Бедный Йорик и веселый Тео

ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ КУПИТЬ ЖУРНАЛ

Просмотров:  1312

Беседовала: Елена Ольховская

Британский ювелир Тео ФеннеллБританский ювелир Тео Феннелл абсолютно уверен в том, что ювелирные украшения – это, в первую очередь, талисманы, способные уберечь своего владельца от зла и сохранить его энергию. Когда я шла на встречу с Тео, то прокручивала в голове десятки вопросов, выбирая, с какого лучше начать разговор с известным на весь мир мастером, но натолкнувшись на открытую обезоруживающую улыбку мистера Феннелла, выпалила первое, что пришло на ум: «Привет, всегда мечтала посмотреть на человека, который превращает черепа в ювелирные украшения!». Тео расхохотался: «Ну, как? Посмотрела?»… С этого и начали.

Тео, Вы ведь не сразу стали ювелиром, что послужило толчком?

В колледже я учился живописи. После его окончания, я пытался решить, чем заниматься дальше. Честно говоря, моя живопись была не слишком хороша. И тут, на мое счастье, мне предложили работу в мастерской по изготовлению изделий из серебра. Это стало настоящей удачей и даже, в некоторой степени, переломным моментом. Мне так всё там понравилось – мастерство, сама работа с серебром и то, что получалось в конечном итоге. Тогда я понял, что это именно то, чем я хочу заниматься – делать небольшие изделия из драгоценных металлов, требующие большого мастерства целой команды людей, владеющих разными ремеслами. Это мне нравилось больше всего. Например, для создания миниатюрного замка нужно задействовать нескольких мастеров сразу, чтобы получилось настоящее произведение искусства. Постепенно я сам начал работать над эскизами к серебряным изделиям, в основном, подсвечникам и крупным фигурам из этого металла. Я понятия не имел о том, что такое бизнес. И никто в нашей мастерской о деловой стороне как-то не думал, все были увлечены творчеством, и только этот процесс, в котором разбирались все, нас устраивал и интересовал. Вместе со мной тогда работали два молодых ювелира, и меня восхищало то, что они могли сотворить из кусочков серебра или золота. Я стал делать для них эскизы, постепенно привлекая и других специалистов – огранщиков камней, мастеров по эмали, граверов. Очень скоро у нас сложилась команда. И стало понятно, что нужно открывать собственную компанию. Что я и сделал, открыв в 1982 году небольшую мастерскую на Хаттон Гарден в Лондоне, под которой на первом этаже находился магазин. Там мы стали делать ювелирные украшения по моим эскизам. Опять же, оговорюсь, что нас совершенно не занимали вопросы бизнеса, и даже клиентов у нас не было, за исключением нескольких моих друзей. Вы когда-нибудь пытались самостоятельно изготовить ювелирное украшение или работали только над их эскизами? О, да! Я делал несколько попыток. Мое первое украшение было чудовищным! (смеется). Я до сих пор его помню. Это было кольцо с крупным сапфиром в центре… Скажу вам честно, я никогда не смог бы стать хорошим мастером-ювелиром. Для этого ремесла во мне недостает терпения. Мастерство и терпение – это ключевые качества для такого рода занятий. Я же слишком активен, в моей голове роятся тысячи идей, поэтому я не могу заниматься одним украшением, когда мне уже хочется нарисовать десятки других.

Вы сохранили свою любовь к серебру или Вам нравится больше работать с другими металлами и материалами?

Мы до сих пор делаем много небольших изделий и столовых приборов из серебра. Буквально недавно я запустил первую линию серебряных украшений. Серебро и золото – это две совершенно разные субстанции, к каждой нужен особый подход. Серебро для меня, это в первую очередь, что-то такое этническое, традиционное, что было рядом с самого детства. Особенно серебряные украшения. Звучит немного странно, правда? Серебро является самым лучшим металлом для миниатюрной скульптуры. Розовое и желтое золото – это нечто теплое, притягивающее, что делает этот металл идеальным для отображения чистой роскоши. Из золота, на мой взгляд, лучше делать тонкие по работе украшения, серебро же позволяет делать более массивные и внушительные вещи. Я люблю и платину тоже, но она по ощущениям не такая теплая, как серебро и золото.

И все же, вернемся к черепам, крестам и рыцарским доспехам. Откуда Вы берете столь странные образы для ювелирных украшений?

Некоторые образы рождаются у нас в сознании, это могут быть какие-то чувства, проблемы или страхи. Я их выкладываю на бумагу в виде эскизов, а ювелиры воплощают в металле. Если вы обратили внимание, черепа у меня все смешные и веселые – на них надеты шлемы летчиков или парики, как в XIX веке. В конце концов, про бедного Йорика еще Шекспир писал! Для меня важно, чтобы мои украшения затрагивали разные чувства разных людей. Например, в своей новой коллекции я создал кольца для помолвки, которые намного более сентиментальные, чем привычные всем перстни с крупными камнями-солитерами. Я сделал это нарочито, потому что уверен, что это кольцо выберет натура эмоциональная, которая потом будет передавить его из поколения в поколение в своей семье. В моей новой коллекции также использовано множество образов из окружающего нас мира – цветов, пчел, бабочек, ящериц, лебедей и так далее, выполненных в самых разных материалах. Мне думается, что многие люди отыщут в ней что-то близкое для себя. Мне не хочется заниматься изготовлением «очередного кольца с бриллиантом». Это даже скучно! И уж если люди покупают украшения, то они должны приносить им радость и удовольствие, или хотя бы вызывать улыбку.

А что касается рыцарских доспехов и крестов, то у меня сестра – историк и лингвист. И поэтому я всегда интересовался английскими легендами и мифами, историями про рыцарей Круглого стола и короля Артура, отсюда моё увлечение геральдическими и героическими образами. Кстати, я был первым, кто сделал кулоны и подвески в форме дверных ключей. Сейчас их выпускает несколько известных ювелирных домов. Значит, людям это нравится! И на каждое украшение, поверьте мне, есть свой покупатель. Когда я делал коллекцию “Carpe Diem”, то опирался на итальянскую классику, традиции Венеции и, безусловно, на те символы, которые были и остаются в веках, такие как карнавальные маски, допустим…

Когда Вы впервые представили на рынок украшение с черепом, какова была реакция покупателей?

О! Я начал делать первые украшения с черепами в 1976 году, и это было настоящим шоком для потребителей. Мне было очень весело. Мы использовали в первой коллекции камни, которые до этого ювелиры не очень-то любили – турмалины, топазы, цитрины. Сейчас я предлагаю «Ящики Пандоры» – кольца, в которых открывается верхний крупный камень, а внутрь можно спрятать, что угодно.

Яд? Какое-то Средневековье прямо…

Кому что нравится. Для кого-то, может быть, и яд понадобится. Но мне кажется, что просто обладать такой миниатюрной «шкатулкой» в перстне – это здорово. Таких колец всего пять в мире! Подобные ювелирные работы возвращают нас во времена мастеров Фаберже, которые могли виртуозно обращаться с металлами, драгоценными камнями, разноцветными эмалями и тончайшими механизмами. Я просто обожаю работы старых русских ювелиров. Они были настоящими гениями своего дела.

Как бы Вы описали человека, с радостью покупающего и носящего Ваши украшения?

Это странно, но мне кажется, что это может быть и мужчина, и женщина, и 16-летняя арабская девушка, и 60-летний американец. Мои украшения – это ведь не только «рок-н-ролл». Они для людей, которые ценят и любят настоящее мастерство ремесленника. В любой стране. Мои коллекции отлично продаются в Европе и России, конечно, в Америке, а вот Японию и Китай я бы назвал «другими планетами», там качественно иной подход к украшениям вообще. Ближний Восток также высоко ценит ювелирное искусство и обладает солидными капиталами для приобретения уникальных украшений. Поэтому здесь, в Эмиратах, Theo Fennell тоже в большом почете.

Тео, мне было очень приятно познакомиться и пообщаться с Вами. На прощание я хочу попросить Вас пожелать что-нибудь нашим читателям?

Carpe Diem! Ловите момент! Наслаждайтесь каждой секундой своей жизни, ведь она коротка. Когда нас не будет, у наших детей и внуков останутся хорошие воспоминания о предках, сохраненные в красивых и о многом говорящих украшениях. Они вечны, в отличие от людей. Они есть сегодня, и будут завтра, и через сотни, и через тысячи лет. Найдите свой талисман, чтобы передать его потомкам.

Спасибо, Тео. До новых встреч в Дубае.

Похожие статьи: