Картинки из старинного альбома, или свадьбы глазами русских художников

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  1734

ТРАДИЦИОННАЯ РУССКАЯ СВАДЬБА – ОБЪЕКТ ПРИСТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЖИВОПИСЦЕВ ВСЕХ ЭПОХ. ЛИСТАЯ АЛЬБОМЫ ПО ИСКУССТВУ, ЛЕГКО ПРОСЛЕДИТЬ ИСТОРИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА, УЗНАТЬ О САМОБЫТНЫХ ТРАДИЦИЯХ И ОБРЯДАХ, О БЫТЕ И НРАВАХ НАШИХ ПРЕДКОВ… СЕГОДНЯ ЗНАМЕНИТЫЕ ПОЛОТНА – ПОВОД ДЛЯ ВДОХНОВЕНИЯ К СОЗДАНИЮ СВАДЕБНЫХ НАРЯДОВ ДЛЯ СОБСТВЕННОГО ТОРЖЕСТВА.

06-12-20139-52-47.jpgСвадьба – один из самых красивых русских ритуалов. Как правило, само торжество растягивалось на несколько дней (от трех до недели), а подготовка к созданию новой семьи и вовсе могла длиться годами. При этом брачный возраст наступал уже в 12 лет, а после двадцати незамужнюю девушку вполне могли зачислить в разряд старых дев. 

У вас товар, у нас купец 

Образование новой ячейки общества, как правило, начиналось со сватовства. По славянскому обычаю, предложение делали, обращаясь к родителям невесты. И если семья жениха присматривала для своего сына достойную партию, то в дом к потенциальной невесте засылали сватов. Обычно в состав делегации входили крестные родители, близкие родственники и (реже) друзья. Во время самой церемонии жених обязательно рассказывал о своих глубоких чувствах к девушке и «просил ее руки» у отца. От будущего тестя требовалось пару раз отказать и лишь затем дать согласие на брак дочери. Но если согласие давалось, то отец будущей жены вкладывал правую руку дочери в руку своего будущего зятя.

Зачастую разговор прибывших сватов начинался издалека. Например, со слов: «У вас товар, у нас купец…». Иносказательность беседы имела особое значение: считалось, что только таким образом можно запутать нечистую силу – помешать ей навредить молодым или расстроить свадьбу.

Смотрины, стало быть, у них…

Через несколько дней после сватовства следовал обряд смотрин. Так проверялись достоинства и недостатки будущей хозяйки дома. При этом жених с родителями и свахой ехали на смотрины «окольным» путем – заезжали как можно дальше и порой делали целый круг: по обычаю, «запутывали дело». А невесте предстояло терпеливо ждать, демонстрируя высокую нравственность и покорность, а в ходе обряда еще и отсутствие изъянов. 

Однако «домоглядством» нередко занимались и в доме жениха. Особенно, если парень был из соседней деревни или губернии. Отец невесты и ближайшие родственники ехали поглядеть на хозяйство. Оценке подвергалось все – от построек и крупного рогатого скота до домашней утвари и постельных принадлежностей. Если гостей быт устраивал, их приглашали за щедрый стол с угощениями. Здесь начиналось обсуждение приданого и подарков на свадьбу. 

Кстати, споры о размере приданного могли затянуть процесс на недели. Например, договаривались, что новобрачная дарит каждому родственнику жениха полотенце, а будущей свекрови – три рубашки и ткань на сарафан и платок. Тестю и жениху полагались рубашка и кальсоны. 

Обычно на смотринах невеста появлялась с покрытым лицом: и лишь в редких случаях будущему мужу удавалось заглянуть под вуаль. Благополучный исход дела справляли хмельным пирком. Бочку пива или вина всегда привозили родственники жениха, а закуски выставлялись со стороны невесты. Так оценивались кулинарные способности будущей жены.

Рукобитье

После успешного сватовства в России устраивалось рукобитье – отцы молодых договаривались о сроках свадьбы, предстоящих расходах, количестве подарков, о кладке (форма материального обеспечения невесты со стороны родственников жениха), приданом… Также во время сговора распределяли свадебные чины. Эксперты утверждают, что долгое время в России сговор даже считался главнее самого торжества венчания. А не заключить брак после рукобитья считалось преступлением. 

Во время этого обряда в доме невесты собирались жених и близкие родственники. Писалась так называемая рядная запись: оговаривались обязанности обеих сторон, имена, приданое, неустойки, попятное… Упоминались даже возможные побои будущей супруги и размер штрафа, налагаемого на обидчика! В завершении обряда отцы жениха и невесты били друг друга по рукам, часто надев холщовые рукавицы. Это означало крепость и обязательность выполнения договора. После «рукобития» невеста считалась просватанной.

Сговор всегда сопровождался праздником, а состоятельные семьи снимали целые особняки, специально предназначенные для торжеств рукобитья. У всех сословий жених дарил невесте кольцо с камнем и заказывал обручальные кольца с гравировкой: на кольце невесты – инициалы жениха, на кольце жениха – невесты, указывалась обязательная для обоих колец дата обручения. 

На второй день после сговора совершался обряд вручения невесте икон, которые вместе с приданым ввозили в дом жениха. Жених привозил гостинцы и подарки для невесты, ее подружек и семьи. Приданое перевозили в дом жениха до венчания. Приданое всегда встречала мать жениха или старшая замужняя сестра. Как только «поезд с приданным» отправлялся от дома невесты, начинались совместные моления новобрачной и ее матери.

Кстати, рядная запись не считалась подобно европейскому брачному контракту официальным документом. Но авторитет самого рукобитья был непререкаем! После сговора устраивались девичник (крестьянская традиция) и мальчишник (все сословия), а затем проходило церковное оглашение.

Священник, в чьем приходе состояли молодые, уведомлялся – устно или письменно – об их желании вступить в брак: происходило оглашение «имени, чина или состояния» жениха и невесты. При этом батюшка объявлял имена желающих вступить в брак после литургии три воскресенья кряду. Все это позволяло установить, имеются ли препятствия к браку. Ведь после трех оглашений выдавался билет, на основании которого на жениха и невесту в день венчания составлялся «обыск», заносившийся в специальную церковную «обыскную» книгу. «Обыск» подписывали жених, невеста, а также два-три поручителя и причет церкви.

Прощанье со свободной жизнью

После сговора невеста вместе с подружками начинала шить приданое. А за несколько дней до события хозяйки пекли хлеб и готовили праздничные закуски. Ежедневно, встречая подружек, девушка традиционно жаловалась на собственную долю. Кульминацией же последних дней свободной жизни становился поход в баню. Здесь подружки в последний раз расплетали невесте косу и разбирали ленты: замужняя женщина традиционно плела две косы. Конечно же, все это происходило под несмолкающие рыдания окружающих. 

Венчальный звон 

В царской России обряд венчания оставался единственным способом регистрации брака. В день венчания для молодых сооружали свадебный поезд, украшенный лентами. Места на санях, если торжества проходили зимой, занимали по старшинству – от посаженных родителей до дальних родственников и знакомых. Обычно маршрут стартовал из дома жениха и двигался ко двору невесты, где пару уже ждал священник и сваха для совершения особого обряда «окручивания» молодой. Этот ритуал проводился сразу после венчания на церковной паперти или в сторожке храма, а иногда уже в доме жениха – перед княжьим столом, в середине свадебного пира или после брачной ночи.

Во время обряда «окручивания» невеста в присутствии жениха, его родителей, дружек и свашек меняла прическу и головной убор с девичьего на женские. Так, в некоторых деревнях Русского Севера женскую прическу (две косы вместо одной) – заплетали свашки со стороны невесты и жениха. При этом невестина свашка приговаривала: «Носи девиц». А свашка со стороны жениха: «Носи молодцов». Каждая старалась заплести косу первой, считая, что именно от ее старания зависит пол будущего ребенка. Заплетенные косы укладывались вокруг головы и покрывались кокошником, сборником или повойником со словами: «Стала коса двухвосткой, под повойник ушла, запряталась». Переход к женской прическе и надевание головного убора считалось важным обрядовым моментом русской свадьбы: «подруги косу плетут на часок, а свахи на век». Кстати, песни, исполнявшиеся свашками при перемене прически и головного убора, в разных деревнях и губерниях были разными. Однако в них прослеживалась одна и та же тема: утверждение девушки в новом статусе.

Если пир, то пир горой

Свадебные пиршества традиционно устраивали в доме жениха. У порога гостей встречали хлебом-солью и посыпали овсом и пшеном, символизировавшими достаток и защиту от злых духов. Молодой муж всегда переносил суженую через порог дома на руках, чтобы обмануть домового: якобы он принес в дом не постороннего, а собственного младенца. Считалось, что так невеста получала защиту духа дома. На стол всегда ставили свадебного лебедя – символ супружеской любви. Позже дичь заменили курицей. У трапезы было ритуальное значение. Обычно после венчания молодым не давали ни есть, ни пить, а сразу провожали их в сени для исполнения супружеского долга. Одновременно с этим курицу заворачивали в полотенце, а после совершения таинства вновь вышедших к столу новобрачных угощали припасенной закуской.

На второй день свадьбы супруги уже занимали почетные места за свадебным столом и присоединялись к общему пиру. Они выслушивали благословения и принимали дорогие подарки. Часто торжества, к которым готовились несколько недель, на этом и заканчивались, однако, если средства позволяли, то свадебные гулянья могли продолжиться и перейти в многочисленные посещения домов родственников или поездку по святым местам. В наши дни многие молодые пары охотно отдают дань традициям и устраивают по-настоящему народные свадебные гуляния. Правда, на смену запряженным саням пришли лимузины, а домам дружек – фешенебельные отели и яхты. Но это уже совсем другая история!

Похожие статьи: