Ливерпульская четверка и Hidden Gallery

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  1426

ВСЕ «БИТЛОМАНЫ» НА СВЕТЕ ЗНАЮТ О ЛЕГЕНДАРНОМ КВАРТЕТЕ BEATLES БУКВАЛЬНО ВСЁ – КАКОЙ АЛЬБОМ БЫЛ ЗАПИСАН В ТОМ ИЛИ ИНОМ ГОДУ, КТО ИЗ «БИТЛОВ» КОГДА И ГДЕ ВСТРЕЧАЛСЯ, ЖЕНИЛСЯ, РАЗВОДИЛСЯ И ТАК ДАЛЕЕ. НО ЭТО ЛИШЬ НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД. НА САМОМ ДЕЛЕ, ДАЖЕ ГОДЫ, В КОТОРЫЕ ЕЩЕ НИКТО И НЕ ПРЕДВЕЩАЛ «ЖУКАМ» ВСЕМИРНОЙ ЛЮБВИ И ПОПУЛЯРНОСТИ, СЕГОДНЯ МОГУТ ВЫГЛЯДЕТЬ СОВСЕМ ПО-ДРУГОМУ. НЕПОНЯТНО, КАКИМИ БЫ МЫ ПРЕДСТАВЛЯЛИ СЕБЕ ПЕРИОД С 1963 ПО 1964-Й, ЕСЛИ БЫ СОВСЕМ НЕДАВНО АНГЛИЙСКИЙ ФОТОГРАФ ПОЛ БЕРРИФФ, ЯВЛЯЮ- ЩИЙСЯ СЕГОДНЯ НЕОДНОКРАТНО НАГРАЖДЕННЫМ РЕЖИССЕРОМ-ДОКУМЕНТАЛИ- СТОМ "BAFTA", НЕ НАШЕЛ В СВОИХ АРХИВАХ ПАРУ СТАРЫХ ЧЕРНО-БЕЛЫХ ПЛЁНОК… ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА "HIDDEN GALLERY", СОСТАВЛЕННАЯ ИЗ 38 УНИКАЛЬНЫХ КАДРОВ, БЫЛА ПРИВЕЗЕНА В ДУБАЙ И ЭКСПОНИРОВАЛАСЬ В МОДНОМ УНИВЕРМАГЕ "HARVEY NICHOLS" НА ПРОТЯЖЕНИИ ПОЛУТОРА МЕСЯЦЕВ. О РЕДЧАЙШИХ ФОТО- ГРАФИЯХ, ФЕНОМЕНЕ ЛЮБВИ К «БИТЛАМ» И ГРЯДУЩЕМ ЮБИЛЕЙНОМ ТОРЖЕСТВЕ "BEATLES", МЫ ПОГОВОРИЛИ С ДЖЕРРИ ГОЛДМАНОМ, ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ КОМПАНИИ “THE BEATLES STORY” И САМИМ ПОЛОМ БЕРРИФФОМ.

Джерри Голдман, генеральный директор компании “The Beatles Story”

Джерри, добрый день. Когда Вы стали фанатом группы «Битлз», и как Вам удалось сохранить свою любовь и преданность на протяжении 50 лет?

Я родился и вырос в Ливерпуле. Пусть это вас не удивляет. В те времена, когда я учился в школе для мальчиков и даже брал уроки русского языка (которые, кстати, преподавала невероятно красивая русская женщина), все ученики были разделены на две группы: нужно было быть либо фанатом «Битлз», либо боготворить «Роллинг Стоунз». Третьего дано не было, и именно это в итоге определяло суть каждого. Сегодня всё изменилось, и люди в Англии скорее спросят, какую футбольную команду ты поддерживаешь, чтобы определить индивидуальность.

Но вернемся к истории. Для меня выбор был очевиден, я был абсолютным фанатом «Роллинг Стоунз». Вы спросите, почему? Да потому, что тогда «Битлз» относили к тем группам, которые считались «приличными и интеллигентными», их могла слушать вся семья. «Роллинги» были более дерзкими и яркими, а их рок-музыка, естественно, была тяжелее и грубее. Они представляли альтернативную музыку, а я предпочитал относить себя к людям неоднозначным. Со временем я начал ценить любую настоящую музыку, и стал слушать и творчество «Битлз», не забывая о «Роллинг Стоунз».

Видимо, любовь к «Битлз» все-таки в Вас победила, раз уж Вы стали управляющим директором компании “The Beatles Story”?

Я стал директором “The Beatles Storу” случайно, 10 лет назад, когда происходила полная смена руководства компании. Тогда бренду было уже 11 лет, и он, казалось, уже утратил былую популярность, поэтому мы вдохнули в него новую жизнь. Из выставочного зала площадью 800 кв. метров мы создали концептуальный магазин-экспозицию, увеличив его размеры в 4 раза. Постепенно бренд "The Beatles Story" стали узнавать во всем мире. 

Сегодня мы отмечаем каждый год существования группы «Битлз», всю историю их карьеры, делая выездные выставки по всему миру. В Мемфисе, например, сегодня работает потрясающая выставка, посвященная реакции Элвиса Пресли на появление группы «Битлз». Согласно истории, однажды Джон Леннон пошел в кино, и как только девушки в зрительном зале увидели на экране Элвиса, они начали визжать от восторга. Джон решил, что именно такой восторг должно вызывать и его творчество, а остальное известно всем.

Как Вы считаете, почему современная молодежь с удовольствием слушает «Битлз», несмотря на гигантские потоки электронной музыки? Что это, мода на «винтаж»?

Вы только что сами назвали причину. Современное поколение отлично понимает, где настоящая музыка, а где нет. В синтетической музыке нет ни красоты, ни души. Люди могут полюбить такую музыку на день-другой или на неделю. Затем им понравится другая, точно такая же песня. Увы, но это модный тренд, и подобная музыка проносится, как в калейдоскопе. А творчество «Битлз» остается с нами на века, как это ни странно. Вот во время открытия нашей выставки, посвященной «Битлз», здесь в Дубае выступала молодая талантливая музыкальная группа, исполнявшая популярные хиты «битлов».

И удивительным было то, что на презентации присутствовали люди всех возрастов, и все одинаково радовались и пели вместе с музыкантами: каждый гость знал слова! Это, безусловно, не может быть чем-то наигранным – такая энергетика идет изнутри. С музыкой «Битлз» у каждого человека обязательно связаны важные моменты в жизни и дорогие воспоминания, поэтому песни и остаются с нами навсегда. В этом вся разница.

Вы привезли музыкантов, участвовавших в презентации, с собой?

Да. Это ребята из Ливерпуля, а празднование 50-летия «Битлз», которое добралось и до Дубая, началось как раз на родине легендарной четверки. Хоть мы и отмечаем рождение «Битлз» по всему миру, но центром торжеств всё равно является Ливерпуль – один из самых быстроразвивающихся городов Англии и самый популярный город среди туристов и инвесторов. Должен сказать, что Ливерпуль имеет большое значение для страны. За 10 лет он превратился из небольшого промышленного городка в развитый мегаполис. В нем построены современные торговые центры, отели, рестораны… Кстати говоря, именно Ливерпуль занял первое место по уровню ночной жизни и количеству ночных клубов и баров в Великобритании. Заметьте, не Лондон и не Манчестер (смеется).

Правда ли, что в Ливерпуле до сих пор работает клуб Cavern, в котором начинали свою карьеру «Битлз»?

Да, клуб Cavern до сих пор существует, правда, в копии. Оригинальный клуб был закрыт, но его воссоздали на другой стороне той же улицы. Сэр Пол Маккартни выступал в новом заведении, поэтому дух группы сохранился там до сих пор. Вообще, если вы приедете в Ливерпуль, то найдете там столько мест, связанных с историей «Битлз»! Я считаю, что дух этой группы витает в городе на каждом шагу. И сам город расположен в двух часах езды на поезде от Лондона, что очень удобно для туристов и местных жителей.

Пол Маккартни и Ринго Стар – единственные представители группы «Битлз», которые сегодня живы и здравствуют. Связаны ли они каким-то образом с брендом “The Beatles Story” и принимают ли какое-то участие в его развитии?

Нет, к сожалению. Мы встречаемся с сэром Полом Маккартни пару раз в год на наших мероприятиях, и на этом – всё. Мы, конечно, поддерживаем добрые дружеские отношения с обоими музыкантами, но они никаким образом не связаны с “The Beatles Story”. Их можно понять, так как для них странно то, что они – легенда, и что уже существует музей, посвященный истории «Битлз», в то время как они еще живы.

Почему именно Дубай стал вторым местом для проведения выставки сразу после Ливерпуля? 

Здесь всё просто. С нами связались представители сети универмагов Harvey Nichols. Нынешний год стал очень важным для Великобритании благодаря юбилею царствования королевы Елизаветы II, Олимпийским играм и другим событиям. К тому же, кто-то из команды Harvey Nichols вспомнил о том, что этот год является еще и юбилейным для группы «Битлз». И, как Вы можете догадаться, «Битлз» для огромного числа людей намного важнее Олимпиады или юбилея королевы. Так пришла идея проведения передвижных выставок, и мы с удовольствием согласились поделиться нашей радостью с жителями всех уголков мира. Но, к сожалению, повезет лишь тем, у кого в городе есть универмаг Harvey Nichols. Так что Дубай оказался вторым в списке счастливчиков (смеется).

И каков следующий пункт назначения?

Снова Ливерпуль. В октябре этого года первой песне «Битлз» под названием “Love Me Do”, записанной на студии, также исполняется 50 лет. Поэтому мы приглашаем всех фанатов группы приехать в Ливерпуль 5 октября и отпраздновать это знаменательное событие вместе с нами. Концепция мероприятия заключается в том, что все пришедшие или приехавшие в город гости вместе исполнят эту песню. Это будет что-то невероятное!

Сколько народу, по Вашим подсчетам, посетит мероприятие?

О, сотни тысяч человек. Серьезно! Мы больше чем уверены, что улицы Ливерпуля будут заполнены фанатами группы, которые дружно возьмутся за руки и исполнят песню “Love Me Do". Затем будет праздник на все выходные и для всей семьи. Так что, начиная с 5 октября, Ливерпуль будет полон любви и искренних эмоций.

Почему для выставки были выбраны фотографии именно 1963-1964 гг.?

Я считаю, что именно эти фотографии показывают менее отполированный образ группы «Битлз» и каждого музыканта в отдельности. На фотографиях Пола Берриффа они такие, какие есть: молодые, полные энергии и веселые, более раскрепощенные и свободные в выражении своих эмоций даже во время выступлений. В те годы они еще не съездили на гастроли в Америку и выступали в городах, расположенных недалеко от Ливерпуля.

Со временем стало все труднее замечать внутренний мир «битлов», особенно на официальных фотографиях с их самых знаменитых гастролей и выступлений. Обратите внимание на качество каждой фотографии этой выставки! Учитывая то, что Пол Беррифф в то время был 16-летним подростком и только начинал искать себя в мире фотографии, эта экспозиция просто бесценна!

Сегодня, когда Вы уже не учитесь в школе для мальчиков, каков Ваш выбор: «Битлз» или «Роллинг Стоунз»?

Конечно же, «Битлз»! И я говорю это не только потому, что мой бизнес неразрывно связан с этой группой. Просто со временем я начал понимать настоящую цену их песням. На открытии выставки я слушал каждую песню и наслаждался каждой секундой. Если бы сегодня мне предложили послушать концерт «Роллинг Стоунз», я бы, наверное, потерял терпение и не дослушал его до конца.

Назовите свою любимую песню «Битлз»?

Я, наверное, не должен этого признавать, но это песня “Twist and Shout”. Вы спросите, почему? Потому что они не являются авторами этой песни, они только её исполняли. Но исполняли так блистательно, что в неё невозможно было не влюбиться.

Пол Беррифф, фотограф

Пол, как Вы познакомились с музыкантами группы «Битлз», ведь известно, что Вы были молоды и только начинали заниматься профессиональной фотографией?

Мне было всего 16 лет, и я получил должность помощника репортера в одной из ливерпульских газет. То есть, по сути, я только начинал свои шаги в издательском мире и решал, кем именно стать: репортером или фотографом. В рабочее время я сидел в офисе и печатал статьи, а в свободное – брал свой фотоаппарат, ходил по городу и снимал.

В 1963 году поп-культура в музыке еще только зарождалась, и новые группы появлялись чуть ли не каждую неделю. Я заводил знакомства с хозяевами тех клубов, в которых выступали начинающие группы, чтобы иметь возможность проходить за кулисы. Тогда я решил, что это шанс, который нужно использовать. И стал делать фото-эссе, рассказывающие о жизни разных групп вне сцены. Всё это делалось для себя: я считал это отличной возможностью попрактиковаться, привыкнуть к камере и постичь тонкости ремесла (освещение, фокус и так далее). Таким образом, неожиданно для себя и остальных, я снял историю групп, впоследствии ставших легендами, одной из которых были «Битлз». В то время «битлы» не входили в топ-лист исполнителей, но когда я познакомился с ними лично, они стали основными персонажами моих «закулисных» фотографий.

Вы помните, какими были «Битлз» до прихода эры их глобальной популярности. Какие у них были характеры, интересы?

«Битлз» только начинали свою карьеру. Когда я выходил в зал клуба Cavern или какого-нибудь другого по соседству, где они пели по вечерам, девушки-фанатки визжали от радости так громко, что, кроме них, никого не было слышно. Безусловно, мы уже понимали, что в этой группе есть что-то особенное. Ребята хоть и были новыми музыкантами, но их музыка была фантастической. Но, конечно же, в те времена я и подумать не мог, что эта группа станет настоящей легендой.

Джерри Голдман в нашей беседе с ним сказал, что в те годы человека во многом оценивали по его пристрастию к «Битлз» или «Роллинг Стоунз». Фанатом какой группы были Вы? 

Я всегда был поклонником «Битлз». Помимо уникальных песен, они были очень стильной группой: всегда носили костюмы, и это очень сильно отличало их от других поп-исполнителей. Нашим родителям «Битлз» также очень нравились, потому что в глазах взрослых Джон, Пол, Ринго и Джордж выглядели умными мальчиками-отличниками.

Расскажите о самом запоминающемся моменте, связанном с «Битлз»?

Однажды мне нужно было снимать группу на очередном концерте. Я взял с собой свою девушку, и мы пришли немного раньше, чтобы дождаться музыкантов в зале. Ребята пришли, настроили инструменты и начали петь “I Wanna Hold Your Hand”. Тогда это была их новая песня, которую еще даже не записали на студии. Таким образом, единственными зрителями «Битлз» на момент репетиции этой композиции были только мы с девушкой. Это было просто непередаваемо! Вот что я бы назвал настоящим волшебством.

Эта песня стала Вашей любимой у «Битлз»?

О, это трудный вопрос. С очень многими песнями у меня связаны теплые воспоминания, и, как я уже говорил, каждая песня настолько уникальна, что их нельзя сравнивать. Наверное, я люблю все их песни.

Насколько Ваши фотосессии с «Битлз» отличались от съемок знаменитостей сегодня?

Я же снимал документальное эссе, поэтому музыканты мне не позировали и часто даже не знали, что их снимают. Настоящие лица и эмоции – вот что самое главное, это делает фотографию поистине ценной. Я и сегодня работаю также – небольшой фотоаппарат без вспышки предпочитаю большой камере, на которую, безусловно, все обратят внимание. Я очень сдружился с Полом Маккартни, и он часто приходил ко мне, интересовался успехами в фотографии. Иногда я просил, чтобы музыканты мне позировали, и у меня есть несколько замечательных фотографий, где они смотрят в кадр. Ни на одной из этих фотографий я не использовал вспышку. Я мог просто поиграть со светом в помещении, не более того.

Почему Вы решили показать эти фотографии миру, ведь прошло столько лет?

Сделав серию этих снимков, я благополучно про них забыл, так как буквально сразу же меня официально назначили фоторепортером в городской газете. Там я проработал 5 лет, а затем пришел на BBC, где начал карьеру кинооператора и снимал документальные фильмы на протяжении последних 45 лет. А полтора года назад я вдруг осознал, что хочу снова вернуться к фотографии. И тогда я вспомнил, что еще в подростковом возрасте делал массу каких-то черно-белых снимков. Они лежали в старой запылившейся коробке, которая путешествовала со мной по свету, куда бы я ни переезжал. К моему глубокому удивлению на пленки не повлияли ни погодные условия, ни переезды – все 48 негативов с «Битлз» были в идеальном состоянии! Я был настолько удивлен! И не только сохранностью пленок, но и содержанием найденных фотографий: очень недурно для подростка (смеется).

Тогда я понял, что в моих руках находится историческая редкость, и её необходимо показать миру. Когда Джерри Голдман, директор “The Beatles Story”, увидел эти фотографии, он сказал, что они обязательно должны вернуться «домой», в Ливерпуль, так как являются национальным достоянием. И я был этому очень рад.

Вы когда-нибудь после этого виделись с представителями группы?

К сожалению, нет. Хотя сегодня я бы с удовольствием встретился с Полом Маккартни и посмотрел, вспомнит ли он меня (смеется). 

Какой камерой Вы пользуетесь сейчас: аналоговой или цифровой? 

Я работаю с разными камерами, но предпочитаю, конечно же, пленку. Мне кажется, она передает на снимках душу. Я просто обожаю черно-белую съемку, так как камера передает настроение людей в кадре, не «забитое» цветом.

Вы хотели бы выпустить книгу с Вашими документальными фото-эссе?

Пока не знаю. Я много думал о планах на будущее и своих амбициях. Мне хочется сделать фотографии «живых легенд»: первого человека, ступившего на Луну, или Билла Клинтона, других политиков и звезд. Идея заключается в том, чтобы снять их в домашних условиях для серии черно-белых фотографий.

Если у меня когда-нибудь получится это сделать, я с удовольствием составлю книгу и подарю её миру. Было бы также здорово снять «Битлз» 50 лет спустя, и очень жаль, что двоих из «ливерпульской четверки» уже с нами нет. Я очень благодарен Harvey Nichols за возможность показать свои «утерянные» фотографии и считаю, что для настоящих ценителей творчества легендарной группы и искусства фотографии они станут ценной инвестицией на века, так как выпущено всего 49 коллекционных серий этих снимков с подписью автора.

Похожие статьи: