Русская песня Надежда и мечты

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  2119

Надежда БабкинаБеседовала: Елена Ольховская

ИМЯ НАДЕЖДЫ БАБКИНОЙ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНО С РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНЕЙ. НАДЕЖДА ГЕОРГИЕВНА – ОСНОВАТЕЛЬ И БЕССМЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ШИРОКО ИЗВЕСТНОГО В РОССИИ И ЗА ЕЁ ПРЕДЕЛАМИ АНСАМБЛЯ «РУССКАЯ ПЕСНЯ», ОСНОВАННОГО В 1974 ГОДУ. СТРЕМЛЕНИЕ НАДЕЖДЫ БАБКИНОЙ К СОХРАНЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКИХ КОРНЕЙ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, В ЧАСТНОСТИ, НАРОДНЫХ ПЕСЕННЫХ ТРАДИЦИЙ, ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ЕЁ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ.

В самом центре Москвы рядом с шумным Садовым кольцом, окнами в уютный Хомутовский тупик находится театр «Русская песня». Место, в котором расположено здание, по праву может считаться одним из наиболее театральных в российской столице, и даже вошедших в историю мирового театра. Здание «Русской песни» находится по соседству с местом, на котором стоял дом купца Сергея Алексеева, отца Константина Сергеевича Станиславского. В этом доме Станиславский ставил свои первые любительские спектакли, сюда съезжалась вся театральная молодежь времен его молодости. Бывший кинотеатр, переданный Надежде Георгиевне Бабкиной в 2000 году, обрел новую яркую жизнь в заботливых руках основательницы «Русской песни» и её дружного коллектива. Почти во всех помещениях на стенах развешаны картины и фотографии.

Посетители театра попадают в своеобразный дом-музей ансамбля «Русская песня» и народной артистки России Надежды Бабкиной…

Однако вне стен театра Надежда Георгиевна на время перестает быть строгим руководителем, и перед собеседником предстает настоящая русская красавица – умная, обаятельная, привлекательная и удивительно теплая. Своя, почти родная… Нам посчастливилось встретиться и поговорить с Надеждой Бабкиной в Дубае.

Надежда Георгиевна, Вы прилетели в Дубай на отдых. Как Вам удалось выкроить время в своем плотном графике?

Начало января – это небольшой отрезок времени, когда после всех предновогодних записей, можно немного отдохнуть. Изначально планировалось, что я полечу в Майями, а потом планы поменялись, и я прилетела в Дубай. Одна, никто меня не сопровождал. Сама, тихо, спокойно, без свиты. Потому что и от самых близких людей иногда надо отдыхать. И мне сейчас очень хорошо. У меня такой роскошный вид из окна – бесконечная морская панорама! Можно я вам тоже вопрос задам? Кто из российских певцов и музыкантов здесь уже бывал, и часто ли здесь, в Дубае, выступают русские народные коллективы?

Представителей поп-культуры в Дубае было немало, так как эстрадные концерты здесь проводятся к каждому большому празднику. Если говорить о народной музыке, то нет, по большому счету, еще ни одного и не было, если говорить о полноценном концерте.

Тогда зачем вам интервью со мной? Если людям, которые здесь живут, не интересны русская культура и национальное самосознание, тогда разговор со мной не имеет смысла. Я не зря спросила, кто здесь уже был. И мне жаль, что здесь сформировался уровень некой «попсы».

Разговор со мной уведет вас совершенно в иное русло. Я не живу по верхам. Моя жизнь наполнена содержанием. И соответственно, все мои взгляды и действия тоже исполнены смысла. Так уж сложилось. А у вас – глянцевый журнал, и я понимаю аудиторию, которая его читает, и чем она интересуется…

Постараюсь Вам не возражать, но попробую понять, почему Вы считаете, что те, кто живет в Арабских Эмиратах, не смогут по достоинству оценить народное искусство?

Дело здесь не в конкретной стране и даже не в том, что сегодня востребовано рынком. Просто весь мир взбесился! Почитание и уважение родителей перестало быть ценностью, а ведь тонкий мир и Господь не так уж и далеки от нас. Бесконечное распутство со сцены приводит к тому, что мужчины уже не реагируют на нормальных женщин, как на жен и матерей своих детей. Пошлость завоевывает мир! И самое страшное, что никто не пытается задуматься над тем, куда это всё ведет. Вокруг нас сплошные «меньшинства». А каждая женщина в мире хочет, чтобы рядом с ней был настоящий мужчина. Это совсем иное чутье: Он и Она. То, что Бог создал. Люди перестали общаться, друг друга за руки держать. Понимаете? Перестали в глаза своим любимым смотреть, потеряли живую энергию жизни. Но я даже не об этом… То, с чего начался наш разговор – это и есть национальное самосознание людей, понимание своих корней, традиций, предков. Того, что не ты придумал, а что было до тебя на протяжении тысяч лет. И это как раз то, чем я занимаюсь на протяжении 35 лет своей жизни.

Надежда Георгиевна, тогда нам надо говорить об общем падении нравов, и не только за рубежом, но и у нас на Родине?

Когда меня спрашивают, когда было легче – во времена Советского Союза или сейчас, я всегда отвечаю: «Во времена СССР». Нет, я не отрицаю настоящего, и в Советском Союзе я была независима, каковой и сейчас остаюсь. Однако сегодня я завишу от, скажем, политических амбиций в стране. У нас каждый артист от этого зависит, и я в том числе. И поскольку у меня есть постоянная единица под названием Национальный театр «Русская песня», то, конечно, я очень завишу от перемен в политики. Вот, например, сегодня я и мой коллектив – это не востребовано, потому что не коммерческое, или, говоря новыми словами, «не формат». Формат определяет тот, у кого в руках «кнопка». Один человек. А «не формат» определяют все остальные.

Довольно странно это слышать, ведь русские люди пели всегда и по любому поводу… Скажите, пожалуйста, осталось ли в нашей стране такое понятие, как «застольная» песня?

При всем моем уважении к современной эстраде и тому, что на ней делают молодые певцы и певицы, ни одну из их песен назвать «застольной» нельзя. А вот мои песни будут петь бесконечно. Любую народную песню из нашего репертуара берешь и поешь. Поэтому прямая ассоциация со мной – это «Надежда Бабкина – лицо России». Я собираю, восстанавливаю и пою народные песни на протяжении более трех десятков лет. И это очень важно тому, кто понимает. Но беда в том, что сегодня выросло поколение, которое не понимает, как это важно. Они не рассуждают. Их не волнует будущее собственных детей, их собственные перспективы.

Знаете, как только началось мощное вхождение Интернета в нашу жизнь, мне стали писать из разных городов страны примерно одного содержания: «Надя, мы не просим у Вас денег. Что нам делать? Подскажите? Телевидение смотреть невозможно, там сплошной секс? Как нам воспитывать своих дочерей, чтобы они выросли хорошими женами и матерями? Ты там ближе к начальству, скажи им, что нас это беспокоит!» Это, конечно, показатель огромной степени доверия ко мне. Наивные люди! К кому я пойду, что скажу? Меня считают сильной и всемогущей. Да, я активная, сильная, продвигаю здравые идеи. Но и я испытываю огромные трудности!

Нет, я не говорю, что меня не уважают. С этим как раз всё нормально. Есть много людей, уважающих меня и то, что я делаю. Есть люди, которые мне доверяют и поддерживают. У меня коллектив, хоть и имеет государственный статус, но это мой авторский проект. 35 лет назад я его создала и все годы пру на себе эту жанровую историю. И материал, на котором мы формируем свой репертуар – это лирика из экспедиций, но она, увы, «не формат». Крайне редко какие-то уникальные восстановленные нами произведения можно услышать с экрана и то, если я кого-нибудь только заболтаю. Акапелльное пение, без музыкального сопровождения не принимается современным телевидением вообще. Я сама всю жизнь профессионально подхожу к своему делу и считаю, что любая отрасль держится исключительно на профессионалах. Непрофессиональное пение я воспринимаю только в компании и за столом, когда могу наблюдать за тем, как люди просто поют и получают от этого удовольствия. Тогда мне нравится, как у людей отдыхает душа. И я им аплодирую. Но если это выносится на сцену – нет! Сегодня культура вообще нивелирована до уровня развлечений. В моем же понимании слово «культура» – это, прежде всего, воспитание, образование, самосознание, научные открытия, искусство, исследования, медицина, здоровье любого человека, в том числе и здоровье духовное.

Сегодня все озаботились поиском национальной идеи в России. Что Вы думаете по этому поводу?

Национальная идея нашей страны – это, прежде всего, наша многонациональная культура. О государстве судят по его культуре. Поэтому национальная идея России лежит на поверхности. Нам необходимо объединить все многообразие национальных культур, что и даст нам единение, интеграцию в культурное сознание и понимание друг друга. Мы давно уже живем в едином культурном, а также экономическом и политическом пространстве.

Я создала национальный проект «Песни России», который поддержали и Владимир Владимирович Путин, и партия «Единая Россия». С этим проектом мы с ансамблем «Русская песня» вояжируем по регионам России в течение года, обычно успевая объехать 16-18 разных субъектов Федерации. Мы бываем в далеких деревнях и селах, где клубы совсем ветхие. И когда люди узнают о том, что к ним едет Надежда Бабкина, то они эти клубы намывают до блеска, все люди наряжаются, бабушки чистые платочки надевают. Залы на 300-500 мест обычно полны зрителей, стульев на всех не хватает…. И вы знаете, какая там доброта? Там дух другой! Там цена жизни другая! Там пахнет уважением и любовью, несмотря ни на что. Там не живут богато, но они богаты душой. Это совсем другие люди. Вот она где, наша с вами культура! Наша национальная идея!

Сейчас все заброшены. И с этим надо бороться. На всех уровнях. Я стараюсь делать свое дело честно. Мне нравится, когда люди вокруг меня собираются. И пусть их немного по сравнению с мировыми масштабами, но таких людей обязательно будет больше, поскольку хорошее всегда притягивает хорошее.

Известно, что театр «Русская песня» – это намного больше, чем просто фольклорный ансамбль. Какова его структура сегодня?

На сегодняшний день в состав Московского Государственного музыкального театра фольклора «Русская песня» входят несколько коллективов и исполнителей: ансамбли «Русская песня», «Русская песня XXI век», «Славяне», Евгений Гор, шоу-балет «Живая планета», балет «Русские сезоны», детская студия «Наследие».

Вы не представляете, какая это радость – заниматься с детьми! В нашу студию ходят дети с 3-х до 14 лет, с ними работают профессиональные преподаватели. В моей детской студии ни одному ребенку нет отказа. Я никогда не скажу родителям, что их ребенок не умеет петь, или танцевать, или рисовать. И родителям не нужно быть богатыми и знаменитыми, чтобы отдать своих детей заниматься ко мне. Если ребенок пришел к нам, он окунается в чувство доброты и любви, в атмосферу семьи. Это очень важно для человека, уже с раннего детства ощутить, что он не один. У меня занимаются малыши, и ребята постарше. Все они отогревают меня, в каком бы плохом настроении я не пришла в театр…

Надежда Георгиевна, Вы счастливый человек?

Да, абсолютно! У меня, действительно, всё есть. Есть дом и сын, у моего сына тоже есть дом и сын, а у меня – внук. Меня любят, у меня всё хорошо, и я в полном порядке. Я занимаюсь творческой и социальной деятельностью. Я работаю в стране и для страны, которую обожаю! В этой стране родились мои деды и прадеды. Я – потомственная казачка, и буду служить России верой и правдой всю свою жизнь! Для меня это самое главное! Несмотря на мой очень жесткий характер. Со мной ведь не забалуешь! Я вообще очень строга в работе. Мне нужны результаты, и они всегда должны быть идеальными.

Значит, Вы – перфекционистка?

Да, это мое кредо. Если я что-то делаю, то всегда вижу конечный результат, которого хочу добиться. Тогда я иду с этим на сцену. И никто для меня не помеха. Я работаю с социальной сферой, поэтому считаю своим долгом задавать вопросы нашим министрам: «У нас есть малообеспеченные, многодетные семьи. Значит, кто-то должен ими заниматься? Это же наши люди! Значит, нужно, чтобы государство об этих людях заботилось?» Иногда получаю ответы, чаще – нет. И продолжаю делать, что могу и умею.

По всему выходит, что Надежда Бабкина – это не просто Ваше имя, это настоящий российский бренд?

У меня так сложилась жизнь, что я никогда не занималась только сама собой. Я планировала быть певицей с детства. Причем, певицей единоличницей. Когда я соприкоснулась в вузе (а у меня три высших образования) с многоголосьем, то поняла, что это – моя стихия. Сегодня Надежда Бабкина – это многоголосье. В этом моя самореализация. Я «пою» сразу на много голосов, получая от этого невыразимое счастье и силу. Это моя защита и оберег от всего на свете. Поэтому я чувствую себя уверенно, и всё остальное меня не волнует. Кроме меня и лучше меня этого сегодня никто не делает!

И всё же, в чем Вы видите свою основную задачу?

Сохранить русскую народную песню, а значит и русскую культуру. У меня очень высокая планка, поэтому я очень требовательно отношусь к себе и своим исполнителям. У меня в коллективе работает уже девятое поколение артистов. А я всё та же. Я никогда не выпущу на сцену что-то сырое или пошлое. Да, я люблю, когда «по лезвию ножа», но нужно четко чувствовать эту грань. Я не ханжа, и тоже могу и подурачиться, и похохмить, и потанцевать, и отправить могу далеко. Такое заверну иной раз, прямо «кружева и ажурчики», что мои ходят и записывают за мной… Однако сегодня я окрепла в своей вере, что всё делаю правильно, поэтому я благодарна всем тем людям, которые испытывают во мне нужду. Каждый раз, когда я езжу на гастроли, все наши выступления, независимо от публики, воспринимаются «на ура»! Ни разу за 35 лет у нас не было провального выступления, и не будет никогда. Вы – потомственная казачка.

Кто помогал Вам пробиваться в жизни?

Я родилась и выросла в деревне, и для меня деревенский уклад – это норма. С самого детства меня научили уважать людей, поэтому мне до сих пор стыдно становится, если я с человеком не поздоровалась. В деревне же все тебя видят. И учителя у нас строгие были, спуску никому не давали. Кто помогал? Да, особенно никто! Я человек с детства самостоятельный, родители мне доверяли воспитание младшего брата. В результате, я стала народной артисткой России, а брат – генералом. Деревенские дети, и никаких блатов у нас не было… Какая артистка? Конечно, все смеялись поначалу. А вот сложилась жизнь именно так, по-другому не переложишь. И поэтому я и придумала всю эту историю, и вытащила её на сцену, в зал, к зрителям.

Мы даже программу своих выступлений строим по-особому, чтобы ощутить силу зрительного зала. Обычно сначала выходит мой коллектив и начинает петь, а меня нет, а потом я появляюсь в зале, пожимая каждому зрителю руку. И эта сила рукопожатий дает мощный энергетический обмен. Кто-то обниматься кидается. У людей начинается прилив немыслимого счастья. И это хорошо! Когда я из зала поднимаюсь на сцену, то все зрители уже мои. Мне ничего больше не нужно им предлагать.

Надежда, Вы были первой, кто стал выступать вместе с коллективом. До этого все исполнительницы русской песни были одиноки на сцене: Лидия Русланова, Людмила Зыкина…

Да, я первой вывела на сцену целый русский народный коллектив, и первой спустилась в зал к зрителю. Для общения. Я, кстати, первой вышла со сцены к Борису Николаевичу Ельцину, когда он был нашим Президентом. Я почувствовала, что ему весело на моем концерте, и пошла к нему… В следующие разы я себе такого не позволяла. Все-таки, он – первое лицо страны!

На Вашем лице всегда играет улыбка, Вы зажигаете и ведете за собой. Неужели никогда не устаете?

Я чувствую огромную народную любовь, и отвечаю людям тем же. Меня любят, не по бумагам, а на самом деле. Я это знаю. Поэтому у меня нет слова «устала». Я никогда не говорю, что «мне плохо» или «я не могу». Это просто исключено. Я не могу подвести других. Я – трудоголик, и потому ем себя поедом, если кого-то подвожу. Если опаздывает самолет, то вместо полуторачасового концерта могу работать 2,5 часа, а люди говорят, невероятно, всё прошло, как будто это было 30 минут. Так я выражаю свою благодарность за то, что они меня ждали. Спасибо! Это моя позиция.

Существуют проекты, от которых Вы отказывались? И почему?

Да, бывало. Я не терплю, когда меня приглашают для прикрытия чего-то. Я просто вижу, когда нет нужного уровня, масштабности, а организаторы пытаются прикрыться моим лицом или именем.

Есть ли сегодня в России коллективы, которые можно называть конкурентами Вашей «Русской песни»?

Все коллективы, которые создаются сегодня и похожи на то, что делает Бабкина, в массе своей рассчитаны на коммерческий успех. Я им не верю никому. А вот когда существует коллектив на постоянной основе, и каждый день работает, не покладая рук, – это результат! Аплодисменты – вот заслуженные результаты нашей работы.

На свой 35-летний юбилей мы создали потрясающую программу, в основе которой было колесо…. «Колесо жизни» крутится людьми. Сегодня ты внизу, а завтра – наверху. Это была моя идея. К каждому проекту я подхожу с идеей, меня не интересует свистопляска с чередованием номеров. Мне нужен пролог, затем кульминация, чтобы всё вздыбилось, а в конце – общее умиротворение и крики «Браво»! Такое шоу запоминается навсегда! И так грустно, что не берет телевидение целиком наш фестиваль, и не показывает его, как есть, в своем эфире, а гоняет на концертах одно и то же годами – грустно, весело, грустно, снова весело… Почему? А потому что, всё деньги! Потому что, это Бабкина придумала, а зачем им я, когда им самим хочется деньги зарабатывать?

Надежда Георгиевна, сегодня Вы стали еще и со-ведущей программы «Модный приговор». Как Вам дышится в этой компании? Вы что-то черпаете для себя из рекомендаций своих коллег?

Мне очень нравится эта программа. Во-первых, я призвана защищать на ней женщин. Нас ведь никто и никогда не приучал к эстетике, к красоте. Нам никто не говорил, что красивый образ помогает достичь в жизни успеха. И никто в этом не виноват. Вся страна строила социализм. А человек успешный – всегда гармоничен, поэтому он успешен во всех смыслах – и в профессии, и в личной жизни. По-моему, эта программа не про одежду или моду, она про психологию людей, поэтому выявляет множество вопросов и дает на них ответы. Поэтому я считаю её отличным позитивным импульсом для всех: и для мужчин, и для женщин. Это лечение красотой.

Мне самой пригодились многие советы, которые я применяю в своем повседневном гардеробе. На сцене у меня замечательные костюмы, созданные авторами-художниками, а в обычной жизни модные советы таких профессионалов как Эвелина и Александр, очень помогают. В программе работать сложно, люди приходят трудные, со своими проблемами. С ними еще до передачи мне приходится много разговаривать, убеждать, успокаивать. Конечно, это выматывает. Но я не могу по-другому! Чтобы человек мне поверил, мне нужно быть честной до конца.

Я поначалу очень боялась, потому что и Александр Васильев, и Эвелина – это гипер-профессионалы в своей области, а из меня какая телеведущая? Но я им сразу сказала, вы, мол, меня извините, но я приноровлюсь, как-то к вам подстроюсь. Для меня это тоже наука. Конечно, «Модный приговор» привносит в мою жизнь что-то новое и в духе времени.

В заключение разговора мы опять вернулись к вопросу об отдыхе. Когда же на него остается время?

После съемок на Первом канале я приезжаю домой в половине второго ночи, падаю с ног, а в половине восьмого уже снова на ногах. Я потом должна сутки молчать, никого не видеть, пойти в бассейн или просто валяться на диване, чтобы быстро прийти в себя и идти в коллектив. У меня же еще и «Русская песня»! И всем я кругом сейчас должна. Но как я рада, что у меня такая работа, такая семья, такие друзья. Другой судьбы я себе не желаю!

Спасибо за беседу, Надежда Георгиевна. Надеюсь, что до скорой встречи.

Похожие статьи: