Такой знакомый и незнакомый Милан

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  1710

Татьяна Песчанская. Врач, кандидат медицинских наук, страстный путешественник и наш постоянный автор.Текст: Татьяна Песчанская
Врач, кандидат медицинских наук, страстный путешественник и наш постоянный автор.

РОСКОШНЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ, НАСЫЩЕННАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ, ЖЕМЧУЖИНОЙ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ЛА СКАЛА, ПРЕКРАСНЫЕ РЕСТОРАНЫ, БЛЕСТЯЩИЕ НОЧНЫЕ КЛУБЫ. А ЕЩЕ ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ШОПИНГ – НАСТОЯЩИЙ РАЙ ДЛЯ МОДНИКОВ И МОДНИЦ С САМЫМИ РАЗНЫМИ ВКУСАМИ. МИЛАН – ЭТО НЕ ГОРОД, ЭТО МЕЧТА, В КОТОРОЙ МОЖНО ОДНОВРЕМЕННО НАСЛАДИТЬСЯ ВСЕМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ЖЕЛАНИЯМИ. ЭТО – СТИЛЬ ЖИЗНИ, КОТОРЫЙ ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ПОПРОБОВАТЬ.

Областной центр со всеми преимуществами

Милан – столица итальянской области Ломбардия. Это второй по численности населения город в Италии (около 2-х млн человек). Расположение делает его центром итальянского севера, а инициативность жителей превращает в самый динамично развивающийся из всех городов страны (говорят, что в Милане на каждый храм приходится по одному банку). Поэтому неудивительно, что именно в Милане проводятся самые значимые международные выставки, конференции, симпозиумы и съезды.

Впрочем, Милан привлекает не только бизнесменов и почитателей «священных камней Европы». Футбольных болельщиков влечет стадион Сан-Сиро (Милан первенствует в области, которая действительно имеет значение для многих итальянцев, из года в год одерживающих футбольные победы). Фанатов сверхскорости манит стадион в Монце, где проводятся этапы автогонок «Формулы-1». Гурманов ждут блюда своеобразной миланской кухни, любителей ночной жизни притягивает масса развлечений на любой вкус: концертные залы и кинотеатры, дискотеки и бары с живой музыкой, типичные кварталы, особенно Навильи, которые преображаются ночью. А еще с первыми лучами солнца опять закручивается настоящий водоворот: весело сигналят машины, быстро передвигаются трамвайчики, множество баров и ресторанов открывают свои двери, чтобы тысячи бизнесменов и служащих по дороге на работу могли насладиться чашечкой капуччино со свежей булочкой бриошь. Однако этому цветущему городу приходится много работать, чтобы достойно поддерживать свое реноме – европейской столицы Её Величества Моды, центра деловой жизни, финансов и медиа.

Милан является промышленным и финансовым центром итальянской области Ломбардия, в которой работает 720 тысяч компаний. По показателям ВВП на душу населения (28 049 евро) город не уступает Лондону и Амстердаму. Жители Милана гордятся тем, что именно здесь производятся всемирно известные марки автомобилей, такие как «Альфа Ромео», и ликер «Амаретто», а также находится самое красивое и удобное в Италии метро. Милан – это город, где можно испытать все мирские удовольствия. Поистине, город больше славится не своим обликом и наличием достопримечательностей, а стилем жизни.

В погоне за модой

Такой знакомый и незнакомый МиланХождение за покупками приобретает здесь почти религиозный характер. Центр города компактен и удобен для прохожих. Милан знаменит фирмами-законодательницами мод, магазинами вдоль улицы Монте-Наполеоне и галереей Витторио-Эммануэле на площади Дуомо, имеющей репутацию самого старого центра покупок, который отметил в 2011 году свое 150-летие.

В Милане сам воздух и атмосфера насыщены духом Её Величества Моды! Итальянские империи Армани, Валентино, Дольче и Габбана, Версаче, Жан-Франко Ферре, уже давно демонстрируют тенденции не только европейской, но и мировой моды. Благодаря знаменитым дизайнерам, именно Милан является одной из крупнейших и самых почитаемых столиц моровой моды.

Здесь круглый год проводятся демонстрации новых модных коллекций, привлекающих сюда весь высший свет мировой фэшн-индустрии. Миланские показы ничем не отличаются от парижских, лондонских и римских дефиле. Сами миланцы говорят, что «хотя Париж и считается законодателем моды, вся мода кроится и отшивается в Милане». В противовес старой Европе, которая «проповедует» практично-спортивный стиль, Милан удивляет множеством людей, одетых элегантно и со вкусом. В Милане можно приобрести по приемлемым ценам одежду, обувь и аксессуары, изготовленные очень талантливыми и искусными умельцами, любящими свое дело.

Современные и модные вещи по демократичным ценам люди покупают во время скидок и сезонных распродаж. Итак, когда речь заходит об индивидуальности и умении продумать гардероб с изысканным и неповторимым вкусом, нужно ехать прямо в Милан. Только на центральных улицах города – Санто Спирито, Виа Джезу и Сант Андре, а также проспекте Буэнос-Айрес разместились более 360 магазинов, которые представляют все известные торговые марки и Дома моды.

Не будь пассивен!

В любое время года Милан посещает множество туристов. Здесь находятся многочисленные выдающиеся памятники, архитектурные шедевры, церкви и музеи. И все же, несмотря на неоспоримые достоинства, Милан далеко не является первым городом в списке приоритетов для посещений туристами. Многие из них предпочитают увидеть холмы Тосканы и каналы Венеции, нежели ощутить банальный ритм жизни крупного промышленного города Италии. И это неудивительно, ведь в стране средневековых городов и искусных ремесленников большой город с крупными корпорациями и широкими проспектами не служит показателем её истинной колоритности. Милан действительно является больше европейским, нежели итальянским городом. Однако и тут посетителя-«италофила» ждут иногда приятные сюрпризы.

Современная сущность Милана скрывается под великолепными изящными фасадами и в роскошных дворцах XIX века. Это притягивает сюда любителей высококлассного шопинга и европейской замысловатости, наслаждающихся статусом «граждан мира». Этот город необыкновенно либерален и современен. Тут прощают всё, кроме одного, самого страшного для миланцев порока – пассивности. Чтобы понять Милан нужно вспомнить его историю. Так известно, что первые поселения на месте современного города относятся к началу IV в. до н. э., когда тут обосновались племена галлов. Топоним, который получил в итоге латинизированную форму «Медиоланум», указывает на центральную позицию города – «место в середине».

Город неоднократно был столицей Римской империи и трижды поднимался из руин после набегов варваров. В состав объединенной Италии Милан вошел во второй половине XIX века. На долю Милана выпало немало бед. В 536 г. н. э. – нападение готов, в 1157 г. – вторжение римского императора Фридриха Барбароссы.

К концу XIX века город превратился в несомненный «локомотив страны» с быстрорастущим населением. В первую очередь, за счет внутренней эмиграции. Во-вторых, после гражданской войны в России город приютил многих беженцев, обретших тут «вторую родину». Среди них писатель Р. Кюфферле, поэт князь Г. Эристов, художники Борис и Геда Зуевы, видный деятель старообрядчества С. Рябушинский, физик А. Эйхенвальд, сценограф Н. Бенуа, протоирей Аполлон Сморжевский и многие другие.

В конце 1920 года в Милане возникла русская церковь в честь Cв. Николая Чудотворца – единственная в Италии, учрежденная белоэмигрантами. В городе действовало «Русское землячество с библиотекой» Социально и политически активный город стал и ареной зарождения итальянского фашизма: именно в Милане 23 марта 1919 года Бенито Муссолини основал свою первую «фасцию» (в переводе с латинского «пучок» – топорики древнеримских легионеров, символ римской администрации), но и именно здесь, на Пьяцце Лорето в апреле 1945 года, закончилась история диктаторского режима (расстрелянный ранее дуче был повешен на этой городской площади). Наибольшие потери и разруху в Милан принесла Вторая мировая война, когда в 1943 году безжалостные бомбардировки англо-американской авиации разрушили 80 % городской территории, а также традиционные производства Пирелли, Бреда, Альфа Ромео.

Но и в эти печальные времена миланцы проявили свою известную волю к труду. В 1950-е годы Милан стал возрождаться и вместе с ним вся страна, явив миру так называемое «итальянское чудо», когда Италия, поставленная было на колени в результате военного разгрома, вырвалась в число ведущих мировых держав.

Такой знакомый и незнакомый МиланДень рождения в Милане

Планируя поездку в Милан в день своего рождения, а также в предновогодние и рождественские дни, я мечтала проникнуться и насытиться духом и величием трех мировых шедевров: наивысшим символом города – знаменитым миланским собором Дуомо (его по праву считают «восьмым чудом света»); базиликой Санта-Мария-делле-Грацие, где в превращенной в музей трапезной храма находится знаменитая «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи и всемирно признанным театром Ла Скала, в котором выступали юный Моцарт, Мария Каллас и другие знаменитости, а также многочисленные нынешние звезды мировой оперной сцены.

Мое знакомство с Миланом началось в прохладный дождливый пасмурный день декабря на площади Дуомо. Это символическое для города место, в центре которого установлен эффектный конный памятник королю-объединителю Виктору-Эммануилу II работы Эрколе Розы (1878 год). На пьедестале памятника, в соответствии со вкусами эпохи, помещено несколько бронзовых барельефов, иллюстрирующих борьбу итальянских патриотов за освобождение от австрийского ига.

Кафедральный позднеготический Собор Дуомо, весь облицованный мрамором, посвящен Рождеству Девы Марии. Поражают его размеры: 158 метров в длину, 93 метра в ширину и 109 метров в высоту, с общей площадью 11 тысяч квадратных метров.

На крышу собора организован подъем на лифте и пешком: оттуда с террас и кровли здания можно насладиться как прекрасными видами города и его окрестностей (вплоть до самых Альп), так и архитектурой самого собора. Посетители Дуомо (кстати, в переводе с испанского слово «дуомо» и означает «собор») встречает грандиозное пространство, состоящее из пяти нефов. Высокие крестовые своды удерживают 52 гигантские пучковые колонны, увенчанные серией ниш со статуями святых, над которыми еще были помещены статуи пророков.

В киоте у сводов хранится чтимый миланцами Святой гвоздь из Распятья Христова. Согласно преданию, император Феодосий преподнес его святителю Амвросию Медиоланскому: хранимый вначале в церкви Св. Феклы в 1461 году Святой гвоздь в качестве одной из основных реликвий был помещен в главный алтарь. Главный алтарь, освященный в 1418 году и отмеченный шпилем в виде храмина, увенчанного статуей Христос во славе, внутри которой – рельеф, несомый четырьмя бронзовыми ангелами.

В одной из ризниц собора хранится важнейшая святыня, выставляемая на главный алтарь по случаю больших праздников – так называемый Ковчег Апостолов. Изготовленный в 1622 году по указу кардинала Федерико Борромео, он имеет форму дерева, ветви которого из серебра расходятся спиралями и поддерживают хрустальные ампулы с частицами мощей всех двенадцати апостолов.

Сооружение Кафедрального собора (Дуомо) в Милане началось в 1386 году по инициативе епископа Антонио да Салудзо. В результате возник истинный символ города и один из наиболее совершенных образцов итальянской готики. В целом труды по возведению собора продолжались несколько веков: в 1769 году был закончен его главный шпиль, вызвавший всеобщее восхищение; в 1774 году водружена венчающая шпиль 104-метровая «Мадонина» (статуя Девы Марии). В 1810-1813 гг. по желанию Наполеона был закончен фасад.

В 1858 году разобрана старая колокольня собора; в 1906 году сооружены в центральном портере с внутренней стороны бронзовые двери с богородичными сюжетами. В ХХ веке тут продолжались декоративные и реставрационные работы. Немногие из итальянских церквей строились так долго и с такими трудностями, как миланский собор. Однако, несмотря на это, в итоге для него стало характерным единство стиля и гармоничность форм, а также потрясающая и неиссякаемая фантазия его декора: сотни крупных шпилей и множество мелких, которые возвышаются повсюду, кажутся сказочным лесом, населенным скульптурами, каменными чудовищами и персонажами из легенд. Величественный собор Дуомо превратился в истинную сокровищницу христианского искусства: одних только резных фигур на фасадах насчитывается свыше двух тысяч. Порой, его называют «восьмым чудом света».

Галерея и театр

Покинув площадь Дуомо и пройдя сквозь триумфальную арку в центре, мы оказались в знаменитой миланской галерее имени короля-объединителя Виктора-Эммануила II – самом популярном «месте встречи» для горожан и приезжих. Во второй половине XIX века власти города решили соединить площадь кафедрального собора, Пьяцце Дуомо, с Садовым проспектом, ныне Виа Манцоне, где стоит театр Ла Скала. Так появилась идея прокладки улицы, крытой галереями. Уже в 1867 году галерею торжественно открыли в присутствии ВиктораЭммануила II, в те годы деятельно объединявшего разрозненную Италию (Рим тогда еще оставался папским, и столица королевства временно находилась во Флоренции).

Такой знакомый и незнакомый МиланГалерея стала самым первым в мире торговым центром в современном понимании этого выражения. Символ объединенной Италии, здание вызывало бурные споры: часть миланцев его горячо приветствовала как новаторское произведение, полное интересного декора, другие же критиковали за излишнюю помпезность. Все перекрытия и купол были разбиты бомбами в 1943 году, но затем восстановлены. В настоящее время в галерее расположены магазины, бары и рестораны. Талисманом для горожан и гостей Милана стал выложенный под куполом на полу бык, возле которого загадывают желания.

Пройдя галерею Виктора-Эммануила мы подошли к театру Ла Скала. Прежде на этом месте стоял богородичный храм, возведенный в 1381 году по желанию супруги Бернабо Висконти, герцогини Беатриче-Реджины делла Скала, и названный в её честь Санта Мария дела Скала. Упраздненная церковь уступила место театру, строительство которого началось в 1776 году.

Театр официальным образом открывался дважды: в первый раз 3 августа 1978 года постановкой оперы «Узнанная Европа» Антонио Сальери; во второй – 11 мая 1946 г. большим гала-концертом под управлением Артуро Тосканини: таким образом миланцы отпраздновали реставрацию театра после тяжелых повреждений военного времени.

Всемирно признанный театр Ла Скала всегда привлекал лучших музыкантов, дирижеров, певцов, сценографов. Беллини, Верди, Пуччини – вот лишь несколько имен композиторов, часто предпочитавших миланскую сцену для постановки своих премьер; много нынешних звезд мировой оперной сцены получили «путевку в жизнь» именно здесь. Из отечественных мастеров Н. А. Бенуа работал здесь главным сценографом в течение нескольких десятилетий прошлого века. В период с 2001 по 2004 гг. под руководством архитектора Марио Ботта в театре проводились работы по реставрации и модернизации здания. Ботта модернизировал сцену, на которой теперь одновременно могут проходить три действия. С площади видны за торжественным фасадом Пьермарина два новых корпуса, имеющих красивый внешний вид. При театре находится Театральный музей Ла Скала, преобразованный в 2007 году, в нем хранятся реликвии и предметы искусства, связанные с историей театра и его героями: от Тосканини до Верди и Россини.

Посетителей музея встречает очень плотная экспозиция: стены сплошь увешаны портретами композиторов, певцов, актеров (в том числе, драматических), а залы заставлены бюстами, витринами с медальонами и даже с такими вещами, как посмертные маски, слепки рук, дирижерские палочки. Из помещений музея можно пройти в одну из лоджий театра.

Особенный интерес для русского посетителя представляет великолепный ростовой портрет Джудитты Пасты в роли Анны Болейн, написанный Карлом Брюлловым (художник часто бывал в Милане, пользуясь покровительством графини Юлии Павловны Самойловой, падчерицы миланца Джулио Литты, ставшего видным российским государственным деятелем). Среди других любопытных экспонатов – подготовительная модель памятника Джакомо Пуччини, сделанная в 1925 году итало-русским скульптором Паоло Трубецким и, в том же зале, портрет Рудольфа Нуриева, часто выступавшего в Милане (работы художника Аттило Мело). Особое впечатление оставило фойе театра, облицованное белым мрамором с неоклассическим декором, в дни спектаклей, особенно премьер, заполненное элегантной публикой. Здесь установлены бюсты Россини, Беллини, Верди и бюст Стендаля.

Подковообразный зал имеет пять ярусов, с центральной королевской ложей и галереей, которую обычно занимают самые изощренные меломаны, готовые к пристрастному суду. Изумляют пышные декорации и лепнина, а сцена, обрамленная гигантскими колоннадами, стала одной из самых больших в Италии. Театр Ла Скала замыкает одноименную площадь, напротив палаццо Марино. В 1872 году в центре Пьяцце делла Скала водружен памятник Леонардо да Винчи, со статуями его учеников у пьедестала (скульптор Пьетро Маньи).

Мне посчастливилось попасть в театр Ла Скала 7 декабря на открытие сезона, по давно сложившейся традиции это торжество проводится в день Святого Амвросия, небесного покровителя Милана. Для премьеры была избрана опера Ричарда Вагнера «Валькирия». Исполнительницей главной роли была оперная звезда Вальтрауд Майер (Зиглинда), а также две главных партии исполняли российские артисты Екатерина Губанова (Фрите) и Виталий Ковалев (Вотан).

Театр Ла Скала всегда славился своей пунктуальностью. Сразу после третьего звонка был открыт занавес, и все зрители зала на 4,5 часа погрузились в мир вагнеровских героев. Отношение к постановкам Вагнера во все времена, как у профессионалов, так и у зрителей, было противоречивым. Выбор именно этой части трилогии «Кольцо Нибелунгов» для итальянского театра был также необычен.

Опера шла с двумя антрактами. Мои впечатления превзошли все ожидания.… Восторг хочется выразить словами великого Стендаля, который писал в своем дневнике: «Спешу в этот первый в мире театр (Скала): там все еще идет Tesea di Bronzo («Бронзовая голова»), и я могу полностью насладиться представлением.… Театр этот дышит величием и роскошью: здесь каждую минуту видишь не менее ста рядовых певцов или статистов, одетых так, как во Франции одевают актеров на первых ролях. Для одного из последних балетов сшито было восемьдесят пять костюмов из бархата и атласа. Затраты огромные. Театр Ла Скала – это салон, где бывает весь город. Люди из общества встречаются лишь там: открытых приемов не бывает. «Увидимся в Скала», – говорят друг другу, назначая свидания по любому поводу…. 26 сентября 1816 года выхожу из Скала. Ей Богу, восторг мой нисколько не уменьшается.

Я считаю Скала первым в мире театром, ибо его музыка доставляет больше всего удовольствия. В зале нет ни одной лампы. Он освещен лишь отраженным от декораций светом. Даже вообразить невозможно что-либо более величественное, более роскошное, более впечатляющее, чем архитектурные формы. Сегодня вечером 11 раз меняли декорации»…

Погрузившись в атмосферу театра Ла Скала передо мной невольно прошли его история, образы знаменитых оперных звезд, выступавших на этой сцене – Энрико Карузо, Марии Каллас, Федора Шаляпина, Леонида Собинова. Для всего мира Мария Каллас стала олицетворением театра Ла Скала. В этом театре легендарная Каллас никогда не пропустила ни одного спектакля. Приятно было узнать о том, что в год 300-летия театра первой российской балериной, удостоенной почетного титула “Etoile” («Звезда»), стала в апреле 2003 года Светлана Захарова.

Прикосновение к тайне

И, наконец, кульминацией моей поездки в Милан стало посещение доминиканского монастыря Санта-Мария-делла-Грацие, в трапезной которого находится одна из самых почитаемых и знаменитых фресок в мире – «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. В 1980 году весь монастырский комплекс стал первым в Италии памятником всемирного наследия. Необходимо заранее получать разрешение для того, чтобы увидеть своими глазами самую знаменитую во всей истории искусств настенную роспись. Для этого приезжает в Милан со всех концов света непрекращающийся поток посетителей.

«Тайная вечеря» была заказана Леонардо да Винчи правителем Милана Людовико Моро в общем проекте работ по обновлению монастыря Санта-Мария-делла-Грацие. Леонардо работал над этим произведением с 1494 по 1497 год. Оно не было выполнено в обычной для эпохи Возрождения манере росписи стен – фреске, художник выбрал письмо «по сухому» темперой, что позволило ему работать с максимальной свободой. Хотя тема вечери – причащения была традиционной для монастырских трапезных, особенно во Флоренции, выразительная драматичность сцены «Тайной вечери» Леонардо делает её новаторской.

Да Винчи выбрал для изображения на первом этапе именно тот момент, который уже много веков был объектом фигуративной интерпретации: когда Христос протягивает хлеб Иуде, указывая на него таким образом как на пророка. В полном соответствии с прочтением эпизода в Евангелии от Иоанна (13, 21-26) «Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! Кто это? Иисус отвечает: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту».

К миланской росписи Леонардо готовился тщательно и долго. «Тайная вечеря» привлекла его не своим догматичным содержанием, а возможностью развернуть перед зрителем большую человеческую драму, показать различные характеры, вскрыть духовный мир человека, и точно и ясно обрисовать его переживания. Он воспринял «Тайную вечерю» как сцену предательства и поставил перед собой цель внести в это традиционное изображение то драматическое начало, благодаря которому оно приобрело бы совсем новое эмоциональное звучание. Это самое зрелое и законченное произведение Леонардо. В росписи мастер избегает того, что могло бы заменить основной ход изображенного им действия.

В центре он помещает фигуру Христа, выделяя её просветом двери. Апостолов он сознательно отодвигает от Спасителя, чтобы еще более акцентировать его место в композиции. Сложная композиция с изощренно построенной перспективой в очередной раз демонстрирует гениальность корифея эпохи Возрождения: пространство картины «освещено» тремя окнами в глубине, что дало возможность в полную мощь использовать излюбленное мастером «кьяроскуро» (прием изображения светотени). В центре длинного накрытого стола – Христос, фигура которого четко разделяет апостолов на четыре группы, по трое в каждой. Стол он делает небольшим, а трапезную – строгой и простой. Это дает ему возможность сосредоточить внимание зрителя на фигурах, обладающих огромной пластической силой. Во всех этих приемах скрывается глубокая целеустремленность творческого замысла, где всё взвешено и учтено. Основной задачей, которую поставил перед собой Леонардо в «Тайной вечере», была реалистичная передача сложнейших психологических реакций на слова Христа: «Один из вас предаст меня». Давая в образах апостолов законченные человеческие характеры и темпераменты, Леонардо заставляет каждого из них по-своему реагировать на произнесенные Христом слова.

Именно эта тонкая психологическая дифференциация, основанная на разнообразии лиц и жестов, и поражала более всего современников Леонардо. Он смело объединил Иуду в одну группу со всеми апостолами, но придал при этом ему такие черты, которые позволяют сразу же опознать его среди двенадцати учеников Христа. Современники мастера восприняли «Тайную вечерю» Леонардо как новое в искусстве.

Так жаль, но нужно уезжать….

Покидая Милан ХХ века – столицу бизнеса, моды и дизайна, город искусств и культуры, перекресток знаний и новшеств, я убеждаюсь в том, что этот мегаполис бережно хранит свое выдающееся тысячелетнее прошлое, но, в то же время, способен изменяться и обновляться. В разнообразном городском пейзаже, возбуждающем и привлекательном, видны свидетельства блестящего прошлого: от времени поздней римской империи до средневековой коммуны, от герцогов Висконти и Сфорца до испанского господства, от правления Габсбургов до наполеоновского блеска, от индустриализации послевоенных лет до сегодняшних дней.

В 1957 году Милан был объявлен городом-побратимом Ленинграда. Открыв для себя этот город, я чувствую, что мне хочется вернуться сюда еще не раз…. Уловить новое звучание симфонии, сотканной из мира музыки, поэзии, духовности искусства, всего великолепия этого чарующего города в сердце Европы.

Похожие статьи: