Путешествие во времени с картой метро

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  1959

Путешествие во времениТекст: Николай Гудалов

ГОСТИ ЭМИРАТА, БЫСТРО ПЕРЕМЕЩАЯСЬ ПО СКОРОСТНОЙ МАГИСТРАЛИ МЕЖДУ НЕБОСКРЕБАМИ, МЕЧЕТЯМИ, ТОРГОВЫМИ ЦЕНТРАМИ И МУЗЕЯМИ ДУБАЯ, НЕ ВСЕГДА ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ НА НАЗВАНИЯ ПРОНОСЯЩИХСЯ МИМО СТАНЦИЙ МЕТРО. А ВЕДЬ ОНИ НАПОМИНАЮТ О ВЕЛИКИХ СТРАНИЦАХ ИСТОРИИ ОАЭ И АРАБСКОГО МИРА! НАИБОЛЕЕ ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫ В ЭТОМ ОТНОШЕНИИ ШЕСТЬ СТАНЦИЙ, О КОТОРЫХ И ПОЙДЕТ РЕЧЬ. ПОЧТИ ВСЕ ОНИ РАСПОЛОЖЕНЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ ДУБАЯ

Abu Baker Al Siddique: друг пророка

Станция под номером 18 по зеленой ветке Abu Baker Al Siddique носит имя Абу Бакра ас-Сиддика (571-634 гг. н.э.), известное всему исламскому миру.

Абу Бакр, получивший титул «Правдивейший» («ас-Сиддик»), – один из героев первых лет ислама, первый халиф (заместитель) пророка Мухаммеда, возглавивший общину мусульман сразу после его смерти в 632 году. Он сыграл выдающуюся роль в зарождении ислама и его становлении как ведущей духовной и политической силы на Востоке.

Абу Бакр одним из первых принял ислам и последовал за пророком, когда тот подвергся гонениям в Мекке. Его вера была столь сильна, что он отрекся от одного из сыновей и жены, упорствовавших в своем неверии. Будучи зажиточным купцом, Абу Бакр жертвовал состоянием ради веры, выкупал уверовавших рабов, которые терпели издевательства мекканской знати. Его дочь Аиша была любимой женой Мухаммеда после смерти Хадиджи, его первой супруги.

Именно с преданным Абу Бакром, одним рабом и проводником, пророк в 622 году покинул Мекку, в которой жизнь мусульман стала невыносимой, и совершил хиджру (переселение) в город Йасриб, получивший название Медина. Задолго до победы ислама Абу Бакр стал одним из «Благословенной десятки» мусульман, которым было обеспечено место в раю. Абу Бакру выпала честь стать первым, одним из четырех праведных халифов суннитской традиции. Он правил недолго – до своей кончины в 634 году, но именно с именем Абу Бакра связаны важнейшие аспекты становления исламской государственности.

Еще в 631 году пророк поручил Абу Бакру руководство хаджем – священным паломничеством в Мекку. Мухаммед говорил: если в народе есть человек, подобный Абу Бакру, не нужно искать лучшего имама. Однако пророк не оставил четких распоряжений об избрании преемника.

Путешествие во времениЭтот вопрос был решен путем сложного компромисса между мекканцами, сопровождавшими Мухаммеда в хиджре (мухад-жиры), и его последователями в Медине (ансары). Наиболее подходящим кандидатом оказался благочестивый Абу Бакр, который в первой же проповеди сказал, что не стремится к власти и понесет ее как бремя долга.

Нового лидера ожидали серьезные испытания. Во многих частях Аравии племена, вспоминая о доисламской вольнице и ссылаясь на то, что они заключали союз с пророком и никем иным, отказались подчиняться халифу и платить налог (садаку). Объявилось несколько лжепророков, поднялась волна отступничества (ридда), грозившая становлению новой религии и объединению арабов. Серьезное сопротивление власти Медины оказали племена Восточной Аравии, в том числе в регионе Дибба на территории современных ОАЭ и Омана. В Диббе до сих пор сохранилось кладбище, на котором, как рассказывают, погребены побежденные вероотступники. Абу Бакру удалось справиться с риддой.

С самого начала он занял позицию, предопределившую будущие победы ислама: в ответ на предложение некоторых племен о верности исламу без выплаты налога он сказал: ислама без садаки нет!

Успешность политики халифа строилась на том, что он милосердно принимал и прощал раскаявшихся, но беспощадно боролся с упорствующими. Поскольку в боях гибло много людей, знавших Коран наизусть (хафизов), при Абу Бакре появились первые письменные изложения священной книги.

В последние годы правления Абу Бакра начались столкновения мусульман с могущественными Персией и Византией, которые были завоеваны арабами уже после его смерти. Первый халиф мусульман умер в 63 года, как и Мухаммед. Абу Бакр был другом пророка и первым мужчиной, принявшим ислам. Оказавшись среди гонимых мекканцев, он оста-вил после себя единый и сильный Халифат.

Salah Al Din: султан Египта и Сирии

На карте дубайского метро нашлось место памяти великого полководца ислама – Салах ад-Дина (станция Salah Al Din). Это имя – почетный титул, означающий «благочестие веры». Основателя государства Аййубидов, султана Египта и Сирии, врага крестоносцев звали Юсуйф ибн Аййуб (1138-1193 гг. н.э.), но в историю великий правитель вошел как Салах ад-Дин.

Он родился в курдской семье, служил при дворе эмира Халеба и Дамаска Нур ад-Дина из тюркской династии Занги. Салах ад-Дин представлял интересы Нур ад-Дина в Египте, и в результате ему удалось отстранить от власти членов династии Фатимидов. После смерти своего повелителя Салах ад-Дин объявил себя султаном Египта и стал присоединять к его территории земли Нур ад-Дина в Сирии. Десять лет до начала борьбы с неверными Салах ад-Дин провел, укрепляя власть и сражаясь с другими мусульманскими правителями. В конечном итоге объединение в одних сильных руках Египта и Сирии позволило мусульманам потеснить крестоносцев.

Самой триумфальной победой Салах ад-Дина, имевшей колоссальное символическое и историческое значение, было взятие в 1187 году Иерусалима, которым до того времени, начиная с 1099 года, владели крестоносцы.

Мусульмане вернули себе город Ибрагима (Авраама), место ночного вознесения Мухаммеда с Храмовой горы, где позднее в память о великом событии была построена мечеть Аль-Акса. На раннем этапе пророчества Мухаммеда (610-623 гг н.э.) это место cтало первой киблой – ориентиром, к которому мусульмане обращали лица во время молитвы.

Салах ад-Дин был признан героем исламского мира, в его честь чеканили золотые монеты, победителя уважали даже недруги из числа мусульман и крестоносцев. На полотнах европейских художников Салах ад-Дин изображен белолицым, в отличие от других «сарацинов», лица которых красили черным. Данте Алигьери поместил образ Салах ад-Дина «всего лишь» в первый круг ада, его войны с крестоносцами нашли свое отражение и в английской литературе. Роман «Талисман» Вальтера Скотта стал первым произведением в Европе, где были отражены военные походы султана, и дан положительный образ ислама и мусульман.

Салах ад-Дин, удачливый, амбициозный воин и политик, мечтал завоевать земли от Испании до восточных границ Персии. И часть этих грандиозных планов была реализована, но уже его потомками Аййубидами. Его Высочество шейх Мухаммед бен Рашид Аль Мактум, правитель Дубая

Дубайское метроBaniyas: племя властителей

В историческом центре Дубая распо-ложена станция Baniyas Square («Площадь Бани Яс»). С племенем (изначально – союз полутора десятка племен) Бани Яс связана история Эмиратов. Род Аль Нахайян из ветви Аль Бу Фалях правит в Абу-Даби.

Из него происходит и президент ОАЭ шейх Халифа бен Заед Аль Нахайян. А к роду Аль Мактум из ветви Аль Бу Фаляса принадлежат правители Дубая.

Шейхам Аль Бу Фалях подчинялись другие племена Бани Яс на протяжении более, чем десяти поколений, так что их власть намного «старше» самих ОАЭ, получивших независимость в 1971 году. Бани Яс жили круглый год в жестких условиях пустыни – именно представители этих племен у арабов считались настоящими бедуинами, пользовались уважением и почетом.

С XVI веке они заселили оазис Лива (современный эмират Абу-Даби), который стал центром их жизни. Постепенно местные более слабые племена в оазисе признали главенство Бани Яс. Во второй половине XVIII века Бани Яс сделали важный шаг – стали осваивать побережье Персидского залива, основав на острове Абу-Даби поселение. А спустя треть века город стал важным центром, куда переехал и лидер племенного союза. Так была заложена основа столичного статуса Абу-Даби и буду-щей государственности Эмиратов.

Представители этого племени – шейх Халифа бен Заед Аль Нахайян и шейх Мухаммед бен Рашид Аль Мактум – сыграли главную роль в создании новых Эмиратов после обретения ими независимости и наступления нефтяной эры.

Сегодня многие коренные жители эмиратов, ведущие род от Бани Яс, занимают лидирующие позиции. Например, в сфере обороны и безопасности. При этом выходцам из племен, которые некогда были врагами Бани Яс, также предоставлены перспективные возможности. Такая политика демонстрирует государственную мудрость выходцев из Бани Яс, ведь все, независимо от происхождения, должны работать на свою страну и любить ее!

Khalid Bin Al Waleed: «меч» Аллаха

Раннюю историю ислама невозможно представить без Халида ибн Аль Валида (592-642 гг н.э.), имя которого носила до недав-него времени пересадочная станция между двумя линиями метро – Khalid Bin Al Waleed (ныне – станция Burjuman). Халид – выдающийся мусульманский полководец, один из сподвижников Мухаммеда, получивший прозвище Сайфу-ллах (меч Аллаха). Его тактика – образец решительности и отваги, а биография извилиста, как арабская вязь. Халид родился в семье вождя одного из знатнейших кланов Мекки – Бану Махзум. Представители клана традиционно занимались военным делом. Отца Халида величали «Единственный» и почитали, как божество.

Один из вождей ислама мог похвастать родословной в 49 колен, которую в свое время прославили «отец арабов» Исмаил, три пророка и сам Адам. Халид был высок, красив, виртуозно владел оружием, славился как прекрасный наездник. В молодости он сопровождал караваны в Сирию, дружил с арабами-христианами, персами, византийцами, не зная, что однажды встретится с ними на полях сражений.

Аль Валид, как и многие мекканские аристократы, поначалу отверг ислам и Мухаммеда. Халид командовал конницей мекканцев, потеснившей мусульман при селении Ухуд в 625 году. Однако пророк пред-видел, что этот яркий полководец не сможет долго оставаться вне ислама. И действительно, через четыре года после сражения под Ухудом Халид обратился в новую веру.

Халид стал «мечом ислама», направленным против неверных, разившим отступников в боях ридды. Он выходил победителем не только из битв, но и из «темных историй». Так, после одного из сражений были убиты все пленники Халида. В оправдание полководец сказал, что было холодно, и он приказал своим воинам обогреть захваченных. Но те неверно поняли мекканский диалект и перебили людей.

Часто случалось, что Халид, нарушая традиции, женился на женщинах из стана противника сразу после боя. Но Абу Бакр прощал Халиду все! Меч ислама нельзя было убирать в ножны.

Халид ибн Аль Валид командовал первыми сражениями мусульман против Персии и Византии, в Ираке сломил сопротивление арабов-христиан. В ходе этих кампаний войска Халида преодолели по вражеской территории 800 км без единого поражения. Тактика Аль Валида была такова: воины передвигались только на верблюдах, лошадей вели налегке, а пересаживались только для быстрой атаки.

Избрание халифом Умара (правил в 634-644 гг. н.э.) круто изменило жизнь Халида – его лишили титула главнокомандующего. Умар не питал особого расположения к полководцу.

Еще мальчишками они состязались в боях, и Халид часто побеждал соперника. Умар был благочестив до пуританства, Халид любил тратить деньги и жить широко. Но полководец, потеряв лидерство, продолжил служить исламскому воинству, сражаясь в Персии и Сирии.

В конце 630-х годов Умар убрал Халида из армии окончательно. Халифу не нравилась слава полководца, которая, по мнению Умара, умаляла тот факт, что победы даруются Всевышним, а не человеком. Смерть Халида в 642 году оплакивали все мусульмане. Его боевым искусством не пере-стают восхищаться до наших дней: Халид – один из немногих полководцев в истории, кто не был побежден в битве.

Ibn Battuta: великий путешественник

Станция Ibn Battuta, названная в честь великого арабского путешественника XIV века Ибн Баттуты (1304-1377 гг. н.э.), заслуживает того, чтобы до нее доехать, хотя путь неблизкий – на окраину Дубая, в конец красной линии. Здесь туриста ждет одноименный торговый центр, который объединил под своей крышей архитектуру Андалусии и Туниса, Египта и Персии, Индии и Китая – тех мест, в которых побывал и о которых рассказывал Ибн Баттута. В любом случае, долгая поездка на метро – не те 75 тысяч миль, что преодолел путешественник на лошадях и верблюдах.

География путешествий Ибн Баттуты до сих пор поражает воображение. Однажды он дал зарок никогда не следовать дважды одной дорогой: страсть к неизведанному всегда влекла Ибн Баттуту только вперед. Пусть идут споры о том, где действительно ступала его нога, а куда лишь дотягивалась фантазия – он дал замечательные описания стран и обычаев, подтверждения которых исследователи находят в трудах путешественников более позднего периода. Считается, что топографические данные Ибн Баттуты надежнее, чем у его европейского современника Марко Поло.

Родившись в Танжере (Морокко) в семье шейха Абдаллаха ал-Лавати, он во время своих странствий стал судьей (кади) и работал в этом качестве несколько лет на Мальдивских островах и в Дели. Ибн Баттута бывал на Аравийском полуострове, плавал по Персидскому заливу, проходил через Ормузский пролив и, конечно, объехал все исламские страны.

Этот человек не был профессиональным ученым-географом, но именно он – автор одного из великих энциклопедических сводов, объемлющего всю географию исламских стран.

Его сочинение украшает многообещающее название: «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий»

Al Karama: призрак столицы

Если названия предыдущих пяти станций отсылают нас к важнейшим событиям арабской истории, о которой написаны тома, то подтекст слова «Аль Карама» мало известен даже многим коренным жителям эмиратов.

В переводе с арабского «карама» значит «честь», «достоинство», «престиж», «щедрость», «великодушие», «благородство» и даже «чудо». Именно так должна была называться новая столица ОАЭ, что и было закреплено во Временной конституции молодого государства 1971 года. Ее планировалось построить в пустыне, на землях, выделенных с этой целью эмиратами Абу-Даби и Дубай. В первом бюджете ОАЭ прописаны соответствующие средства на проект, а под телефонные номера будущей столицы резервировался телефонный код 01. Но чуда не произошло – ОАЭ последовали более естественному пути развития.

Абу-Даби, крупнейший по территории, населению и нефтяным запасам эмират, все больше укреплял свои лидерские позиции, и к концу 70-х годов амбициозным Дубаю и Рас-Аль-Хейме пришлось оставить идею строительства Аль Карамы, которую они активно поддерживали.

Сказались и финансовые соображения: деньги лучше было направить на развитие уже существующих городов.

В 1996 году Временная конституция стала постоянной, а Абу-Даби закрепил столичный статус. Так старый племенной центр могущественных Бани Яс превратился в официальную столицу современного государства. А воспоминания об Аль Караме остались лишь в названиях районов Абу-Даби и Дубая и на карте дубайского метро.

Похожие статьи: