самых выразительниц актрис современности Светлана Захарова называет «Лебединое озеро» лучшим спектаклем из всех когда-либо существовавших в истории: «Считается, что я - классическая балерина, а классика - это Петипа. Наверное, так считают не зря, наверное, я его чувствую, и у меня хорошо получаются его спектакли..Все зависит от солиста, от того, как он берется за партию. Мне его спектакли очень подходят, и я себя очень комфортно и уютно чувствую, особенно если станцую партию неоднократно, обкатаю уже несколько раз. Тогда просто купаешься в танце. «Лебединое озеро» - лучше этого спектакля.

Ульяна Лопаткина

Приму Мариинского театра называют «самым нежным лебедем». Ни в одном образе нельзя найти столько грации, чувственности и пластики. Эстетический катарсис, когда видишь Ульяну Лопаткину на сцене, достигает апогея, и зритель уже не может сдержать слез. В одном из своих интервью балерина отметила: «Всем известно «Лебединое озеро», но я постоянно сталкиваюсь с недоумением, восхищением, интересом к тому, как я интерпретирую известные партии. Например, раньше никто не догадывался показать зло Одиллии через таинственность, изысканность и затягивающее, мистическое обаяние образа - без конкретных, колких, жестких проявлений. Я человек эмоциональный, и темпераментные партии привлекают меня больше, чем лирико-романтические - там скорее нужно уйти в глубину образа. Доброту всегда сложнее танцевать, чем что-то яркое. Это как в жизни: мы обязательно поворачиваем голову, когда кто-то ведет себя неординарно, когда женщина одета вызывающе и ломает рамки общепринятого поведения. Так же и в классике: Одиллию танцевать легче - этому способствуют графика движения, его агрессивная пластика, черные костюмы. Белый лебедь - это танец рук, чистота, простота, искренность».

Похожие статьи:

#